Разделы

Бизнес

Рейдеры в хайтеке России: правда жизни

Рейдерские захваты производственных активов организаций, земли или недвижимости за последние два-три года стали нормой деловой жизни России. В Петербурге произошло несколько захватов предприятий, за которые шла самая настоящая война. Практика показала, что любая высокотехнологическая компания и даже завод, работающий на оборонную промышленность страны, могут стать объектами интереса рейдеров.

Оборона "Измерона"

Одним из крупнейших дел по захвату технологического предприятия стала история завода "Измерон", начавшаяся 21 сентября 2004 года. На территорию предприятия ворвались около 50 человек с битами и кусками арматуры в руках (сотрудники ЧОПов "Триумф" и "Селенга"), которые блокировали входы и выходы. Действиями пришельцев руководил некий Олег Федоров, представившийся "бывшим сотрудником милиции". Вместе с господином Федоровым на предприятие явился некто Сергей Кириллов, отрекомендовавшийся исполнительным директором "Измерона" и сообщивший, что его на эту должность назначил директор предприятия Владимир Войцеховский. Тот, в свою очередь, в этот момент находился в больнице (эту информацию по телефону подтвердил и сам господин Войцеховский, заявив, что "на заводе все в порядке"). Пришельцы предъявили копию постановления Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, вынесенного в обеспечение иска миноритарного акционера ЗАО "Измерон" пенсионера Олега Кравченко.

Завод "Измерон", ранее Ленинградский инструментальный завод, занимается производством высокоточных измерительных приборов для различных отраслей промышленности. Располагая высокими технологиями и современной производственной базой, завод реализует новейшие разработки и конструктивные решения. "Измерон" представляет собой замкнутую технологическую цепочку, которая включает конструкторское бюро, технологический отдел, метрологическую службу, экономический отдел, производство высокоточного измерительного инструмента и электронных средств контроля линейных величин.

Комплекс зданий завода состоит из 15 производственных и офисных зданий общей площадью 40 000 кв.м. и находится в историческом центре Санкт-Петербурга, между Синопской набережной Невы и Суворовским проспектом. С двух других сторон его окружают Александро-Невская лавра и Смольный собор.

В каталоге знаменитого авиасалона МАКС-2003 "Измерон", производитель высокоточных измерительных приборов, фигурировал наряду с такими монстрами оборонки, как, например, концерн ПВО "Алмаз-Антей" и ГУП "АВПК "Сухой".

Как стало известно CNews, истец работал сторожем на заводе, и когда захватчикам не удалось провести скупку акций — трудовой коллектив был достаточно сплоченный, и сотрудники не захотели расставаться со своей долей предприятия, — у г-на Кравченко был куплен минимальный пакет ценных бумаг (он составлял буквально 2-3 акции). Его удалось убедить, что предприятие разваливается, деньги разворовываются, и нужен новый сильный хозяин, который наведет порядок. Получив от него доверенность на представление его интересов в суде как акционера, захватчики подали несколько исков, пытаясь оспорить сделку трехлетней давности по передаче имущественного комплекса ЗАО "Измерон" в ОАО "НПО 'Измерон'". Получив под это обеспечительную меру в виде ареста объектов недвижимости, зимой захватчики организован "заход". И, так как у них не было необходимого пакета акций для того, чтобы поменять генерального директора, произошла попытка подделки второго реестра акционеров, объявленного "ранее утерянным". По всей видимости, в рамках подготовки территории завода к продаже третьим лицам.

Завод
Завод "Измерон" стал объектом вожделения райдеров

Как рассказывал CNews Валерий Зинченко, руководитель отдела корпоративных конфликтов антирейдерской компании "Зеленый Коридор": "ситуация носила откровенно криминальный характер, и не только по документам. Завод "Измерон" подвергся захвату так называемых "черных" рейдеров. Наличествовали все характерные признаки: подделанные документы, работа с чиновниками, силовой захват. Все было очень запутано, я даже не могу сказать, кто именно руководил атаковавшими "Измерон". Постоянно менялись "ответственные хранители". Никакого конкретного лица, с которым можно было бы вести разговор, не было. Собственно захват осуществляли профессиональные наемники, которые имеют отношение к юриспруденции, к силовым, криминальным блокам и которые, безусловно, связаны с правоохранительными органами. Без всего этого было бы просто невозможно устроить подобное. На завод приезжали все: от участковых до генералов. Все было подготовлено очень серьезно, так как там было за что бороться. Объект стоит порядка 20 млн. долл., плюс центр города и хорошие подъездные пути. Территория очень интересная в плане инвестиций в будущем. Это было одно из первых оборонных предприятий, которое подверглось захвату".

В ходе следствия по делу "Измерона", сопровождавшегося чередой убийств (погибли соучредители ЗАО "Измерон" — Елена Нещерет и Борис Переверзев), была установлена его связь произошедшего с убийствами главы концерна "Алмаз-Антей" Игоря Климова, главы компании "Химинвест" Михаила Иванова и соучредителя компании "ПКФ Русма" Рубена Нариманова.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

За всеми ними стоял Константин Братчиков, соучредитель Ладожской инвестиционной компании (ЛИК), который посчитал, что Климов обошел его при дележе имущества ЛИКа. Эта компания занималась скупкой акций промышленных предприятий и к моменту перехода Игоря Климова на работу в администрацию президента в начале 2000-х годов контролировала несколько заводов в Петербурге и на Северо-западе, в том числе и "Измерон". По версии следствия, Игорь Климов, работая в Москве, продолжал влиять на деятельность заводов, входивших в ЛИК. Совладельцем "Измерона" до последнего времени была сестра Игоря Климова Инна, а г-жа Нещерет отказывалась пускать Братчикова на свое предприятие без указания Климова. Когда же Климов и Нещерет были убиты, а наследники убитых продали свои пакеты акций не Братчикову, а компании "Форум Инвест", неизвестные лица организовали рейдерский захват завода "Измерон".

Рейдерам, однако, не удалось предусмотреть всего: проблема заключалась в том, что помимо производственных площадей на заводе были корпуса, которые сдавались в аренду. Огромному количеству арендаторов захват в одночасье закрыл вход на работу. Один из таких арендаторов, который помимо этого был еще и акционером, Ярослав Нещерет, директор компании "Проммашинструмент", обратился в антирейдерскую фирму "Зеленый коридор" с просьбой помочь разобраться в обстоятельствах. В результате в ноябре-декабре 2004 года была подготовлена юридическая ситуация, которая позволила получить "Проммашинструменту" ответную обеспечительную меру в виде права на вывоз имущества, которое находилось на территории завода "Измерон". "В рамках правового поля, под прикрытием приставом и физзащиты нам удалось попасть на территорию завода. В течение нескольких суток, КАМАЗами мы бесперебойно вывозили имущество на склад, который был арендован специально для этих целей. Операция прошла достаточно успешно. Противники ничего не смогли нам противопоставить", — рассказывает г-н Зинченко.