Спецпроекты

На страницу обзора
Тренд развития мессенджера как корпоративного инструмента существовал и до пандемии
Myteam — новый корпоративный мессенджер для командной работы, выпущенный Mail.ru Group. Идеологическая цель продукта заключается в том, чтобы осуществлять все типы коммуникаций внутри организации с помощью одного сервиса. О развитии рынка мессенджеров и ключевых особенностях Myteam в интервью CNews рассказал Алексей Печенин, директор по развитию бизнеса «Mail.ru для бизнеса».

Алексей Печенин, Mail.ru для бизнеса

CNews: Этот год, по мнению многих аналитиков, перевернул картину трендов: то, что не казалось важным направлением ИТ-развития, вышло на первые роли. Согласны ли вы с этим мнением? Какие технологические тренды теперь превалируют?

Алексей Печенин: Этот год — особенный для всего мира. В качестве главных трендов я бы выделил удаленную работу, новые формы коммуникации, новые привычки у людей, формы командообразования и культуры взаимодействия между людьми.

CNews: Как вы в целом можете оценить этап экстренной цифровизации, через который пришлось пройти российским компаниям?

Алексей Печенин: Главной задачей любой компании стал перевод сотрудников на дистанционный формат работы. Для этого бизнесу пришлось решать несколько вопросов. Во-первых, необходимо было предоставить удаленный доступ к корпоративным системам, которые раньше не предполагали такой возможности. Во-вторых, организовать процесс, научиться ставить задачи, контролировать, направлять людей в удаленном формате. Третье — технологические возможности для общения коллег друг с другом.

Весной люди по-разному отнеслись к самоизоляции, многие восприняли это как некую форму отпуска. Также теплилась надежда, что все быстро закончится и можно будет вернуться в прежний режим. Из-за такого мнения много решений принималось «на коленке». Поскольку все это не закончилось, и даже усилилось, люди сумели к такому формату адаптироваться. Пару недель назад вышла новость, что Госдума утвердила закон об удаленной работе. Это лишний раз подчеркивает, что произошел переломный момент. Совершенствование формата удаленной или комбинированной работы будет продолжаться в будущем.

CNews: Перемены этого года наверняка будут иметь далеко идущие последствия как в технологическом срезе, так и в рыночном. Если рассуждать крупными мазками, то каких перемен вы ждете по этим направлениям в следующем году?

Алексей Печенин: Неизвестно, как поведут себя работодатели, когда начнется процесс возвращения сотрудников в офисы. По моему мнению, вернуть все как было уже не получится, потому что у людей появились новые привычки. Конечно, некоторым сотрудникам придется вернуться в офис. Я надеюсь, что сохранится гибкий подход. Он может быть эффективным для компании и комфортным для сотрудников.

CNews: Какие недостатки существовавшей в России общей канвы цифровизации обнажил кризис 2020 года? Удалось ли преодолеть эти недостатки?

Алексей Печенин: Был обнажен целый пласт проблем, которые раньше могли быть скрыты или находились в вялотекущем состоянии, многие проблемы усугубились. Раньше подавляющее большинство вопросов решалось при прямом взаимодействии человека с человеком. Например, сотруднику нужно было распечатать документ на бумаге и пойти к коллеге за подписью. Сейчас такая возможность пропала.

Алексей Печенин: Главной задачей любой компании стал перевод сотрудников на дистанционный формат работы

Компаниям нужны инструменты, которые позволяли бы решать вопрос без личной коммуникации: согласование документов, оперативный обмен информацией, сбор совещаний. Тем, у кого таких инструментов не было, сразу стало сложно. По опыту Mail.ru Group: у нас многие процессы были оцифрованы, технологических проблем перехода на удаленку у сотрудников не возникло. Я вообще не почувствовал изменений, ведь у меня и до этого был удаленный доступ к внутренним системам, у меня были мессенджеры, почта, я обладал полным набором инструментов, который позволяет работать вне офиса. Другой вопрос — организация работы команды. К этому пришлось адаптироваться: вводить новые привычки, свыкнуться с дополнительными отчетами.

CNews: Дистанционный режим работы вывел на первые роли коммуникативные платформы. Какие перемены произошли в России и в мире на этом рынке?

Алексей Печенин: Все начали массово пользоваться системами видеоконференций, веб-звонками, средствами обмена короткими сообщениями. Традиционно корпоративным инструментом для обмена информации была электронная почта, а сейчас на первый план выходит мессенджер, потому что он позволяет общаться быстро. Раньше было больше вопросов с точки зрения безопасности и корпоративных функций, но формат мессенджера зарекомендовал себя в качестве прогрессивно развивающейся технологии. Ко всему прочему, корпорации стали больше обращать внимание на цифровых помощников, чат-ботов, инструменты, которые помогают решать задачи без участия человека. Например, частичная автоматизация функции HR, которая позволяет создавать заявки на получение документов с помощью цифрового помощника.

CNews: Не так давно вы выпустили корпоративный мессенджер Myteam. Это тоже веяние пандемии или она лишь ускорила разработку продукта, который и так был в планах?

Алексей Печенин: Это не веяние пандемии, разработка продукта началась раньше, чем все произошло. Мы стараемся идти в ногу с мировыми трендами. Тренд развития мессенджера как корпоративного инструмента уже давно присутствует на мировом рынке. Текущая ситуация просто усилила интерес к нему. У нас было много задумок, касающихся мессенджера, и мы развиваемся в соответствии с планом, который наметили еще до пандемии.

