Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Алексей Галаган: Стратегия развития - курс на интеграцию

Тенденция консолидации, слияний и поглощений становится одним из определяющих направлений развития современного российского бизнеса. В связи с этим актуальной является задача интеграции разрозненных информационных систем, действующих на предприятиях, входящих в холдинги и группы компаний. О путях решения этой задачи в интервью CNews рассказывает руководитель дирекции интеграционных проектов консалтинговой группы "Борлас" Алексей Галаган.


CNews: Тема интеграционных технологий в последнее время активно обсуждается, можно даже сказать, стала "модной". Тем не менее, под интеграцией понимается очень широкий спектр услуг. Что вы понимаете под "интеграционным проектом"?

Алексей Галаган: Дать короткий и исчерпывающий ответ трудно, так как границы интеграционного проекта часто перекрывают смежные задачи информационного обеспечения бизнеса. Один из вариантов можно сформулировать через отрицание: интеграционный проект – это совокупность организационных и технических мер, качественно изменяющих информационное обеспечение бизнеса компании, но не включающих в себя задачи генерации первичных документов и их оперативной обработки. Последнее – одна из функций ERP-систем, и в этом ключевое отличие ERP- и интеграционного проектов. Ведь проект по внедрению ERP-системы тоже решает задачу централизации управления, но в этом случае происходит скорее не интеграция, а замещение существующих информационных систем единой системой.

Концепция интеграции базируется на том, что на предприятии уже есть или планируются источники операционных данных, причем уровень их детализации может находиться в самых широких диапазонах, вплоть до Excel-файлов с сильно агрегированными показателями, доставляемых по электронной почте. Стоит задача повысить качество, оперативность, защищенность и удобство доступа к информации. При этом одним из весьма вероятных сценариев развития интеграционного проекта может стать решение модифицировать или заменить ряд существующих учетных систем, если последние не поставляют данные требуемой детализации или качества. Но в этом случае решения по модернизации принимаются осознанно, и к информационным системам применяются корпоративные стандарты, а не наоборот, когда стандарты подстраиваются под возможности информационных систем.

Алексей Галаган: Интеграция включает широкий спектр задач, и ее нужно обязательно видеть в целом, а внедрять поэтапно

Алексей Галаган: Интеграция включает широкий спектр задач, и ее нужно обязательно видеть в целом, а внедрять поэтапно

Я предлагаю использовать следующую классификацию задач интеграции. Во-первых, интеграция на уровне бизнес-процессов. Это, пожалуй, наиболее молодой и динамично развивающийся спектр интеграционных решений. Бизнес-задача такой интеграции – автоматическое разнесение данных, подготовленных в системах-источниках, во все приложения, так или иначе потребляющие эти данные. Решение исключает необходимость повторного ввода, обеспечивает гарантированную доставку с возможной трансформацией данных в форматы получателей. Серьезным конкурентным преимуществом такого подхода является централизованное хранение бизнес-логики взаимодействия источников и получателей данных. При этом встроенный универсальный язык описания этой логики позволяет гибко реагировать на изменения бизнеса, без перепрограммирования настраивать алгоритмы трансформации, безболезненно адаптируя в корпоративную систему новые компоненты. Одним из подписчиков на события, происходящие в разнородной корпоративной среде, могут выступать специализированные системы бизнес-мониторинга Business Activity Monitoring (BAM), позволяющие расширить возможности оперативного управления, сигнализируя в реальном масштабе времени о состоянии критически важных бизнес-показателей: структуре и качестве готовой продукции, остатках на складах или динамике отгрузки продукции контрагентам. Новой, но крайне востребованной задачей, является интеграция ERP-системы с автоматизированными системами управления технологическими процессами (АСУТП), системами безопасности и технологией меток радиочастотной идентификации продукции (RFID). Инвестиции в их бесшовную интеграцию позволяют получить широко известный в литературе, но трудно достижимый на практике, сингулярный эффект комплексного внедрения. Технологической базой интеграции бизнес-процессов является сервисно-ориентированная технология SOA.

Как мигрировать с SAP ERP на 1С за 9 месяцев: кейс крупного производителя табачной продукции
Бизнес

Во-вторых, интеграция на уровне данных. Это классическое OLAP-решение – обкатанная на большом количестве проектов, проверенная временем технология информационных хранилищ, многомерных предметных витрин данных и аналитических приложений. В противовес первой, интеграция данных работает, как правило, не по событиям, а по регламентам. Информационные связи при этом однонаправленные и ориентированы строго в одну сторону, от источников первичных данных в хранилище. Бизнес-задача такой интеграции – это создание единого информационного пространства компании. Информация, попадающая в хранилище, должна быть очищенной, согласованной и актуальной. Архитектура базы данных, содержащей гигантские объемы структурированной и неструктурированной информации, должна быть спроектирована под требования эффективного неформализованного доступа к показателям с любым уровнем детализации и по произвольной комбинации аналитик. Ошибки в проектировании хранилища могут свести на нет всю интеллектуальную составляющую решения - алгоритмы очистки, консолидации, контентного поиска, а вот специализированное интеграционное программное обеспечение позволяет эффективно балансировать между стоимостью, уровнем детализации и эффективностью доступа к данным. Ключевым конкурентным преимуществом OLAP-инструментария, с моей точки зрения, является наличие встроенного многомерного движка. Его наличие в интеграционном программном обеспечении, а главное – квалифицированное применение его в проектных решениях, позволяет снять основные технологические риски интеграционных OLAP-проектов.

В-третьих, интеграция на уровне коллективной работы с контентом. Это портальное решение, объединяющее очень широкий спектр задач работы с неформализованными данными. Бизнес-задача здесь – создание удобного, персонифицируемого, защищенного, а при необходимости и мобильного интерфейса взаимодействия со всеми информационными ресурсами компании. Через внутренний портал должен быть организован основной документооборот компании, на портале должны быть выложены корпоративные сервисы коллективной работы с контентом: почта, форумы, Web-конференции, календари, файловые сервисы. Через портал как через единую точку входа с однократной регистрацией, пользователь может получить всю доступную для него аналитику, войти в любое приложение. Удаленным пользователям доступ к информации разрешен только через защищенный доступ, мобильный вариант портала должен быть оптимизирован под существующие каналы связи. Отдельной опцией интеграции стоит задача идентификации корпоративных пользователей. Не секрет, что ценность информации многократно увеличивается по мере ее централизации. Защите подлежат все элементы системы: каналы связи, базы данных, корпоративный контент: почта, документооборот, система обмена мгновенными сообщениями и т.п. Интеграция большого количества локальных систем, обладающих локальными средствами идентификации, многократно увеличивает вероятность несанкционированного доступа к корпоративным информационным ресурсам. Так, только задача ведения единого каталога пользователей всех систем и централизованного управления этим каталогом является на сегодняшний день одной из актуальных задач большинства крупных ИТ-служб.