Обзор подготовлен

версия для печати
Дмитрий Авдеев
герб Иркутсткой обл.

Дмитрий Авдеев:

Настало время субъектам РФ объединяться в деле информатизации

Об информатизации органов государственной власти, построении электронного правительства и реализации административной реформы в интервью CNews рассказал Дмитрий Авдеев, руководитель администрации Губернатора Иркутской области.

CNews: В последние годы вектор информатизации органов государственной власти смещается в сторону регионов, и оснащение новыми информсистемами и решениями происходит в тесном взаимодействии с административной реформой. Какие работы в рамках создания электронного правительства Иркутской области реализуются либо уже реализованы?

Дмитрий Авдеев: Административная реформа привела к созданию в Иркутской области новых муниципальных образований и явилась стимулом на пути перехода к электронному управлению регионом, которое включает в себя не только развитие системы предоставления государственных услуг, но и формирование ресурсов, обеспечивающих эффективное развитие региона. Кроме того, необходимость внедрения систем электронного управления обусловлена размерами территории, которую занимает Иркутская область. На сегодняшний день в нашем регионе 470 муниципалитетов.

За последние годы в Иркутской области было проведено немало работ в рамках реализации концепции создания электронного правительства. Был открыт многофункциональный центр в городе Шелехове, завершена информатизация сельских школ, создана единая компьютерная сеть здравоохранения и внедрены телемедицинские решения, проведена информатизация сельского хозяйства, органов социальной защиты населения – создан социальный регистр, где содержатся записи об около 1,5 млн. человек, внедрена система социальных карт.

В рамках реализации мероприятий ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы) на территории Иркутской области в 2005 году были созданы 5 межмуниципальных ресурсных центров (Ангарск, Шелехов, Усолье-Сибирское, Саянск, Байкальск), обеспечивающих доступ граждан и организаций к информационным ресурсам органов власти Иркутской области. Реализация соответствующих областных целевых программ в 2005-2006 годах позволила создать для населения Иркутской области на базе библиотек еще 52 центра доступа к информации.

Мы создали и внедрили информационную систему управления государственным имуществом, финансами и государственными закупками.

Формируя концепцию информатизации нашего региона, мы решили, что оптимальным способом развития ИКТ сферы будет применение метода построения системы сверху вниз: создание информационного пространства, системы интеграции данных и поддержки принятия решений, а затем распространение современных технологий на другие уровни. Данный подход дает возможность быстро оценить эффективность новых решений и начать реформу системы управления. Напомню, что именно Иркутская область одной из первых реализовала проект создания Ситуационного центра Губернатора.

CNews: Какие информационные системы, обеспечивающие электронное управление регионом, внедрены в Иркутской области в настоящее время? Каковы ваши планы на ближайшие годы?

Дмитрий Авдеев: В Иркутской области успешно функционирует система электронного управления документами, процесс внедрения которой был начат в 2005 году и совместно с которой функционирует Ситуационный центр Губернатора Иркутской области.

Нами разработана система бюджетирования, без которой уже сложно представить ближайшее будущее.

Связь с муниципальными образованиями и региональными отделениями федеральных органов государственной власти, доступ к их базам данных осуществляется благодаря развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры региона. Как уже было сказано ранее, в целях предоставления государственных услуг населению в Иркутской области формируются Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Для оптимизации потока посетителей в них установлена система «Электронная очередь», которая включает в себя два настенных дисплея, сенсорный экран, корпус для сенсорного экрана, компьютера и принтера, печатающего талоны, планируем оснастить данную систему звуковыми колонками и программой позволяющей производить регистрацию через Интернет-портал. К концу 2008 года услугами Многофункционального центра смогут воспользоваться 7 000 человек.

Создание Ситуационного центра Губернатора (СЦГ) по примеру Республики Саха-Якутия открыло нам новые возможности для принятия управленческих решений, пойдя дальше мы первыми в России заключили соглашения об информационном обмене с Ситуационным центром Президента РФ, Центром специальной связи и информации ФСО РФ. А сегодня особую актуальность создание СЦГ приобрело в связи с выходом Указа Президента №825, определяющего показатели оценки эффективности деятельности органов власти субъекта РФ. В настоящее время прорабатывается вопрос об обмене необходимой информацией для Контрольного управления Президента РФ. Кроме того, нами заключено соглашение с Федеральным агентством по информационным технологиям о взаимодействии и составлен график работ по проекту внедрения инфраструктуры доверенной третьей стороны. Сейчас этот проект внедряется пилотно.

Реализация Соглашения с Мининформсвязи РФ об информационном взаимодействии в рамках создания вертикально-интегрированной автоматизированной информационной системы по обеспечению мониторинга результативности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления по достижению ими ключевых показателей в области социально-экономического развития Российской Федерации.

