Свыше половины роста выручки МТС в 3-м квартале пришлось на мобильный интернет, передачу данных и контента. Цель оператора в новом году повысить капзатраты в пределах 2225% от выручки на фоне продолжающихся инвестиций в 3G, транспортные сети и розницу. Впрочем, вместо 3G было бы оптимальнее сразу вложиться в LTE, сетует президент МТС.
Оператор «Мобильные Телесистемы» (МТС) сегодня (13 ноября) отчитался за 3-й квартал 2009 г., закончившийся 30 сентября. Консолидированная выручка группы выросла на 12,1% в квартальном исчислении до $2,268 млрд благодаря росту абонентской базы, пользования голосовыми и дополнительными услугами, сезонных факторов и укрепления национальных валют. Выручка оператора в России при этом увеличилась на 10,3% до 56,3 млрд руб. Доходы от передачи данных в России выросли в квартальном исчислении на 16%, а доля рынка оператора по абонентской базе в 3-м квартале сохранилась в России на уровне 34%.
Консолидированный показатель OIBDA (операционная прибыль до вычета износа основных средств и амортизации нематериальных активов) увеличился на 11,4% по сравнению со 2-м кварталом 2009 г. до $1,063 млрд благодаря росту выручки и снижению затратам. Маржа OIBDA без учета влияния ритейла составила 50,7%, с учетом 46,9%. «Наша задача на 2010 г. достичь нулевого влияния розницы на абсолютную маржу, отметил президент МТС Михаил Шамолин. Мы хотим, чтобы наш розничный бизнес сам себя окупал и при этом создавал дополнительную стоимость, повышая лояльность абонентов». Высокой маржинальности от этого сегмента ожидать не стоит, считает президент МТС: в лучшем случае она составит 5%. Маржинальность мобильного бизнеса при этом уже сейчас достигает 5051%, и компания намерена предпринимать все возможное для ее повышения.
«В денежном выражении выручка в 3-м квартале 2009 г. выросла на 3,8 млрд руб. по сравнению с аналогичным кварталом 2008 г., при этом 0,9 млрд руб. 24% от всего роста пришлось на мобильный интернет, комментирует обнародованные МТС цифры по России Юрий Брюквин, гендиректор аналитического агентства «Рустелеком». Дата-контент за отчетный квартал вырос на 1,1 млрд руб., то есть на него пришлось 30% от всего роста. При этом доля мобильного интернета в выручке выросла с 3,4% в 3-м квартале 2008 г. до 4,7%, а дата-контента с 4,4% до 6,2%». «Дополнительные услуги принесли большой вклад в увеличение выручки, - подтверждает Денис Кусков, руководитель ИАА «Неделя сотовых технологий». - А мобильный интернет, как драйвер дополнительных услуг, будет и в дальнейшем приносить ощутимую помощь».
Михаил Шамолин также заявил, что компания будет пытаться как можно скорее решить вопрос с получением частот и лицензий для оказания услуг связи четвертого поколения в стандарте LTE. «Будет лучше для всех, если вопрос с LTE будет решен как можно скорее, и мы сможем перенаправить пул инвестиций с 3G на LTE», считает он. Тем не менее, это не означает, что компания не будет дальше развивать 3G, подчеркнул он: ведь мобильный широкополосный доступ нужен абонентам уже сейчас, а не через 23 года, когда будет доступен LTE. Напомним, что общий объем инвестиций МТС в 3G в России в 20082009 гг. составил $700 млн. Алексей Корня, ВРИО вице-президента МТС по финансам и инвестициям, подтвердил CNews, что на 2008, 2009 и 2010 гг. на 3G заложено $1,5 млрд, соответственно, в 2010 г. на развитие сетей третьего поколения оператор может потратить $800 млн.
«Операторам, действительно, придется вкладывать инвестиции практически дважды: сначала в 3G, затем, через 23 года, в LTE, отмечает Денис Кусков. Таким образом, компании дважды потратятся на проектирование, расчистку частот, строительство. Объем инвестиций на развертывание этих двух технологий превысит $4 млрд у каждого из операторов». Наилучшим вариантом, считает Кусков, было бы перепрыгнуть 3G, но для этого надо было запускать его чуть позже, чем в конце 2007 г., а работу над LTE начать чуть раньше. «Тогда можно было бы ожидать, что в 2010 г. мы смогли бы наблюдать запуск уже 4G», полагает аналитик.
Михаил Шамолин: будет лучше для всех, если вопрос с LTE будет решен как можно скорее
В 2009 финансовом году, по прогнозу компании, выручка группы достигнет $8,25 млрд с уровнем маржи OIBDA по мобильному бизнесу более 45%; прогноз по уровню капительных затрат по группе изменен с $1,5 млрд до $1,8 млрд из-за укрепления рубля и дополнительных затрат на рынках Средней Азии. Цель компании на 2010 г. увеличить уровень капзатрат в пределах 2225% от выручки на фоне продолжающихся инвестиций в 3G, транспортные сети и розницу, заявил Михаи Шамолин. При этом в средне- и долгосрочной перспективе уровень капзатрат планируется снизить до 1520% от выручки.
По прогнозу МТС, телеком-рынок России к 2012 г. вырастет на 6% (по сравнению с уровнем 2008 г.) до 1,629 млрд руб. Наибольший рост ожидается в сегменте фиксированного доступа в интернет и платного ТВ. При этом мобильная связь останется самым крупным сегментом с долей в 49%.
«В целом, МТС продемонстрировали неплохую отчетность, говорит Анна Зайцева, аналитик «Финам Менеджмент». - Снижение финансовых показателей было ожидаемым, при этом оно оказалось лучше консенсус-прогноза и в значительной степени обусловлено девальвацией рубля. В рублевом выражении компания увеличила выручку, что крайне позитивно, так как сравнение идет с периодом, когда население еще не ощутило на себе воздействие кризиса. Несмотря на некоторое снижение MOU, имеет место рост ARPU, что подтверждает наличие успехов в продвижении VAS, в том числе на базе 3G. В частности, характерным моментом здесь является опережающий рост дохода от передачи данных и контента. Негативным моментом можно назвать увеличение долговой нагрузки, однако чистый долг изменился несущественно, что можно поставить в заслугу менеджменту оператора».