CNews: Как долго велась разработка этого решения и какой функциональностью вы его в итоге наделили?

Алексей Печенин: Разрабатывая наш корпоративный мессенджер, мы в первую очередь ориентировались на удобство пользователя. Одна из критических задач для любой корпоративной системы — вовлеченность. Необходимо сделать так, чтобы как можно больше людей адаптировались и перешли на работу с корпоративным инструментом. Этому мы уделили особое внимание. У Mail.ru Group есть качественные наработки в B2C-сегменте. Мы накопили большую экспертизу в области сервисов обмена короткими сообщениями, на которую опирались при создании корпоративного мессенджера. Он обладает привычным для всех интерфейсом, на него очень легко перейти и это подтверждают все наши клиенты. Даже очень консервативные пользователи легко осваивают наш мессенджер, потому что он похож на привычные сервисы. Мессенджер имеет клиентские приложения для всех распространенных операционных систем для компьютеров и мобильных телефонов.

Особенности корпоративного мессенджера от Mail.ru Group

Источник: Mail.ru для Бизнеса, 2020

Одна из ключевых функциональностей мессенджера, которой мы уделяем особое внимание — звонки и видеоконференции. Здесь у нас тоже есть большая экспертиза. Мы тратим значительные ресурсы на развитие, поддержку качества и стабильности аудио-, видеозвонков. Реализована возможность создавать групповые звонки до 30 человек с демонстрацией экрана. В формате вебинара, когда один человек транслирует, а другие слушают, могут подключиться до 250 человек. Кроме того, мы интегрируемся с российскими ВКС-системами.

Добавлю, что мессенджер интегрируется с корпоративным справочником и эта функция делает его удобным. Пользователю не нужно искать телефон в адресной книге, идти на портал или листать какой-то справочник. Достаточно набрать имя и фамилию — и пользователь найдет нужного человека, ему даже не нужно сохранять телефон, он сразу может ему написать, позвонить, отправить файл. Все сотрудники компании доступны в мессенджере. Это делает его удобным.

Помимо сообщений, звонков, люди обмениваются с помощью мессенджера информацией, файлами, ссылками, видео. У нас реализована возможность поиска, структурирования, группировки этой информации в чатах или личной переписке. Кроме того, человек может осуществлять поиск по всему мессенджеру, по всей переписке. Это важная функция для корпоративных целей.

Еще одним заметным инструментом является администрирование. Этот процесс должен быть удобным и позволять компании управлять корпоративным инструментом как с позиции ИБ, так и с позиции работы с пользователями. Наш мессенджер обладает всеми необходимыми атрибутами системного администрирования.

CNews: Какие интересные идеи не попали в финальный релиз?

Алексей Печенин: Каждый мессенджер выбирает свой вектор развития. Мы постоянно мониторим функциональность, которая появляется на нашем и западном рынке. Мы отслеживаем пожелания и реагируем на потребности заказчиков, которые используют другие мессенджеры из-за наличия той или иной функции. Но не все функции, которые добавляют конкуренты, мы моментально бежим добавлять себе. У нас есть собственный вектор развития и он заключается в том, что мессенджер должен быть прежде всего простым для конечного пользователя. Именно это позволяет быстро перенести пользователя из хаоса бесплатных мессенджеров в корпоративную среду.

Какое-то время назад у нас не было мессенджера, и каждое подразделение пользовалось тем решением, которое сотрудники считали для себя удобным. Мы долгое время думали, стоит ли осуществлять переход, не получится ли так, что люди будут его саботировать и продолжат пользоваться теми инструментами, которые у них были. Результат показал, что переход прошел безболезненно и очень быстро. Все коллеги позитивно отзываются о том, насколько им стало удобнее работать в едином корпоративном мессенджере, в котором можно найти любого коллегу из любого подразделения за 2 секунды. Наш вектор — это простота функциональности, чтобы люди могли быстрее адаптироваться.

CNews: Как развивается история с продвижением этого продукта на рынке? Насколько оно востребовано и удается ли вам отъесть часть пирога у более крупных игроков?

Алексей Печенин: Рынок мессенджеров на текущий момент еще не сформирован. Никто не может дать оценку его объема в рублях. Мессенджеры вошли в нашу жизнь сравнительно недавно, а в корпоративном мире массово они появились всего несколько лет назад. Потребность начала формироваться в явном виде в прошлом году. Мы ощущаем рост востребованности решения на рынке, наблюдаем высокий уровень интереса и этот тренд будет только усиливаться.

CNews: Существуют ли уже явные планы по развитию Myteam? Какие?

Алексей Печенин: У нас есть карта развития, на которую мы опираемся. Она прежде всего ориентирована на развитие функциональности, которая делает работу с мессенджером удобной и простой для конечного пользователя. Мы много работаем над функциональностью аудио- и видеоконференций. Особое внимание уделяется интеграции мессенджера с другими востребованными системами, прежде всего — с решениями для бизнеса нашей компании, а у нас таких целый портфель: корпоративный портал, кадровые сервисы, платформы социализации, цифровой ассистент, аналитика, базы данных, большие данные и так далее. Интеграция с этими решениями прорабатывается для того, чтобы максимально повысить ценность для наших заказчиков от использования нескольких продуктов.