Разделы

Бизнес Техника

Константин Сидоров: В России у дистрибьюторов больше маржа, но выше риски

Президент холдинга RRC Константин Сидоров в интервью CNews рассказывает о тенденциях российского рынка дистрибуции, о первых итогах преобразования компании RRC в холдинг, об особенностях работы компании на отечественном и европейском рынках...

CNews: Как вы оцениваете уровень развития конкуренции на рынке дистрибуции компьютерной техники в России? Можно ли говорить о том, что такие негативные факторы как использование «таможенного ресурса», жесткий ценовой демпинг и отсутствие маржи – это недуги, которым отрасль уже окончательно переболела? Или пока это не так?

Константин Сидоров: Уровень конкуренции на рынке с каждым годом только возрастает. Чем больше рынок - тем больше компаний вкладывает в него средства, тем большие ожидания возникают у участников рынка. Если сравнить размер маржи дистрибьюторов в России и Восточной Европы – то там она еще меньше, в Германии тоже. Поэтому я думаю, что с ростом отечественного рынка маржа дистрибьюторов будет только падать. И, следовательно, конкуренция будет расти.

Еще одна негативная тенденция нашего рынка, характерная для текущего года – это неоправданные ожидания. По результатам второй половины 2004 года у многих компаний намечался очень серьезный рост. Строились прогнозы, что он будет продолжаться и в 2005 году. Но, насколько я знаю, этого не произошло. Сейчас рынок находится в состоянии стагнации. А поскольку компании уже «проинвестировались» в предполагаемый рост, то демпинг усиливается. Что касается использования таможенного ресурса, я не думаю, что этот фактор характерен для нашей страны. Сегодня все компании пользуются услугами таможенных брокеров. Это отдельный бизнес, который предлагает свои услуги всему рынку по ценам, которые всем известны. Поэтому я не думаю, что какие-то компании пользуются теми или иными преференциями.

Константин Сидоров: Сегодня в России все компании пользуются услугами таможеных брокеров
Константин Сидоров: Сегодня в России все компании пользуются услугами таможеных брокеров

Что касается демпинга – то если рынок стабильный, если он развивается в соответствии с ожиданиями – никто не будет просто так снижать цену. А если рынок находится в состоянии стагнации, а дистрибьютор планировал намного большие продажи, то из-за ситуации на рынке у него склады начинают расти и он должен искать способы оптимизации складов. Один из таких способов - снижение цен. И его конкуренты вынуждены делать то же самое.

CNews: Снизится ли маржа настолько, что дистрибьюторам станет совсем невыгодно работать?

Константин Сидоров: Мне кажется, что нет. Именно поэтому сейчас идет серьезная диверсификация дистрибьюторов. Это как раз то, что уже произошло на рынке Восточной и Центральной Европы. Компания просто должна четко определить свои конкурентные преимущества.

Дистрибьютор должен быть либо очень крупным, и тогда он работает с совсем маленькой маржой, и компенсирует это за счет слаженных логистических механизмов и огромного объема. Или же не очень большая по размерам компания начинает давать своим дилерам какой-то добавленный продукт, который обычный дистрибьютор предоставить не может. Это техническая поддержка и помощь клиентам, это индивидуальный подход для решения тех или иных вопросов, в том числе - вопрос кредитования и больших поставок. Такая модель называется Value Added Distribution (VAD).

Серьезная проблема широкопрофильных дистрибьюторов в том, что при большом объеме они не могут быть гибкими. Они работают как механизм, который обслуживает огромное число посетителей по четко определенному стандарту. VAD может быть гораздо более гибким.

CNews: Ваша компания входит в узкий круг отечественных предприятий, ведущих полноценный бизнес в странах Восточной Европы. Можно ли говорить, что бизнес в разных регионах идет по разному? Как вы оцениваете культуру бизнеса в России, на фоне наших европейских соседей?

Константин Сидоров: У каждой страны - своя специфика. Есть некоторые нюансы, к которым надо адаптироваться. Это касается и партнерской базы, и положения того или иного вендора. Даже в маленьких соседних странах, таких как Чехия и Словакия, один и тот же вендор может занимать разную долю рынка. В одной стране могут быть очень сильные локальные дистрибьюторские компании, то в другой - наоборот, главенствующую роль могут играть транснациональные компании. Для того чтобы быть успешным на рынке, нужно понимать, какую нишу ты можешь занять. Нельзя создать универсальную модель, которая будет работать во всех странах.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Что касается разницы культуры бизнеса России и Восточной Европы, то я бы не сказал, что мы чем-то серьезно отличаемся. Если мы отбросим все проблемы, связанные с нашими таможенными делами и вопросами налогообложения, то во всем остальном мы очень похожи, и методы привлечения и удержания канала те же самые.

В отношении таможенных вопросов и налогообложения в Европе нет никаких проблем. В структуре компаний там даже нет порой такой должности, как логистик в нашем понимании этого слова. Все доставляется от вендора до дверей вашего складского помещения. Там не может ничего «зависать». Если речь идет о компании, которая является зарегистрированным в Европе плательщиком НДС, то экспортер, осуществляющий поставки внутри Европы, отправляет ей все документы вместе с оборудованием. Очень сильны позиции курьерских компаний, которые доставляют груз потребителям.

В России же сложилась такая сложная ситуация с таможней, прежде всего, в силу высокого уровня коррумпированности наших органов. Существующая система прежде всего выгодна тем, кто берет взятки. Если бы государство хотело что-то изменить в «таможенном» вопросе, думаю, это можно было бы сделать.

CNews: Какая доля бизнеса группы RRC сейчас приходится на продажи в Восточной Европе?

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Константин Сидоров: Бизнес в Восточной Европе – это где-то 40% бизнеса нашей компании, остальные 60% приходятся на Россию. В странах Восточной Европы намного острее конкуренция и меньше «маржинальность» бизнеса. Поэтому я бы не сказал, что в Восточной Европе комфортнее работать. Там более предсказуемый, стабильный бизнес. Но это не значит, что там можно больше зарабатывать.

В России, напротив, больше маржа, но и риск ведения бизнеса выше. Это оценка международных кредитных рейтингов. Наш рынок исключительно интересен, но не прозрачен.