Universal Partner

Рынок онлайновой торговли в России

Рынок онлайновой торговли в России 
  • E-commerce: как все начиналось
  • Современность: мировые тенденции
  • E-commerce в России: сегодняшний день
  • Структура аудитории, узлов, рынка интернет-услуг
  • Основные направления e-commerce
  • Развитие направления B2C в мире
  • B2C в России: сегодня и завтра
  • Сектор B2B в мире и в России
  • Аналитики тоже ошибаются: анализ прогнозов
  • Светлое будущее электронной коммерции
  •  

    Рынок онлайновой торговли в России — быстрорастущий и перспективный сектор экономики. В данном обозрении читателю предлагается срез современного состояния этого рынка в нашей стране и сравнение его с мировой картиной, приводятся прогнозы ведущих экспертов и мнения непосредственных участников рынка.

    Интервью в обозрении:

    Станислав Котомкин
    Станислав Котомкин: Успех любого проекта зависит от постановки бизнес-задач внутри компании и умения их выполнять SendFlowers
    Алексей Кузовкин
    Алексей Кузовкин: Обращение к практике продаж через интернет эффективно для компании любого уровня РБК СОФТ
    Камаль Мерием
    Камаль Мерием: Потребители ощутили преимущества онлайнового приобретения техники PC Home
    Феликс Мучник
    Феликс Мучник: Основной оборот всем онлайновым магазинам будет делать малый и средний бизнес SoftKey
    Андрей Ревенко
    Андрей Ревенко: Эра романтизма в интернете сменилась эрой практиков Линия
    Алексей Рубцов
    Алексей Рубцов: Российский бизнес на пути к использованию торговых систем ОАО «Русские WEB-Ресурсы»

    E-commerce: как все начиналось

    E-commerce: как все начиналось 
    В настоящее время онлайновая торговля — вполне сформировавшийся рынок, развивающийся по общим экономическим законам и даже уже имеющий свою историю. А ведь еще сравнительно недавно, в эпоху становления интернета, сетевые представительства могли позволить себе лишь очень немногие и весьма состоятельные компании. Тогда все начиналось с небольших статичных сайтов, без интерактива, единственной целью которых являлось привести потенциальных покупателей в существующий физический магазин. Под присутствием в Сети понимались лишь контактные телефоны, адрес, схема проезда; даже электронная почта была редкостью. Затем, постепенно, с развитием систем управления базами данных и увеличением пропускных способностей каналов передачи, начали появляться периодически обновляемые интернет-версии прайс-листов на товары или услуги компаний.

    Как правило, под интернет-магазином тогда понимали именно интернет-интерпретацию реально существующего магазина, позволяющую просматривать прайс-листы этого магазина посредством интернета. Так появились онлайн-каталоги. Далее последовали три серьезных шага, обеспечивших полноценное существование интернет-магазинов как полностью самостоятельных организаций, а именно:

    • обогатились средства взаимодействия с клиентом, который получил возможность не только просматривать, но и заказывать, а впоследствии и оплачивать товары или услуги, не отходя от компьютера;
    • произошел разрыв между реальными магазинами и их интернет-версиями, то есть интернет-магазин смог существовать без своего физического собрата;
    • началась поставка товаров или услуг не только конечным потребителям, но и дистрибьюторам.

    Являясь одной из самых населенных стран мира, Россия до сих пор не может похвастаться столь же серьезным охватом своих жителей сетевыми технологиями, как в развитых странах. Сам интернет появился у нас с заметным опозданием относительно большинства стран и до сих пор не стал простой, привычной и повсеместно развитой сферой деятельности. Одно из важнейших отличий российского интернета от западного кроется в его истории: пионерами в освоении российской Сети стали не коммерческие организации, а политические структуры и СМИ. Специфические возможности Сети были использованы различными субъектами отечественной политической жизни в информационных войнах, во время парламентских и президентских выборов, в проведении международной информационной политики. Таким образом, интернет в России формировался во многом как среда политической коммуникации.

    Пять шагов к B2B   Пять шагов к B2B
    Информационно-аналитический обзор «Российский рынок В2В»   Информационно-аналитический обзор «Российский рынок В2В»

    Современность: мировые тенденции

    Современность: мировые тенденции 
    Все большее количество компаний в мире используют Сеть для развития своего бизнеса — по оперативности онлайновые магазины во много раз превосходят физические аналоги. Согласно исследованиям компаний ACNielsen и Yahoo!, несмотря на спад в экономике в целом и интернет-секторе в частности, выросло доверие потребителей к интернету: в этом году в течение прошедшего квартала индекс спроса в западных онлайновых магазинах не изменился, а по сравнению с прошлым годом — вырос на 8 пунктов. При этом покупатели с высшим образованием доверяют Сети больше, чем те, кто не закончил колледж — 144 пункта (+15%) против 125 (+5%). И тратят, соответственно, больше — на $75.

    В основном, правда, это касается США: развитие розничной интернет-торговли в Европе пока остается на достаточно низком уровне: там всего 35% пользователей Сети совершали покупки в онлайне, что ненамного, но все же больше аналогичного показателя прошлого года. Самая высокая доля тех, кто хоть раз пробовал совершить покупку в Сети, зафиксирована в Великобритании — 55%.

    Все более лояльно к покупкам в онлайне относятся бразильцы; бурный рост переживает онлайновая торговля в Южной Корее; крайне популярны онлайновые магазины в Японии.

    Как бы то ни было, Европа, отставая, все же мало-помалу нагоняет Америку, осознав необходимость внедрения веб-сервисов для развития бизнеса. По данным последнего исследования, проведенного по заказу компании BEA Systems, более половины европейских компаний — 54% — уже внедрили веб-сервисы. Более широкому распространению веб-сервисов препятствуют, в первую очередь, опасения по поводу безопасности их использования — именно это останавливает 48% европейских организаций. К тому же, не все компании-первопроходцы в восторге от сделанного выбора: каждый пятый из опрошенных IT-директоров не удовлетворен результатами использования новых технологий, и лишь 59% из них признали, что существуют видимые положительные результаты такого внедрения — например, налаживание более тесных связей с клиентами и партнерами, повышение эффективности работы, более быстрое и дешевое оказание услуг.

    Экономическая эффективность интернета

    Коммерция
    Коммуникации
    Информация
    Мультимедиа
    Источник: Intel

    Кроме того, малые предприятия торговли отстают в использовании средств электронной коммерции от крупных компаний: в Британии, к примеру, 56% из них даже «не думали о преимуществах Сети». В то же время, из крупных фирм 77% процентов используют технологии e-commerce, 71% публикуют адрес электронной почты и 53% имеют веб-сайт.

    А каковы успехи на территории одной пятой части суши?

    E-commerce в России: сегодняшний день

    E-commerce в России: сегодняшний день 
    PC Home

    PCHome — интернет-магазин, специализирующийся на продаже компьютерной и околокомпьютерной техники.

    Ассортимент предлагаемых PCHome товаров включает позиции как для домашних пользователей, так и для организаций. В каталоге PCHome представлено более 5000 наименований товаров от ведущих мировых производителей (Intel, IBM, Compaq, HP, Epson и др.). Поддерживать невысокий уровень цен при огромном ассортименте PCHome удается благодаря прямым контактам с крупнейшими поставщиками техники и применению новейших технологий интернет-торговли.

