Разделы

Бизнес

МРЦБ: до ИТ-консалтинга нужно дорасти

Российский рынок ИТ-консалтинга стремительно развивается, прирастая задачами нового класса. Сегодня для осуществления масштабного ИТ-проекта недостаточно компетенции лишь в сфере информационных технологий. Директор по управлению проектами компании МРЦБ Наталья Яскевич, проработав свыше 12 лет на российском рынке ИТ-консалтинга, уверена: решить подобные задачи под силу только консультанту, имеющему за плечами солидный опыт реализации самых разных проектов, высококвалифированный штат сотрудников и профессиональных методологов. В интервью корреспонденту CNews Наталья Яскевич рассказывает об особенностях и перспективах развития российского рынка ИТ-консалтинга.

Наталья Яскевич: Самое главное – это люди и их отношение к работе

CNews: Каковы основные тенденции потребностей клиентов в сфере ИТ-консалтинга сегодня?

Наталья Яскевич: В сферу ИТ-консалтинга входят многие направления услуг. Одним из основных остается внедрение корпоративных информационных систем управления (КИСУ).

Традиционно сильна потребность в реализации комплексных масштабных проектов, включающих в себя бизнес-консультирование, разработку методологии, проектирование и внедрение информационной системы, построение ИТ-инфраструктуры, а также последующий аутсорсинг сопровождения и развития. Нередко при этом выбор делается в сторону одной компании, берущей на себя ответственность за достижение общего результата.

Наталья Яcкевич
Наталья Яскевич: Задача консультанта - совместно с клиентом формализовать его потребности и предложить соответствующие пути решения

Для крупных холдингов возрастает потребность в тиражировании информационных систем, когда в ИТ-подразделении компании-холдинга уже есть свое разработанное решение и необходимо его внедрить во всех дочерних структурах. При этом мы часто стакиваемся с тем, что в штате многих российских компаний есть достаточно сильные программисты, но нет опыта внедрения продуктов, понимания требований этого процесса, его последствий. Наш подход к тиражированию включает в себя большой подготовительный этап, включающий в себя комплексное тестирование решения для всесторонней оценки его на готовность к внедрению. Мы дополняем существующие наработки компании-клиента эксплуатационными документами. Такие документы позволяют любому вновь пришедшему сотруднику ИТ-подразделения без проблем приступить к развитию и доработке системы, дают понимание, как ее нужно сопровождать.

Компаниям, имеющим территориально-распределенную структуру, особенно важно стандартизировать подходы к сопровождению и развитию используемого ПО. При этом необходимо учитывать, что наличие квалифицированных кадров в центральном офисе не означает их наличие на местах. Появляется разрыв, который может быть заполнен консультантами.

Другую группу составляют компании, выбирающие консультанта для разработки методологии с учетом будущего программного продукта. После выбора подрядчика по настройке и внедрению информационной системы, методолог проводит аудит того, как настраивается и внедряется продукт другими консультантами, то есть возникает потребность в независимой экспертизе проводящегося проекта. Конечно, подобное могут позволить себе далеко не все, в основном, это крупные и средние предприятия. Но для них обычно велики объемы инвестиций в реализацию задуманного, и, самое важное, критичны сроки. Появление в проекте консультанта-методолога, не менее квалифицированного, чем выбранный подрядчик по настройке и внедрению, снижает для клиента возможные риски.

Еще одна тенденция рынка – в случаях, когда у российских компаний есть свои ресурсы, но они разрознены и нет опыта проектной деятельности, все чаще возникает потребность в привлечении профессиональных управляющих проектом. Компанию-консультанта берут для того, чтобы она правильно выстроила организационное взаимодействие на проекте. Управление проектом предполагает контроль за соответствием промежуточных результатов задачам проекта, бюджетом, соблюдением сроков. Составляются регламенты, приказы, инструкции, согласовывается график обучения и проведения тестирования пользователей. На первый взгляд, эти вещи кажутся мелочью, но мы знаем много проектов, которые из-за неправильно выстроенных организационных процедур так и не достигли успеха.

CNews: "МРЦБ" уже 15 лет работает на рынке ИТ-консалтинга. Вы можете рассказать об изменениях предметного профиля компании за этот период?

Наталья Яскевич: С развитием изменялись потребности клиентов, а вместе с ними и предметный профиль нашей компании.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Если раньше потребности в автоматизации сводились в основном к бухгалтерскому и налоговому учету, то сейчас востребованы решения, функционально покрывающие весь спектр финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятий. В целом можно сказать, что сейчас компаниям интересны комплексные и масштабируемые решения.

CNews: Какой подход использует Ваша компания при реализации комплексных и масштабируемых решений?

Наталья Яскевич: Не все клиенты готовы сразу внедрять КИСУ на основе полнофункциональных программных платформ. Многие начинают с локальных приоритетных задач. При этом наша задача – исключить создание лоскутного одеяла, предложив внедрение тех решений, которые позволят, наращивая функциональность, создать интегрированную систему.

Одной из положительных тенденций на сегодняшний день является осознание большинством российских компаний необходимости определения ИТ-стратегии.

Сергей Голицын, T1
Цифровизация

При совместном с клиентом формировании ИТ-стратегии, разработке системного проекта построения КИСУ закладывается план постепенного перехода от внедрения более простых решений, снимающих первые насущные проблемы, к более сложным.

Здесь консультанту важно ориентироваться на то, как будет развиваться бизнес клиента, и выбирать такие платформы, которые позволяют в будущем осуществить нужный переход либо предоставляют возможность интеграции на переходный период.