В соответствии с Планом мероприятий, предусмотренных Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» (п.3.2), основными задачами являются обеспечение контроля и аналитическая оценка оперативной и ретроспективной информации Иркутской области и ее муниципальных образований, обеспечение расчета показателей эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти Иркутской области на основе информации докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти РФ (ДРОНД) в соответствии с Указом Президента РФ №825 от 28.06.2007 г (в том числе в разрезе органов местного самоуправления региона (Указ Президента РФ № 607 от 28 апреля 2008 г.). Крайне важными являются мониторинг показателей исполнения приоритетных национальных проектов в Иркутской области, мониторинг и оценка исполнения бюджетов Иркутской области (консолидированного, областного и местных), ведение налоговых паспортов Иркутской области и ее муниципальных образований, мониторинг и анализ налоговых платежей и поступлений Иркутской области, а также обеспечение функционирования комплексной имитационной модели и задачи вариантного среднесрочного прогнозирования социально-экономического развития Иркутской области, в рамках которой разрабатываются многовариантные прогнозы социально-экономического развития Иркутской области и осуществляются прогнозные расчеты для обоснования локальных задач и мероприятий областных программ социального и экономического развития.

В настоящее время разработано и согласовано техническое задание на доработку, адаптацию и внедрение типового программно-технологического обеспечения региональной системы мониторинга хода реализации приоритетных национальных проектов и социально-экономического развития субъекта РФ применительно к Иркутской области (региональный сегмент ГАС "Управление").

CNews: Предоставление государственных услуг с использованием инструментов электронного взаимодействия стало непростой задачей для федеральных ведомств. Как это направление развивается в Иркутской области? Какие возможности обеспечивает работа с применением инструментов доверенной третьей стороны?

Дмитрий Авдеев: В результате выполнения в 2007-2008 гг намеченных мероприятий, мы собираемся реализовать в Иркутской области один из первых в России пилотных проектов по предоставлению электронных государственных услуг населению и бизнесу. На базе сервисов и служб доверенной третьей стороны будут созданы базовые элементы информационной инфраструктуры электронного правительства, а также обеспечена поэтапная интеграция и комплексное использование информационных ресурсов предоставления государственных услуг населению. Это, в свою очередь, позволит создать предпосылки для внедрения в регионе электронного правительства и органичной интеграции информационных ресурсов региона в ГАС «Управление».

В 2008 году запланирована реализация мероприятий по созданию 1-й очереди регионального удостоверяющего центра. В начальной конфигурации предусмотрено внедрение ПО «Крипто УЦ» (собственно программного обеспечения удостоверяющего центра), ПО «Служба электронного атрибутирования» (дающего возможность оформлять в электронном виде многоуровневые документы с сохранением их юридической значимости), ПО «Служба доверенного времени» (позволяющего организовать проведение юридически значимых электронных аукционов. На 2009 год предусмотрена реализация 2-й очереди: внедрение ПО «Служба электронного нотариата», которое позволит создавать архив документов с автоматическим продлением юридической значимости ЭЦП.

Немаловажную роль в достижении намеченных целей при реализации электронных государственных услуг на основе доверенной третьей стороны играет телекоммуникационная инфраструктура Иркутской области. Ее основными компонентами являются корпоративные информационно-вычислительные сети Администрации Иркутской области, система коммутации сообщений – мультисервисная сеть ситуационного центра, а также ведомственные корпоративные сети департаментов финансов, соцзащиты, здравоохранения, пенсионного фонда.

Обсуждение динамики индикативных показателей одной из моделей
Ситуационного центра Губернатора

На фото: Руководитель Ситуационного центра Губернатора Рыморенко Игорь Александрович и эксперт аналитик обсуждают динамику индикативных показателей одной из моделей СЦГ. Справа - одно из рабочих абонентских мест системы коммутационных сообщений (СКС) к которым осуществляется подключение абонентов.

Для организации интегрированной телекоммуникационной мультисервисной сети передачи данных, позволяющей предоставлять комплекс услуг связи, в том числе видеоконференцсвязь и интеграцию с информационными системами муниципальных образований Иркутской области в соответствии с имеющимися разрешительными документами, в настоящее время реализуются мероприятия по созданию третьей очереди системы коммутации сообщений (СКС) ситуационного центра Губернатора Иркутской области. Абонентами СКС (см. фото) уже являются 14 территориальных органов федеральных органов власти, 36 муниципальных образований 2-го уровня, 6 исполнительных органов государственной власти Иркутской области. В 3 квартале 2008 года будут подключены еще 6 районных муниципальных образований Усть-Ордынского Бурятского округа.

CNews: Какие меры, по вашему мнению, могли бы способствовать более широкому внедрению информационных технологий в органах государственной и муниципальной власти РФ и взаимодействию их на этой основе?

Дмитрий Авдеев: Настало время субъектам РФ объединяться в деле информатизации, вырабатывать единые подходы и политику в этой сфере. Наиболее эффективным в этой связи было бы создание специальной рабочей группы, уполномоченной организовать необходимые для этого работы.

Вопрос создания электронного правительства сегодня настолько является актуальным, что уже появилась необходимость рассмотреть его на уровне Президента РФ, допустим в рамках заседания первых лиц регионов на Госсовете. Эту идею горячо поддержал губернатор Калининградской области Боос Г.В., который совместно с Советом Федерации организовал в конце мая 2008 года в Светлогорске Калининградской области очень важную и необходимую для этих процессов Первую Всероссийскую конференцию «Современный опыт управления регионом: Электронное правительство».

Кроме того, на федеральном уровне необходимо определить список элементов (Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, Удостоверяющие центры и т.д.), которые должны входить в электронное правительство каждого региона.

CNews: Спасибо.