    Число и разнообразие онлайновых торговых площадок, в том числе и в России, невероятно велико. Как и на улицах любого города, в интернете можно встретить и крупнейшие гипермаркеты, и крохотные магазинчики. Купить и продать через Сеть можно все: от скрепки — до коттеджа или нефтепродуктов.

    Глубокое исследование российского рынка онлайновой торговли провела компания Gallup SPb в июне 2000 года. Каждый магазин оценивался по ряду параметров: дизайн (наличие витрины, качественная оценка общего оформления и пр.), наличие технологических ошибок (незагружаемые элементы графики, ошибки в гиперссылках), оценивался ассортимент товаров, гендерный профиль магазина, качество и объем представленной информации о товаре, сложность работы с каталогом товаров и наличие системы внутреннего поиска. Также рассматривались используемые системы оплаты и декларируемые схемы доставки товаров, маркетинговая стратегия продвижения как электронного магазина в целом, так и предлагаемых товаров и услуг.

    По результатам исследования, 73% онлайновых магазинов продвигают собственный брэнд, 27% ресурсов позиционируют себя как часть корпоративного бизнеса и не имеют собственной торговой марки. Эти данные хорошо коррелируют с цифрами наличия собственных доменных имен интернет-магазинов. 48,6% имеют зарегистрированный домен второго уровня (в зонах RU, COM или NET), 19% являются владельцами домена третьего уровня, 5,4% обходятся доменным псевдонимом, предоставляемым службами псевдонимов и бесплатного хостинга, 27% не имеют собственного доменного имени, их адрес во всемирной сети трудно запоминаем, его невозможно продвигать путем не-интенетовских PR-акций и публикаций в традиционных СМИ.

    35,1% сетевых магазинов унаследовал от классических торговых предприятий такой атрибут, как витрину товаров; подавляющее большинство рассмотренных сайтов (62,2%) профессионально оформлены; дизайн 29,7% магазинов можно квалифицировать как устаревший или выполненный не на должном уровне; 8,1% ресурсов онлайновой торговли имели универсальный текстовый дизайн с минимальным использованием графики. Кроме того, исследование показало, что 10,8% ресурсов имели серьезные технологические ошибки при своем создании или поддержке.

    Также выяснилось, что далеко не все сетевые магазины полноценно используют возможности интернета для представления информации о товаре (подробное описание, фотографии, видеоматериалы и пр.). Особенно остро это противоречие проявляется при оценке удобства навигации в каталоге товаров и легкости поиска отдельных видов товара. Эксперты вынесли важность этой характеристики магазина на первое место. Объективно только 46% сайтов электронной торговли имеют логично построенный каталог товаров с понятной навигацией между разделами и товарными группами. Кроме того, более половины магазинов (59,5%) не имеют системы поиска по товарам.

    Как правило, сетевая коммерция предлагает на выбор покупателю несколько схем оплаты товаров. Подавляющее большинство магазинов (62,2%) при проведении сделок делают основную ставку на предоплату реализуемых товаров и услуг через банк. В 18,9% магазинов можно сделать приобретение наложенным платежом (при получении товара на почте или при доставке курьером). Дебетовые и кредитные карты принимают 8,1% компаний сетевой торговли, ровно столько же (8,1%) используют другие электронные системы оплаты (PayCash, WebMoney и пр.). Не оглашают схему оплаты 29,7% магазинов.

    Подавляющее большинство интернет-магазинов (94,6%) предлагают услуги по доставке товаров: 27% используют в этих целях почтовые каналы, 35,1% — курьерские, 56,8% оговаривают условия поставки только после оформления заказа.

    Для стимулирования продаж 29,7% магазинов имеют на своих страницах специальные предложения для пользователей интернета, 24,3% проводят такие маркетинговые мероприятия, как лотереи, розыгрыши призов, конкурсы. Различные опросы путем анкетирования своих посетителей задействуют 13,5% владельцев сетевых магазинов.

    Подытоживая, эксперты Gallup SPb пришли к выводу: сеть электронных магазинов в российском сегменте интернета развита достаточно хорошо. В большинстве своем это проекты, реализованные на профессиональном уровне, обладающие хорошим дизайном, большим ассортиментом товаров, продуманной системой оплаты и доставки товаров. Вызывает опасение недостаточное внимание большинства магазинов к «обратной связи» с посетителем и высокий процент компаний, ограничивающих информацию о товаре одной строкой в прайс-листе, без какой-либо — пусть даже минимальной — сопроводительной информации. Не лучшим образом отражается на сетевых продажах также отсутствие системы поиска и логично выстроенного каталога.

    Напомним, эти результаты охватывали состояние рынка нашей онлайновой торговли в 2000 году. Уже они назвали ряд проблем, очертили круг первоочередных задач, отметили позитивные достижения.

    Серьезное исследование российского рынка за 2001 год было проведено SpyLOG Company. Исследование было посвящено сектору онлайновой торговли потребительскими товарами и проводилось по группе из 246 ресурсов. В его рамках изучалась как вся группа ресурсов в целом, так и наиболее развитые сектора электронной коммерции.

    Всего было выделено 12 секторов, из них четыре — для более подробного анализа:

    • компьютерные магазины — только компьютеры, комплектующие и периферия;
    • магазины портативной техники — вся портативная техника, включая компьютерную, если последняя не была основной специализацией магазина;
    • магазины «культтоваров» — книги, аудио, видео;
    • универсальные магазины — предлагающие товары, относящиеся к трем и более разным товарным группам.

    Выяснилось, что ежедневно онлайновые магазины привлекают около 80 тысяч посетителей, что сопоставимо с суммарной посещаемостью таких секторов Рунета, как компьютерные игры, провайдеры или музыкальные архивы. Очевидным лидером по посещаемости является сектор торговли «культтоварами» — 40% хитов в онлайн-торговле приходится на магазины, торгующие книгами, аудио- и видеоносителями.

    Для онлайновых магазинов характерна и низкая (по сравнению с Рунетом в целом) глубина просмотра. В среднем одна сессия на сайтах e-commerce включает просмотр 2,7 страниц (против 3,8 по Рунету).

    Среди посетителей интернет-магазинов значительно больше россиян, чем в аудитории Рунета в целом. Подавляюще велик процент москвичей. Впрочем, достаточно активно услугами онлайн-магазинов пользуется и русскоязычная аудитория дальнего зарубежья, особенно в Израиле, утверждает проведенное исследование.

    Вместе с тем, если западные онлайновые покупатели знают, чего хотят (более 3/4 американцев, делающих покупки в Сети, используют поисковые системы, чтобы найти необходимый товар), то россияне пока ходят в интернет-магазины более из любопытства.

    Успех любой торговли, в том числе электронной, предполагает, в первую очередь, наличие потенциально платежеспособный покупателей — пользователей интернета, и увеличение их количества.

