Разделы

ПО Бизнес Финансовые результаты Маркет

«1С» похудела на 35%

Выручка крупнейшего российского производителя ПО "1С" по итогам 2009 г. сократится на 35%, прогнозируют в компании. Это немногим лучше показателя софтверной отрасли в целом – тут спад оценивают в 41%. Впрочем, по другим оценкам, спад в индустрии с учетом осеннее-зимнего оживления может быть меньшим. Тем не менее, с сентября продажи "1С" уверенно пошли вверх.

Продажи компании «1С», по словам ее директора Бориса Нуралиева, в текущем году (по предварительным данным) сократились на 35%. Отталкиваясь от прошлогодней оценки выручки «» в 2008 г., сделанной CNews Analytics, — около $406 млн, в этом году объем продаж компании составил около $263 млн. С учетом такой оценки, на долю крупнейшего российского производителя ПО приходится чуть менее 14% всех продаж на софтверном рынке РФ.

В структуре продаж «1С» сильнее всего просел сегмент мультимедиа — на 52%. Продажи делового ПО снизились на 32%, дистрибуции — на 31%. «Наибольшая просадка в сегменте мультимедиа легко объяснима — в условиях кризиса потребители снижали затраты на покупку игр, в том числе за счет использования файлообмена», — комментируют в «Финаме». При этом результаты «1С» в 2009 г. лучше, чем по рынку в целом, говорит Нуралиев. «Но мы еще не доросли до того, чтобы их публиковать», — подчеркивает он, объясняя, почему компания не называет абсолютных показателей выручки.

В целом же в 2009 г. кризис оказал сильное негативное влияние на ИТ-индустрию России, отметил директор «1С». По оценкам компании, отечественный ИТ-рынок сократился на 32% до $12,5 млрд. В IDC и ITResearch CNews не стали комментировать прогноз «1С», сославшись на то, что собственные оценки обеих компаний будут обнародованы только на следующей неделе. Напомним, что самый свежий прогноз IDC по российскому ИТ-рынку был сделан еще в апреле: тогда ожидалось, что его объем в этом году снизится на 14,2%

В «Финаме» делают несколько более оптимистичный прогноз, чем в «1С». «Мы ожидаем, что за счет некоторого оживления последних месяцев, а также укрепления курса рубля просадка рынка, которая по итогам 1-го полугодия, действительно, составила 30–35%, сократится до 20–25% в долларовом выражении», — говорит Татьяна Менькова, аналитик «Финам».

По словам директора «», наибольшие потери — на 41% от уровня 2008 г.- понес сектор лицензионного ПО. Его объем по итогам года составит $1,9 млрд, ожидают в «1С». В сегменте ПО продажи программ общего назначения составили $765 млн (спад на 45%), делового ПО — $655 млн (-45%), домашнего ПО — $462 млн (-30%).

На 35%, до $6,47 млрд, сузился сегмент аппаратных средств. Менее же всего, по оценкам «1С», пострадали ИТ-услуги, составившие в этом году $4,1 млрд: спад на этом рынке достиг 20%. В то же время, сами сервис-провайдеры называют большую цифру: как рассказал CNews Денис Калинин, гендиректор IBS DataFort, по итогам этого выручка отрасли ИТ-услуг упадет на 35%.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Говоря о дистрибуторском направлении бизнеса «1С», Борис Нуралиев подчеркнул, что снижение демонстрирует сегмент ПО общего назначения: словари, переводчики, графические редакторы. А вот антивирусные продукты и решения, связанные с информационной безопасностью, показывают рост продаж (за 11 месяцев этого года — на 16% в рублях). Несмотря на кризис, также выросли продажи отечественного софта: за январь-ноябрь 2009 г. на 25% (в рублевом выражении). В начале года в корпоративном секторе наблюдалось снижение, связанное с экономией бюджетов, но в конце года, наоборот, количество тендеров увеличилось.

Борис Нуралиев также отметил, что по сравнению со всплеском 2007–2008 гг. на софт стало выделяться меньше денег, новые предприятия возникают реже, поэтому продажи требуют больших усилий. В кризис работа направления по дистрибуции была существенно перестроена, отметил директор «1С».

Рост в нелегкие для рынка времена показало розничное направление «1С»: суммарная выручка розничных франчайзинговых магазинов за 11 месяцев этого года составила 42,6 млн руб. (по сравнению с 32,4 млн за весь 2008 г.). Продажи «1С-СофтКлаб« упали на 19%, но сохранились на уровне 2007 г. По бизнес-приложениям («1С:Предприятием«) в «1С» наблюдали существенный рост с сентября 2009 г., с восстановлением до докризисного уровня в ноябре-декабре.

В «1С» ожидают, что декабрь будет «бодрым» в плане продаж. Тенденцию к улучшению наблюдались и в сентябре-ноябре. Тем не менее, прогнозов на 2010 г. в компании не дают, ссылаясь на продолжающуюся неопределенность. В целом же для повышения устойчивости бизнеса в «1С» советуют развивать несколько смежных направлений, а также ориентироваться на массовые секторы рынка, а не на одного, даже очень богатого клиента.

Надежда Генина