Разделы

Бизнес Законодательство Кадры Инвестиции и M&A Маркет

Ликвидирован регулятор особых экономических зон

Агентство по управлению особыми экономическими зонами, за четыре года своего существования пережившее трех руководителей, упразднено. Участники рынка солидарны, что работа агентства была неэффективной, но расходятся во мнении относительно причин этого.

Президент России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об упразднении Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). Все функции и обязательства агентства передаются курирующему его деятельность министерству экономического развития (МЭР). На встрече с главой МЭР Эльвирой Набиуллиной Медведев поручил активизировать работу особых экономических зон (ОЭЗ). В мире на раскрытие потенциала ОЭЗ требуется 7-10 лет, но «у нас нет такого количества лет», заявил президент.

РосОЭЗ было создано в 2005 г. в связи принятием Закона «Об особых экономических зонах», предполагающим строительство государством инфраструктуры зон, резиденты которых получат налоговые и таможенные льготы. ОЭЗ разделены по типам на рекреационные, портовые, промышленно-производственные и технико-внедренческие. В последних располагаются, в том числе, и ИТ-компании. Например, резидентами ОЭЗ в подмосковном городе Дубна являются ISG, Luxoft, «Лаборатория сетевых технологий», «Агама», «М2М-Телематитика» и др. 17 из 32 компаний, работавших в Дубне в конце 2008 г., занимались информационными технологиями. Зоны технико-внедренческого типа существуют также в столичном округе Зеленоград, Санкт-Петербурге (на территории промзоны «Нойдорф» и севернее ново-Орловского лесопарка.) и в Томске.

На обустройство ОЭЗ государство обещало выделить из бюджета с 2005 по 2010 гг. 43 млрд руб., а с учетом средств местных бюджетов и госмонополий на эти цели должно уйти 150 млрд руб. Для строительных работ в зонах было создано государственное ОАО «РосОЭЗ». Правда, за время существования агентства его сотрясали кадровые изменения. Первый руководитель РосОЭЗ, генерал-лейтенант МВД Юрий Жданов ушел в отставку в 2006 г. сразу после получения финансирования. Его сменил глава Роснедвижимости Михаил Мишустин, но в начале 2008 г. – после отставки министра экономического развития Германа Грефа – главой РосОЭЗ стал экс-замминистра имущественных отношений Андрей Алпатов.

У РосОЭЗ были проблемы и с другими ведомствами. В 2007 г. Генпрокуратура по представлению Минфина проверила деятельность агентства и установила факт неэффективного использования полученных из госбюджета 8 млрд руб., лежавших без движения на счетах РосОЭЗ. В том же году, после реформы правительства, забрать агентство у МЭР пыталось министерство регионального развития. Тем не менее, в последнее время о скором упразднении агентства ничего не говорило. Буквально в понедельник РосОЭЗ подписало контракт с «Техносервом» на разработку концепции автоматизированной информационной системы стоимостью 18,4 млн руб., а в сентябре IBS завершила реализацию проекта по оснащению центрального аппарата и территориальных управлений агентства телекоммуникационной и ИТ-инфраструктурой стоимостью 373,6 млн руб.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Президент Cognitive Technologies Ольга Ускова заявила CNews, что сама идея ОЭЗ – правильная, но реализация ее была «отвратительная». Ускова надеется, что передача функций по управлению особыми экономическими зонами в МЭР улучшит процесс их управления. Президент IBS Анатолий Карачинский соглашается, что работа ОЭЗ была неэффективной, но причиной этого считает не деятельность агентства, а недоработки законодательства. «Если государство по-прежнему ставит своей задачей содействие развитию инновационной экономики, то следовало бы не упразднять РосОЭЗ, а обсуждать, каким образом следует сделать его деятельность более эффективной», - добавляет Карачинский в беседе с корреспондентом CNews.

Научный руководитель Инновационного института при МФТИ Юрий Аммосов не ожидает потери эффективности ОЭЗ от передачи в МЭР функций по их управлению, так как все нормативные акты для работы особых экономических зон создавались именно этим министерством. «Стержень проблемы - в самой идее ОЭЗ, предполагающей застройку территорий зон частными инвесторами, - отмечает Аммосов. - На практике частный инвестор предпочитает приходить на все готовое и застройку приходится делать государственному органу. Но государственное агентство обязано строить «в белую», что, в российских условиях, приводит к серьезному замедлению темпов строительства».

Игорь Королев