    Структура аудитории, узлов, рынка интернет-услуг

    Структура аудитории, узлов, рынка интернет-услуг 
    По прогнозу компании Computer Industry Almanac, к 2005 году число пользователей интернета в мире увеличится до 945 млн., а в 2007 году достигнет 1 млрд. 460 млн. человек. В 2007 году более 56% пользователей всемирной Сети будут обладать беспроводным доступом в интернет (Wi-Fi). В настоящий момент Wi-Fi пользуется не более 4,5% пользователей в мире. По прогнозу маркетинговой фирмы Chantilly, в 2007 году затраты Администрации США на закупку компьютерной техники и технологий достигнут $18 млрд. ($12 млрд. в 2002).

    Цифровое будущее мира: около 2006 г.

      2001 2006
    Пользователи интернета 500 млн. 1 млрд.
    Интернет-устройства 600 млн. 2 млрд.
    Электронная коммерция $600 млрд. $6,5 трлн.
    Источник: IDC

    В 2007 году в мире будет использоваться более 1 млрд. 150 млн. персональных компьютеров. Более 52% всех семей мира будут владеть собственным компьютером. Только в США в 2010 году будет продаваться 60 млн. компьютеров ежегодно. Для сравнения: по состоянию на конец 2001 года в мире действовало 625 млн. компьютеров (551,1 млн. в 2000 году). Более всего компьютеров находится в США (более 182 млн.). В «первую тройку» мировых лидеров также входят Японии (более 54 млн.) и Германии (35,8 млн.). В перечне наиболее компьютеризованных стран мира Россия занимает 12-е место (11,15 млн.), уступая Великобритании, Франции, Китаю, Канаде, Италии, Южной Корее, Бразилии и Австралии.

    Доля услуг в ВВП

    Доля услуг в ВВП

    ПК и пользователи интернета

    К и пользователи интернета

    Источник: IDC, Всемирный банк

    Недавнее исследование компании Forrester Research свидетельствует о том, что, хотя рост числа пользователей Сети в Европе замедляется, число постоянных клиентов интернет-магазинов растет все быстрее. Согласно данным компании, доля пользователей интернета среди всего европейского населения увеличилась за период с четвертого квартала 2001 года по конец второго квартала 2002 года на 3%, с 43% до 46%. Наибольший рост числа новых пользователей Сети был зафиксирован во Франции, где он составил около 19%. Однако, несмотря на низкие темпы роста аудитории европейского интернета, число постоянных клиентов сетевых магазинов выросло за тот же период на 22%. В настоящий момент, согласно данным Forrester Research, доля постоянных клиентов интернет-магазинов составляет 17% всего населения ЕС.

    В этом плане у России все впереди: в то время, как в развитых странах рост числа новых пользователей Сети закономерно остановился, мы — только в самом начале пути.

    По данным «Коминфо Консалтинг», количество взрослых пользователей интернета растет день ото дня. Так, например, уже в 1997 году их насчитывалось около 1 млн. В масштабах России эта цифра означает, что доступ к Сети на тот момент имели 5 человек из 1000. А на протяжении последних 5 лет максимальная аудитория (все посетители Сети от 18 лет и старше, включая тех, кто имел хотя бы единичный опыт посещения интернета) Сети ежегодно в среднем прирастала на 79%, при этом на этапах «взлета» рост достигал 200%. Что касается «ядра», то его среднегодовой прирост в период 1997–2001 гг. составил 54%, а наибольшее значение было зафиксировано в 1997 году — 167%. Прирост максимальной аудитории существенно опережает прирост численности пользователей «ядра», что говорит о том, что ее насыщение произойдет раньше. «Ядро» составляет 40% максимальной аудитории.

    Как было отмечено выше, на начальном этапе распространения интернета в России степень проникновения была близка к 1% населения. В конце 2000 года данный показатель достиг уже 2%, а на начало 2002 года он увеличился до 3 интернет-пользователей на 100 жителей. Что касается максимальной аудитории, то здесь цифры значительно выше: 8 пользователей Сети на 100 человек населения.

    На фоне 5 %-го прироста абонентов традиционной телефонии количественные характеристики интернета впечатляют и сопоставимы только с сотовой связью.

    Учитывая данные за I полугодие 2001 года, а также оперативную информацию за II полугодие, на начало 2002 г. количество пользователей Сети, составляющих «ядро», оценивается в 4,5 млн. человек.

    Динамика численности интернет-пользователей в России (1996-2002 гг.)

    Динамика численности интернет-пользователей в России (1996-2002 гг.)

    Источники: Monitoring.ru, РОЦИТ, МИС, SpyLОG, «Коминфо Консалтинг»

    По данным же Минсвязи РФ, в первом квартале этого года регулярно использовали интернет 4,3 млн. россиян, а уже к 2010 г. это число должно возрасти до 26 млн. Опубликованные весной результаты исследования РОЦИТ четко обрисовали численность и социальный состав российских интернетчиков. Основная часть пользователей интернета в России (64%) — люди в возрасте от 16 до 34 лет, а 37% посетителей Сети — молодежь до 25 лет. Средний доход российского пользователя интернета в большинстве своем не превышает $200 на человека в месяц. Среди посетителей Сети 59% мужчин и 41% женщин, причем данное соотношение сохраняется уже второй год. 68% российских интернетчиков имеют высшее образование.

    Более свежие данные о числе пользователей выпущены Фондом «Общественное Мнение» 25 сентября 2002 года. Согласно результатам этого исследования, проведенного по принятой во всем мире методике подсчета Nielsen/NetRatings, 8,8 миллионов — это россияне, которые пользовались интернетом хотя бы один раз за последние полгода. К сожалению, в мировых масштабах эта цифра не выдерживает никакой критики: примерно столько же пользователей в Индии, Испании или уж совсем крохотных Нидерландах, хотя наших интернетчиков и больше, чем в Израиле, Мексике, Новой Зеландии, Аргентине, и Швеции. В опросе участвовало 18 тысяч респондентов в возрасте от 18 лет и старше. Из 8,8 млн. пользователей в Москве живут 1,7 млн. (то есть 27%), в Санкт-Петербурге — 0,8 млн. (14%). Остается добавить, что около 40% семей Эстонии и Великобритании имеют доступ в интернет, в то время, как у нас эта цифра — около 8%. Значит, есть куда расти и на что надеяться.

    В пользу тенденции быстрого роста этого рынка свидетельствует и количество серверов в российской части глобальной Сети, считают специалисты «Коминфо Консалтинг». Первые хосты с суффиксом .ru появились в России в 1993 году. Их было всего около 60. Среднегодовой темп прироста таких хостов за период 1993–2001 достиг 230% в год, а за последние 5 лет — 94 %. По оценкам, концу 2001 года число хостов должно было достигнуть 900 тысяч.

    В глобальной сети среднегодовой прирост за аналогичный период составил 75% в год, что свидетельствует о начальном, более динамичном этапе развития интернета в России. Это подтверждается и более высоким темпом прироста количества компьютеров с выделенным IP-адресом в России — на 40% выше среднемирового, а также веб-серверов, которых в 1994 г. было зарегистрировано всего 20, а к концу 2001 г. аналитики оценивали этот показатель в 412 тысяч. Среднегодовой прирост этого показателя в период 1994–2001 гг. составил 245%, а за последние 5 лет — 150%. Что касается серверов, российские показатели существенно выше, чем в среднем по миру. Повышается уровень информационного наполнения российского сегмента. Ожидается, что к концу 2001 года доля веб-серверов в общей численности хостов достигнет 46%, тогда как в среднем по миру — 25%.

