Разделы

Бизнес

Дмитрий Алтухов: ИТ-аутсорсинг скоро станет нормой

Отечественный рынок ИТ-аутсорсинга пока нельзя считать сформировавшимся. Однако расти этот сегмент будет быстрее, чем ИТ-рынок в целом, уверен Дмитрий Алтухов, руководитель дирекции ИТ-услуг "УСП Компьюлинк". Российским компаниям пора свыкнуться с мыслью, что каждый должен делать только то, что умеет лучше всего, в том числе и когда речь идет об информационных технологиях.

Дмитрий Алтухов: рынок ИТ-аутсорсинга только формируется

CNews: Каковы ситуация на отечественном рынке ИТ-аутсорсинга?

Дмитрий Алтухов: Направление ИТ-аутсорсинга будет развиваться в России в ближайшей перспективе. Например, в США до 40% компаний пользуются услугами ИТ-аутсорсинга, а в России этот показатель пока составляет не более 5-7%. На мой взгляд, настоящий рынок аутсорсинга ИТ-услуг в России еще формируется. Есть отдельные проекты, но не более. В области аутсорсинга разработки программного обеспечения ситуация несколько лучше, но здесь доминируют зарубежные заказчики. Если же говорить о чистом аутсорсинге ИТ – в России пока только формируются как предложение, так и спрос.

Стандартные западные подходы к аутсорсингу основаны на больших долгосрочных контрактах, крупных центрах аутсорсинга. В России до сих пор не было ни спроса в нужном объеме, ни предложения. Возможно, это связано и с отсутствием государственной поддержки ИТ-отрасли до недавнего времени. Думаю, что технопарки при условии адекватной поддержки со стороны государства вполне могут стать стартовой площадкой для больших аутсорсинговых центров. В свое время именно так произошло в Индии.

На сегодняшний день нет устоявшейся модели аутсорсинга, нет стандартных услуг, прежде всего, потому что уровень зрелости бизнес-процессов российских компаний очень разный. Рынок крупных аутсорсинговых контрактов возможен в экономике, где практически все компании имеют сравнимый уровень формализации бизнес-процессов, где вариабельность базовых ИТ-процессов минимальна – тогда есть возможность предлагать стандартный пакет услуг. В России же практически любой аутсорсинговый контракт пока уникален.

CNews: Какие услуги сферы ИТ-аутсорсинга наиболее востребованы сегодня? И какие задачи российские заказчики сегодня готовы отдать на аутсорсинг?

Дмитрий Алтухов: Если говорить не только об информационных технологиях, то можно привести два примера: компании легко отдают на аутсорсинг уборку офиса и организацию питания сотрудников, но практически никто не готов последовать широко распространенной за рубежом практике аутсорсинга бухгалтерии. В России все большее распространение получает промышленный сервис – например, ремонт и обслуживание сложного оборудования в нефтегазовой отрасли и металлургии.

Я думаю, что сейчас можно говорить о начале формирования российского рынка аутсорсинга в широком смысле. Аутсорсинг ИТ станет по настоящему возможен, когда заказчики начнут считать нормой передачу определенной функции внешней сервисной организации.

Надеюсь, что на сегодняшний день почти все российские компании поняли, что не нужно, как минимум, ремонтировать компьютеры и офисную технику своими силами. И все больше руководителей осознают, что целый ряд функций по базовой поддержке офиса, офисной техники и пользователей удобнее передать внешней компании.

В области базовых ИТ-услуг рынок формируется наиболее быстро. В области аутсорсинга управления всей ИТ-инфраструктурой, например, корпоративной сетью, серверами в дата-центре – пока говорить о наличии рынка еще рано.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

CNews: Какие компании сегодня заинтересованы в том, чтобы отдать свои ИТ-процессы на аутсорсинг? По каким причинам компании решают отдать какой-либо ИТ-процесс на аутсорсинг? Что это дает, каковы преимущества и недостатки аутсорсинговой модели?

Дмитрий Алтухов: Речь должна идти об уровне зрелости компании. Аутсорсинг становится нужен, когда компания определяет для себя core business, то есть основной бизнес, то, что умеет делать лучше других, и хочет сосредоточиться именно на нем.

Все остальные процессы можно отдать тем, для кого они в свою очередь являются core business. Уборка офиса, питание сотрудников, ИТ-поддержка. Клининг, кэйтеринг, аутсорсинг. Заметим, что в русском языке все слова сейчас являются просто "кальками". Нам не свойственно отдавать, мы "и чтец, и жнец, и на дуде игрец". Делаем все сами. А хорошо или плохо – не так уж важно.

А аутсорсинг – для тех, кто подумал о том, что каждый должен заниматься тем, что умеет делать лучше всего, в частности, "сапоги тачать сапожник".

CNews: Сегодня на мировом рынке ИТ-аутсорсинга доминирует тенденция заключения договоров all-in-one, что означает, что все виды ИТ-аутсорсинга передаются одной компании. В то же время эксперты полагают, что вскоре развитие получит мультисорсинг – передача отдельных направлений разным компаниям. Как эти тенденции коррелируют с российским рынком, каково ваше мнение по этому вопросу?

Дмитрий Алтухов: Я не считаю, что есть доминирующая тенденция. Существуют различные стратегии аутсорсинга ИТ-услуг, для разных отраслей и разных компаний такие стратегии, естественно, могут отличаться. Критерии выбора вполне очевидны: либо единая точка контакта и экономия на управленческих издержках по координации, либо - выбор самых лучших и профессиональных компаний. Выбор между ERP и best of breed основан ровно на таких же принципах.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

CNews: Есть мнение, что содержать собственное ИТ-подразделение дешевле, чем отдать ряд ИТ-задач на аутсорсинг. Насколько это соответствует действительности? Если аутсорсинг дороже – чем это обусловлено? Если же аутсорсинг дешевле – почему это направление ИТ-бизнеса пока не получило обширного развития в России?

Дмитрий Алтухов: Сначала нужно понять: а может ли кто-то посчитать полную стоимость содержания собственного ИТ-подразделения? Если в затраты на содержание ИТ-подразделения включить только заработную плату (даже со всеми налогами и отчислениями), то аутсорсинг будет дороже. А на самом деле надо учитывать все – затраты времени высшего руководства, затраты на рабочие места, на поиск и подбор персонала, на обучение и еще множество параметров, о которых компании обычно не думают. Вот в этом случае аутсорсинг не будет дороже. С другой стороны, стоимость такого расчета неоправданно высока, слишком много параметров нужно учитывать и слишком долго считать. Здесь скорее должен быть гибрид расчета и интуитивной оценки.