    Что касается рынка интернет-услуг в России, то в современной структуре он начал формироваться всего около трех лет назад. На конец 2001 г. его объем оценивается в $380–390 млн. Динамика развития его отдельных сегментов неравномерна; возникали они с большим отрывом друг от друга. Изучив мировую историю интернета, можно сделать заключение о нормальном протекании процесса становления и формирования этого специфического сегмента отрасли связи: подобная неравномерность наблюдалась и в США, и в странах Западной Европы. Как и в других государствах, первыми в России сформировались сегменты рынка, состоящие из фирм, предоставляющих услуги доступа в Сеть и размещения клиентских веб-сайтов (хостинг), затем развивались сегменты интернет-рекламы, электронной коммерции и, наконец, IP-телефонии.

    Структура российского рынка интернет-услуг (2001 г.)

    Структура российского рынка интернет-услуг (2001 г.)

    Источники: Monitoring.ru, J'son & Partners, «Альфа-банк», расчеты «Коминфо Консалтинг»

    Результаты исследования 2001 года показали, что практически все опрошенные (95%) слышали об интернете, а двое из пяти уже имели опыт общения со всемирной Сетью. Три четверти респондентов согласились с утверждением, что заниматься интернетом и связанной с ним деятельностью весьма перспективно. Не более пятой части опрошенных считают интернет всего лишь развлечением для детей или пустой тратой времени и денег.

    Основные направления e-commerce

    Основные направления e-commerce 
    Стоит отметить основные схемы организации продаж через интернет.

    B2C (Business to Consumer) — «бизнес для потребителя». В этом случае деятельность нацелена на прямые продажи потребителям. Это — наиболее успешная форма электронной коммерции на настоящий момент. При решенных проблемах с доступом в Сеть в регионах, надежной работой платежных систем и служб доставки, B2C эффективен для устранения различий между крупными городами и удаленными регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. B2B создает новую технологию продаж, которая облегчает доставку товаров и услуг потребителям в любой части мира. Еще один плюс B2C — прямые продажи с минимальным количеством посредников, что дает возможность устанавливать конкурентные цены на местах.

    B2B (Business to Business) — «бизнес для бизнеса», межкорпоративный сегмент электронной коммерции — один из наиболее перспективных направлений развития эого рынка. Это вид деятельности, при котором две компании проводят бизнес-транзакции с помощью Сети. Так, компания может разместить запрос на коммерческие предложения, получить текущие котировки от своих поставщиков, заключить контракт, получить или оплатить счета, опубликовать документы.

    Основной построения межкорпоративного бизнеса в интернете является электронная торговая площадка. Электронная торговая площадка, или B2B-площадка — место, где заключаются сделки купли-продажи между предприятиями — покупателями и продавцами. Как правило, помимо возможности выставлять заявки на покупку/продажу, участники площадок платно или бесплатно получают множество дополнительных услуг: новости и аналитику, мини-сайт, импорт каталога товаров непосредственно из учетной системы предприятия, маркетинговые услуги (реклама, рассылка по электронной почте и т.д.), финансовые услуги — онлайновые платежные системы, заявки на финансовые продукты (страхование, кредитование, лизинг и т.д.) и др.

    По функциональным возможностям среди сайтов B2B можно выделить следующие группы:

    • Каталоги: наиболее распространенный вариант сайта B2B, где покупатели находят продавца товарных позиций с фиксированной ценой.
    • Электронные биржи: отличаются большей сложностью и функционально подобны реальным биржам. Используются в основном для торговли товарами широкого потребления, такими как зерно, бумага, металл и т.д.
    • Аукционы: сайты, функционально подобные реальным аукционам и виртуальным аукционам B2C, но в силу специфики модели B2B часто используются для продажи излишков запасов.
    • Электронные сообщества: эффективны в случаях, когда бизнесу может потребоваться участие партнеров. Например, разного рода исследования, политическое лоббирование или обмен идеями: интернет является идеальной средой для объединения усилий и интересов.


    В2В: Ошибки и решения

    На опыте западных компаний можно выявить основные причины провалов и неудач при внедрении систем электронной торговли в секторе В2В. В принципе, они могут быть сведены к четырем группам вполне банальных факторов, характерных и для традиционных проектов:

    • человеческий фактор;
    • рыночные возможности;
    • финансирование;
    • продукция и услуги.

    Каждый из этих факторов по-разному влияет на успешное завершение проекта электронной торговой площадки на разных стадиях его осуществления. Цепочка создания преимуществ от использования электронной коммерции складывается из совместных согласованных усилий всех участников процесса. Если любое из этих звеньев даст сбой во внедрении новых технологий, вся система электронной коммерции рухнет.

    В этом заключается отличие от традиционного рынка, где каждый из участников по-своему решает свои задачи. Ключом же к успеху проекта электронной торговой площадки является не корпоративное, а кооперативное решение, создание сообщества поставщиков и потребителей продукции или услуг, совместно поддерживающих полное, а не частное, решение задач разработки, производства, распределения и послепродажного обслуживания.

    Подробнее...


    Кроме традиционных услуг B2B, существуют также и несколько необычные для российского рынка сервисы по продвижению сайтов в Сети. Одним из таких сервисов является проект Visiting.ru.

    Visiting.ru

    Наберите в любом поисковике, например в Яндексе, запрос «сервис посещений», и вы получите ссылки на 15 тысяч страниц, на которых встречается это словосочетание. Из них чуть более 150 напрямую относятся к проекту Visiting.ru. Остальные указывают на самые различные сервисы, предлагающие множество способов повышения посещаемости сайтов. Между тем, само понятие «сервис посещений», ставшее теперь именем нарицательным, вошло в обиход около трех лет назад, когда на рынке рекламных услуг появился первый в российском интернете сервис, взявшийся обеспечить уникальных посетителей и сформировать реальную аудиторию любому обратившемуся к нему интернет-ресурсу. Этот проект, известный сейчас как «Визитинг» и размещенный на бирже INDX.ru в качестве венчура VISITING.VEN, стартовал в мае 1999 года под названием «Центр сетевой рекламы ГВОЗДИ». Чуть позже он был переименован в СЕРВИС ПОСЕЩЕНИЙ, что в английском прочтении звучит как VISITING SERVIСE или коротко — VISITING. Все остальные службы, так называемых раскруток, появились значительно позже и в своей работе опирались на опыт и технологию, предложенную СЕРВИСОМ ПОСЕЩЕНИЙ.

    Менее распространенными схемами ведения бизнеса в Сети являются также группы C2C (Consumer to Consumer) — «потребитель для потребителя» и C2B (Consumer to Business) — «потребитель для бизнеса». В первом случае осуществляется продажа товаров и услуг между потребителями, а сайт выступает в роли посредника между покупателем и продавцом. Так работают, например, Молоток.Ру — один из ведущих российских аукционов, где каждый желающий может продать или купить что угодно, или зарубежный eBay. Вторая схема взаимодействия предоставляет потребителю возможность самостоятельно устанавливать стоимость товаров и услуг, предлагаемых компаниями. Этот вид электронной коммерции является наименее развитым по сравнению с остальными. На этом принципе основана работа американской компании Priceline.com, дающей возможность своему покупателю назвать цену, за которую он хотел бы купить товар или услугу. Таким образом, формируется спрос, который, впрочем, вовсе не означает, что продажа по запрошенной цене состоится. Окончательное решение принимает продавец, пользуясь данными текущего спроса, а сайт C2B выступает в роли посредника-брокера в попытке найти продавца за сформированную предложениями покупателей цену.

    Развитие направления B2C в мире

    Развитие направления B2C в мире 
    Тенденция времени такова, что доля B2C в общем объеме электронной коммерции, например, США, постоянно уменьшается с эмпирически полученных 27% в 1999 году до прогнозируемых 12% в 2003 году (по данным eMarketer).

    Этот год, по всем признакам, должен стать очень удачным для западного В2С-сектора, считает исследовательская компания comScore Networks. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, онлайновые продажи уже за первые три месяца выросли на 50%, достигнув отметки в $17 млрд. и побив даже рекордные для прошлого года показатели четвертого, рождественско-новогоднего периода на 8%, и это не считая оборотов интернет-аукционов.

    Наибольшие обороты были отмечены у сайтов, торгующих компьютерами. На их долю пришлось $2,4 млрд., что на 44% выше показателей первого квартала прошлого года, но на 11% ниже, чем в праздничном 4-м квартале. Продажи программного обеспечения повысились на 12%, до $236 млн., это произошло за счет роста интереса к антивирусному и бухгалтерскому ПО. Продажи канцтоваров достигли $1,7 млрд., что на 35% выше, чем в первом квартале прошлого года и на 56% больше, чем в 4-м квартале. Продажи спортивных товаров также резко выросли — на 145% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли показателя в $250 млн. Неплохой доход принесли продажи видео, подскочившие на 45% по сравнению с первым кварталом прошлого года и на 3% — с праздничным периодом, и достигшие $234 млн.

    Правда, успех сопутствовал не всем интернет-магазинам. Разочарование выпало на долю тех из них, что торгуют книгами и музыкальными дисками. Снижение оборотов торговли в данных секторах объясняется тем фактом, что покупки книг и дисков особенно популярны в праздничный период, после чего следует традиционный спад.

    Данные, полученные компанией BizRate, свидетельствуют о том, что число онлайновых транзакций, совершенных на рынке США в январе-марте 2002 г., составило $91,47 млн. по сравнению с $68,29 млн. транзакций в первом квартале 2001 г. Средний размер платежа по одной покупке также показал существенный рост, составив в первом квартале 2002 г. $127 по сравнению с $120 за аналогичный период 2001 г.

    Год, столь удачно начавшийся, обещает быть и в целом стать весьма благополучным для интернет-торговли. BizRate объявила о пересмотре прогноза развития американского В2С-рынка на 2002 г. в сторону увеличения. Ранее ожидаемый объем совокупных продаж в $45,20 млрд. был пересмотрен до $51,48 млрд. Таким образом, рост розничного сектора электронной коммерции, по оценкам BizRate, в 2002 г. составит не 26%, а 44%.

    Напомним, что по итогам прошлого года совокупная выручка компаний, осуществляющих розничные продажи через интернет на рынке США, составила $35,87 млрд.

    B2C в России: сегодня и завтра

    B2C в России: сегодня и завтра 
    По состоянию на начало этого года, сектор электронной коммерции в Рунете насчитывал около 500 работоспособных интернет-магазинов, причем это число неуклонно растет на два-три десятка в месяц. Непосредственный рост числа магазинов составил более 100%. Несмотря на общемировой кризис интернета и сектора высоких технологий, темпы роста количества магазинов в Рунете не снижаются. 2001 год, безусловно, стал лидером по темпам роста электронной коммерции в нашей стране. Это связано и с ростом уровня жизни, и, также, с прояснением правил игры на этом рынке. С марта 1999 года по ноябрь 2000 года каждый месяц открывалось примерно 30–40 новых электронных магазинов (в прошлом некоторые специалисты говорили и о 150 новых интернет-магазинах в месяц). Сегодня ситуация существенно изменилась. Многие проекты либо закрываются, либо меняют собственника. Например, закрылся магазин Arcadia.ru; интернет-супермаркет XX L.RU перестал работать в связи с модернизацией, которая, по мнению экспертов, может затянуться, а популярный магазин 24х7 вошел в холдинг eHouse…

    2001 год российские интернет-магазины прожили бурно, интересно и вполне согласно с общими законами рыночной экономики и практикой из реального мира: «киты» онлайн-торговли, расслабившись, прекратили бороться друг с другом «до последнего клиента» и порой ухудшили свой сервис, а магазины, которые считались прибыльными и перспективными, закрылись самым неожиданным образом или были поглощены крупными компаниями-конкурентами. Прошедший год показал, что интернет-бум в России завершился окончательно, а электронная коммерция перестала быть диковинкой.

    Исследователи отмечают неплохую стартовую динамику онлайн-торговли: если в 1999 г., по некоторым данным, покупки в интернете совершали 53 тысячи человек, то в 2000 году их число возросло до 221 тысячи. Летом этого года Клуб потребителей «Много.ru», предоставляющий льготы и бонусы покупателям различных предприятий торговли и сервиса, представил статистические данные по собственной клиентской базе. С учетом того, что число держателей клубных карт, по данным «Много.ru» в настоящее время превышает 355 тыс. человек, данные этого статистические исследования представляются вполне репрезентативными для текущего состояния рынка электронной коммерции сектора В2С всего Рунета.

    Компания «РБК СОФТ» — разработчик интернет-решений полного цикла (консалтинг, программирование, дизайн, техническая, информационная и маркетинговая поддержка) входит в группу компаний «РБК Информационные Системы». Компания с 1993 г. занимается разработкой и внедрением программных решений. Другие направления деятельности — внедрение готовых программных решений для управления предприятием (ERP), систем по работе с клиентами (CRM) и др., проектирование и разработка специализированных программных решений для компаний, работающих в различных секторах бизнеса, консалтинг в области информационных и бизнес-технологий. РБК — партнер Intel, Siebel, Microsoft, Oracle, IBM, VeriSign, AltaVista и др. известных игроков IT-рынка.
    Специалисты «РБК СОФТ» также подчеркивают впечатляющие темпы роста российского сектора B2C: если по итогам 2000 года оборот российских интернет-магазинов составил около $17 млн., то уже в следующем 2001 году он вырос до $176 млн., а в 2002 году прогнозируется достижение отметки в $400 млн.

    Основные прогнозы по развитию электронной торговли в России в последнее время звучат весьма оптимистически. По расчетам IDC, объем российской торговли В2С должен возрасти до $1 и более млрд. Впрочем, у ряда экспертов это вызывает серьезные сомнения. По их мнению, все попытки внедрить принятые на Западе и положительно показавшие себя схемы не дали у нас удовлетворительных результатов. Основной причиной такого положения исследователи видят в неправильной стратегии развития, которые взяли на вооружение большинство фирм. Они вкладывали деньги инвесторов в создание электронной составляющей интернет-магазинов и их раскрутку, почти не занимаясь созданием необходимой инфраструктуры. В результате получилось, что покупки в интернет-магазинах обходятся, в отличие от западных стран, как минимум не дешевле, да еще с большими задержками в доставке, которая может не состояться вовсе.

    В этих условиях интернет-компаниям приходится серьезно перестраивать свою стратегию работы на рынке. Прямая экспансия, свойственная игрокам на расширяющемся рынке, должна быть скорректирована с учетом возможностей компании и условий внешней среды. Исходя из этого, аналитики советуют российскими интернет-компаниям менять методы управления и саму структуру, чтобы расширяться и сужаться в такт рынка; создавать совместные предприятия, интегрироваться с конкурентами; не уступать конкурентам в скорости внедрения новшеств; также необходимо менять стиль и методы работы с клиентами. Стремление к максимальному увеличению количества клиентов должно быть заменено задачей повышения качества их обслуживания.

    Развитие сегмента электронной коммерции в России во многом повторяет опыт США: этап возникновения характеризуется преобладанием В2С-сделок, но со временем лидерство переходит к межкорпоративной торговле — сектору B2B.

    Сектор B2B в мире и в России

    Сектор B2B в мире и в России 
    Общеизвестно, что В2В-торговля гораздо более прибыльна, чем В2С. Это утверждение подтверждается тем фактом, что в США оборот В2В-электронных торговых площадок превышает доходы от предоставления доступа и хостинга вместе взятых: согласно прогнозам, в ближайшие 5 лет ожидается рост B2B-рынка более чем в 10 раз, что составит около $7 трлн., причем в 2002 году на европейские страны будет приходить около 9% от всего объема мировой онлайновой торговли товарами и услугами.

    По мнению экспертов, в России говорить о формировании рынка B2B преждевременно, прогнозируемая дата окончания этого процесса — 2015 г. На сегодняшний день сегмент электронной коммерции состоит, в основном, из интернет-магазинов, а В2В-электронные площадки начали появляться сравнительно недавно. Основной фактор, сдерживающий развитие электронной межкорпоративной коммерции в России — отсутствие жесткой законодательной базы. Однако, несмотря на все трудности, российский компании не стоят на месте — в настоящее время около 90% крупнейших предприятий имеют доступ в интернет, а количество B2B-площадок уже перевалило за сотню.

    В России можно выделить три типа B2B-площадок.

    Первая группа — это корпоративные площадки, т.е. площадки, создаваемые продавцами для контактов со своими покупателями и/или для контакта предприятий со своими поставщиками. Это достаточно эффективное средство организации дилерско-дистрибьюторской сети, потому что в рамках такой сети не так остро стоит вопрос о необходимости знания контрагента.

    Вторая группа — это отраслевые и продуктовые площадки. Как правило, они создаются третьими лицами, на которых работают предприятия одной отрасли или предприятия, продающие/покупающие смежные или связанные группы товаров. Примерами таких российских отраслевых площадок служат inmarsys.ru, eMatrix.ru, chemforum.ru. Отраслевой площадкой является и индустриальный портал по дорожно-строительной технике Stroyteh.ru. К продуктовым площадкам относятся: зерновая «Зерно-Онлайн», металлургическая «Русмет-Трейд.Ру» и другие.

    Третья разновидность — это универсальные порталы. Их задача — обеспечить торговлю широким спектром товаров и услуг. К универсальным российским порталам можно отнести, например, UNIVERSAL PARTNER.

    Что такое UNIVERSAL PARTNER?

    Портал UNIVERSAL PARTNER — эффективный инструмент для ведения бизнеса. Универсальные приложения для поддержки торговых операций размещены на сервере портала и доступны через интернет для тысяч компаний одновременно. Портал построен на основе не имеющей аналогов мультиязычной технологии. Вся информация в системе в настоящий момент представлена на русском, английском и китайском языках.

    Kлиенты размещают на портале маркетинговый сайт, на котором представлена вся необходимая бизнес-информация о компании, включая электронный каталог продукции, потребности по закупкам, предложения партнерства, а также описание предоставляемых услуг. Размещая информацию в системе, наши клиенты получают возможность эффективно продвигать свою продукцию на российский рынок, искать партнеров и инвесторов одновременно в Китае и странах Европы и Америки.

    «В ближайший период крупнейшим рынком будет электронная торговля готовыми изделиями B2B, доля которой в общем объеме за этот год составила 17%, — считает Саймон Бейкер, аналитик IDC Russia по направлению „Интернет и телекоммуникации“. — В дальнейшем, по мере того, как российские поставщики станут все шире использовать интернет для заказа компонентов и комплектующих, доля B2B в обороте электронной торговли будет постоянно увеличиваться». Сектор электронной торговли для индивидуальных пользователей (B2C) в России, напротив, будет расти медленнее, чем в сравнимых по экономическим условиям странах Центральной Европы. Он по-прежнему будет сдерживаться нежеланием потенциальных покупателей использовать в Сети кредитные карточки, слабым развитием сектора розничной торговли и проблемами с доставкой.

    После множественных взлетов и обвального падения, а затем и периода почти полного забвения, у российского рынка B2B открылось второе дыхание, считают исследователи IB Partners. По их наблюдениям, на рынке России действует 101 торгово-информационная площадка. Учитывая, что примерно 30% от этого числа начинает активно развиваться, с большой долей вероятности можно ожидать, что 2003 год станет временем активного продвижения B2B-коммерции в России. Происходящие изменения на рынке электронных торговых площадок подтверждают позитивные прогнозы экспертов: уже к 2004 году оборот российского рынка В2В может достигнуть $5 млрд.

    Следует отметить, что, по данным исследователей, кроме упомянутых трех десятков площадок, которые начали активное развитие, к концу этого года ожидается выход на рынок еще семи новых торговых площадок, полностью соответствующих термину «B2B-коммерция».

    Несмотря на все многообразие, общим недостатком всех типов площадок в России, по мнению экспертов, является отсутствие на них адекватных расчетных сервисов: после того, как покупатель и продавец предварительно договариваются об условиях сделки через интернет, продолжение заключения сделки происходит не на площадке, а традиционными способами ведения бизнеса — посредством бумаги, телефона, факса и командировок, в результате чего теряется весь смысл электронной торговли, а издержки на взаимодействие с контрагентом остаются на прежнем уровне.

    По прогнозам аналитиков, мировому B2B-рынку не удастся достичь высоких плановых показателей, объявленных ведущими исследовательскими компаниями до тех пор, пока приоритетом среди поставщиков B2B-сервисов не станет разработка надежных электронных технологий платежей. В России расчетный сервис для участников B2B-рынка предоставляют мультибанковская система Фактура.ру с одноименной многоотраслевой площадкой Faktura.ru, корпорация «НИКойл» с системой «НИК-Пэй Расчеты», банки Менатеп СПб, Импексбанк и др., которые предлагают расчетные услуги для участников собственных площадок.

    По оценке компании IBS, экономия от использования схем B2B может достигать 15% со стороны закупок и 22% со стороны сбыта. В то же время, затраты на интеграцию и автоматизацию бизнес-процессов предприятия с B2B-площадками, согласно исследованию Gartner Research, начинают окупаться, уже когда 2,3 % счетов будут выставлены и оплачены через интернет

    Несмотря на значительное отставание России от Запада, где 20–25% сайтов предприятий имеют возможность заключения сделок в онлайне, уже сейчас многие крупные и средние российские предприятия по достоинству оценили электронные методы ведения бизнеса, позволившие им, главным образом, сократить время заключения сделок и снизить непроизводственные затраты.

    Аналитики тоже ошибаются: анализ прогнозов

    Аналитики тоже ошибаются: анализ прогнозов 
    Прогнозы — вещь, бесспорно, необходимая, подстегивающие экономическое развитие, направляющее его в определенное русло, но, тем не менее, не являющаяся истиной в последней инстанции. Даже одинаково авторитетные компании зачастую серьезно расходятся в своих предположениях и выводах; кроме того, суровая реальность вносит свои — порой совершенно неожиданные — коррективы в любые заранее продуманные планы.

    Так, в мае 2001 года эксперты компании IDC заявили, что к 2005 г. пользователи интернета распределятся по всему земному шару равномерно, тем самым устранив любое неравенство, в том числе и информационное. В будущем, мол, не останется регионов, которые будут доминировать по числу пользователей интернета. В 2000 г. в США было сосредоточено 34% всех пользователей, 29% — в Европе, в Азиатско-Тихоокеанском регионе (без Японии) — 16%, в Японии — 10%, и во всех остальных регионах — 11%. Между тем, даже на настоящий момент в одной только Германии — 36 миллионов пользователей, а нам, с нашим куда большим населением, в 2010 году обещают всего лишь 26… Таким образом, эти рассчеты уже сейчас выглядят отрованными от почвы.

    Еще пример. По данным сайта Shop.org, 56% американских интернет-магазинов закончили 2001 год с прибылью, что на 13% больше, чем в прошлом году. Согласно данным Ассоциации онлайновых магазинов, за 2001 год покупатели потратили в Сети $51,3 млрд., что на 21% больше, чем в 2000 году. В 2002 году ожидается увеличение расходов сетевых покупателей еще на 41%, что составит $71,2 млрд. Если брать усредненные данные по всем американским интернет-магазинам, то наблюдается устойчивая тенденция к повышению прибыльности. Точнее говоря, к выходу на уровень безубыточности, что ожидается в течение 2002 года.

    А ведь еще в конце 2000 года исследователи пророчили печальное будущее интернет-магазинам, опубликовав пессимистические прогнозы относительно их дальнейшей судьбы. В частности, под сомнение было поставлено будущее интернет-компании Amazon.com.

    2000 год сам по себе ознаменовался сокращением персонала, занятого электронной торговлей в секторе В2С. В США за этот год было сокращено в системе интернет-торговли 54343 рабочих мест, причем 108 предприятий прекратили свое существование. И если в 1999 году руководство Amazon.com предполагало, что в 2000 г. доходы компании увеличатся на 20–30 процентов и составят $3,3–3,6 млрд., а в 2001 году достигнут $4 млрд, то 2000 год оказался совсем не таким удачным, как предполагалось: возросли убытки, что заставило понизить ожидаемые в 2001 году доходы до $3,3–3,6 млрд.

    Тяжелая ситуация на рынке заставила Amazon.com существенно пересмотреть план своего развития, выделить приоритеты и отсечь лишние направления — и, как результат, выбранная бизнес-модель вновь вернула компанию на лидирующие позиции.

    По мнению исследователей Jupiter Communications, обнародованному в сентябре этого года, более половины европейских пользователей Сети в 2007 г. будут покупать в онлайне. Рост потребительских расходов в Сети компания связывает, в числе прочего, с ростом аудитории европейского интернетa на 68%. А вот эксперты Taylor Nelson Sofres считают, что доля пользователей интернет-магазинов практически не растет. В то время как число пользователей Сети постоянно увеличивается, доля клиентов интернет-магазинов среди всех пользователей так и осталась на уровне 15%. По мнению исследователей, основная причина отсутствия роста заключается в том, что пользователи все еще сильно обеспокоены безопасностью платежей через Сеть. Если Taylor Nelson Sofres и прогнозирует рост показателей e-commerce, то списывая это в основном на Азиатско-Тихоокеанский регион.

    Компания Forrester Research была вынуждена признать ошибочность своих предположений: в декабре 2001 года был отмечен значительный рост электронной розничной торговли, что, несмотря на трудные для экономики времена, ярко продемонстрировало устойчивые тенденции роста и заставило компанию пересмотреть сделанные ранее неблагоприятные прогнозы.

    Светлое будущее электронной коммерции

    Светлое будущее электронной коммерции 
    Согласно выводам специального исследования компании GartnerGroup, к 2004 году оборот электронной торговли превысит $7 трлн., из которых почти 40% ($2,8 трлн.) придется на государства Северной Америки, около 33% ($2,3 трлн.) — на европейские государства, 12,9% — на страны Азии и 1,8% ($124 млрд.) — на страны Латинской Америки. Для сравнения, из общего объема мировой электронной торговли в $145 млрд. в 1999 г., 62% ($90 млрд.) составляет долю Северной Америки, 22% ($32 млрд.) — долю Европы, 6,3% ($9,2 млрд.) — Азии и 0,7% ($1 млрд.) — Латинской Америки. Предполагаемое увеличение доли государств Европы, Азии и Латинской Америки за счет снижения доли Северной Америки (с 62% в 1999 г. до 40% в 2004 г.) в обороте мировой электронной торговли свидетельствует о выявлении тенденции по уменьшению отставания остального мира от США в развитии коммерческого интернета. Как уже упоминалось, специалисты IDC прогнозируют увеличение оборотов электронной коммерции с $600 млрд. в 2001 году до $6,5 трлн. в 2006 г.

    Что касается европейского региона, то согласно недавнему исследованию, проведенному компанией Forrester Research, к 2006 году общий объем операций в сфере электронной коммерции достигнет примерно $2,1 трлн., что составит 22% от общего объема бизнес-операций в Европе. Наиболее значительный рост объемов продаж придется на торговлю электрооборудованием, химической продукцией, а также на транспортные услуги. Как минимум вдвое должна вырасти доля интернет-продаж в торговле продукцией промышленного машиностроения, обрабатывающей промышленности, металлургии и ТЭК. Объем онлайновой торговли продуктами питания и напитками должен увеличиться к 2006 году в три раза. При этом рост объемов сетевой торговли будет значительно различаться в зависимости от конкретной европейской страны. Так, например, в Швеции и Дании уже к 2004 году доля онлайновой торговли будет составлять около 17%. В странах же Южной Европы доля онлайновых продаж будет оставаться достаточно низкой.

    Результаты одного из совместных исследований Национальной ассоциации управления закупками США и аналитической компании Forrester Research показали, что около 71% юридических лиц в США использует интернет для непрямых закупок материалов; при этом многие из них говорят, что только начинают пользоваться технологиями электронной коммерции. Таким образом, статистика и прогнозы по оборотам электронной коммерции показывают уверенный рост.

    Конечно, если говорить о России, то обороты электронной коммерции намного меньше, чем в США, а доля, занимаемая в общемировом объеме интернет-продаж, ничтожна. В 1999 году объем электронной торговли в России не превысил $1 млн. в секторе B2C и $40 млн. в секторе B2B. Мировой объем рынка электронной коммерции оценивался на тот период в $95 млрд., то есть российская доля составляла менее 0,05%. Однако уже в 2000 году, согласно оценкам «Альфа-банка» и «Коминфо Консалтинг», общий оборот электронной коммерции в России достиг $163,8 млн. По прогнозам на 2001 год объемы электронной торговли в России должны были составить 0,2% от планируемых оборотов электронной коммерции в США. При том онлайновые продажи в США только за второй квартал 2001 года составили $7,458 млрд., что на 1,8% меньше, чем $7,592 млрд., которые отрасль заработала за первый квартал. «Альфа-банк» и «Коминфо Консалтинг» оценили общий оборот электронной коммерции в России в 2001 году в $317,9 млн. По оценкам же министерства РФ по связи и информатизации, этот показатель за прошедший год достиг $300 млн., что составляет около 0,1% ВВП.

    Рост оборотов электронной коммерции у нас тормозится свойственными именно России специфическими факторами:

    • малой степенью развития единой банковской системы и механизмов оплаты по чекам и банковским картам;
    • неустойчивостью финансовых и кредитных организаций;
    • слабым уровнем информационной культуры населения страны и малым числом пользователей Рунета;
    • общим отставанием нашей экономики и как следствие — низким средним уровнем доходов населения;
    • несовершенством нормативно-правового обеспечения;
    • недостаточной телекоммуникационной инфраструктурой;
    • нарушением взаимных обязательств участниками торговых отношений;
    • отсутствием единой отлаженной системы доставки.

    Сегодня постепенно иссякающий поток иностранных венчурных инвестиций в российские проекты электронной коммерции приводит к сужению спектра возможных стратегий выживания для онлайн-бизнеса. Он теперь строится на удовлетворении существующих потребностей реальных клиентов, и при этом максимально используются те преимущества, которые дает интернет. Только при таком подходе можно рассчитывать на успех. В электронной коммерции на первое место выходят вопросы эффективного ведения бизнеса. Для этого привлекается все больше профессионалов в области консалтинга, маркетинга, сбыта и логистики. На рынке можно отметить рост интереса частных российских инвесторов к электронной коммерции. В результате конкуренция усиливается, основная борьба за сегменты рынка происходит между большими холдингами и онлайновыми подразделениями крупных торговых компаний. Обороты этих игроков и составляют большую часть объема всего рынка. Перспективами же для небольших и средних интернет-магазинов становится стратегия закрепления позиции в своей нише рынка, пользуясь эксклюзивностью и уникальностью предлагаемого ими товара.

    Тем не менее, все эти факторы постепенно изменяются в лучшую сторону, поддерживая развитие электронной коммерции. И хотя оценки уровня и перспектив электронной торговли в России неоднозначны, да и цифры, полученные в результате исследований, у разных компаний несколько отличаются, в России уже имеется определенный потенциал для развития: достаточное на том стартовом этапе, который переживает сейчас наш электронный рынок, число подключенных к Сети пользователей, при том пользователей вполне обеспеченных. По мнению аналитиков «Эксперт РА», опубликованному весной прошлого года, доходы российских онлайновых магазинов имеют стойкую тенденцию к росту. Среднемесячная выручка магазинов за второе полугодие 2000 года выросла по сравнению с месячной выручкой на конец первого полугодия на 90%. При этом у 23% магазинов наблюдается спад от 6% до 30%, а у оставшихся 77% магазинов прирост выручки варьируется от 10% до 400%. И хотя оборот всей интернет-торговли в России не идет ни в какое сравнение с оборотом оффлайновых рынков и крупных магазинов, уровень инвестиций в некоторые виртуальные магазины уже сопоставим с вложениями в московские торговые точки.

    Такая динамика впечатляет, причем, по оценкам аналитиков, в ближайшие несколько лет тенденция сохранится: в конце прошлого года компания IDC опубликовала отчет о состоянии рынка электронной торговли в России. Хотя становление электронной торговли в России шло несколько медленнее, чем в других странах Восточной Европы, IDC считает, что объемы товаров и услуг, продаваемых через интернет, в последующие четыре года вырастут в десять раз.

    Рост объема электронной торговли является прямым следствием увеличения числа пользователей сети интернет в России, полагают эксперты. В то же время, как подчеркивают специалисты «Коминфо Консалтинг», в российском секторе электронной коммерции (в большей степени это касается сектора В2С) динамика роста численности интернет-покупателей (четырехкратное увеличение за 2001 г.) существенно опережает показатели роста интернет-аудитории в России (35% за то же время).

    Прогнозный показатель объема электронной торговли в России на этот год, согласно «Альфа-банку» и «Коминфо Консалтингу», составляет $506,5 млн., на 2003 — $796,6 млн., на 2004 год — $1079,6 млн.

    Оборот электронной коммерции в России

    Оборот электронной коммерции в России

    Источники: «Альфа-банк», «Коминфо Консалтинг»

    Как уже отмечалось, некоторые эксперты настроены более оптимистично: высказываются предположения, что уже к 2004 году оборот российского рынка В2В может достигнуть $5 млрд. Самый же смелый прогноз выдвинули специалисты Boston Consulting Group: по их мнению, объем электронных сделок в России будет расти более чем на 100% в год и достигнет €22,3 млрд. к 2004 году, что будет соответствовать 12% от общего числа сделок между компаниями. Для сравнения, в 2004 году в Европе, по оценкам Boston Consulting Group, объем сделок в сфере электронной коммерции достигнет €3,1 трлн., что составит 21% от всего объема транзакций.Оправдаются ли данные прогнозы, или же им суждено стать очередными «мыльными пузырями» — покажет время.

    В заключение отметим, что будущее российской электронной торговли зависит, в том числе, и от того, учтут ли представители нашего электронного бизнеса опыт, достижения и неудачи западных коллег, или же снова пойдут «своим путем», пробуя и ошибаясь, рискуя неимоверными денежными вложениями и изобретая велосипед…

    Координатор проекта: Надежда Генина
    Дизайн и верстка: Надежда Одинцова
    Авторы: Роза Иванова, Надежда Генина, Валерий Кутуков (IB Partners), Кудрявцев Алексей («Коминфо Консалтинг»), Ярослав Вахитов (АБ «ИБГ НИКойл»)
    Интервью: Надежда Генина
    Реклама: Игорь Матульский

    Следующие обозрения CNews.ru:

  • Рынок IP-телефонии в России: на пути к цивилизации (октябрь 2002);
  • Цифровая музыка: война форматов

    По вопросам сотрудничества при подготовке обозрений обращайтесь по адресу:
    review@rbc.ru или по телефону 363–11–53, 363–11–11 (доб.276).

    Авторские права на дизайн и всю информацию обзрения, а также на подбор и расположение материалов принадлежат компании «РосБизнесКонсалтинг». Все права защищены и охраняются законом.

  • Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS