На Марсе в наши дни плещутся озера

Водоемы с талой водой могут существовать на поверхности Марса продолжительное время, установили американские ученые. Это открытие в сочетании с только что продемонстрированной возможностью длительного существования грибов в условиях открытого космоса вне космического аппарата позволяет заново пересмотреть вероятность существования на Марсе не просто жизни, а весьма высокоорганизованных ее форм.
Результаты моделирования, проведенного в арканзасском центре космических и планетных исследований, показали, что водоемы с талой водой из ледников, уже обнаруженных на Марсе в изобилии, могут существовать — причем весьма продолжительное время. Вода не замерзает даже при температуре ниже 0 градусов Цельсия из-за очень низкого атмосферного давления на Марсе. Ранее считалось, что в марсианских условиях лед сублимирует, переходя из твердой непосредственно в газообразную фазу, минуя жидкую. Открытие сделали аспирант центра космических и планетных исследований арканзасского университета Джули Читтенден (Julie Chittenden) и директор центра Дерек Сирс (Derek Sears).

Как сообщает Space Daily, для моделирования марсианских условий Читтенден и Сирс воспользовались камерой планетных сред лаборатории Кек. Предполагалось, что вода на Марсе содержит соли, попадающие в нее при контакте с почвой. Ученые сформировали воду с такой соленостью, которую можно ожидать в условиях Марса, и измерили скорость ее испарения при давлении атмосферы около 7 миллибар и различных температурах.

"При снижении температуры скорость испарения резко падает — гораздо сильнее, чем предполагалось ранее, — заявила д-р Читтенден. — В том случае, если в воде растворялись калий и кальций, точка замерзания такой смеси в марсианских условиях составляла минус 21 градус Цельсия для соленой воды и минус 50 — для воды, содержащей хлорид кальция. Температура на Марсе меняется от минус 125 до плюс 21 градуса Цельсия в зависимости от широты, сезона и времени суток. Соответственно, вода в жидкой форме может существовать на Марсе весьма продолжительное время.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

«Формирование рассола может существенно повысить стабильность воды на Марсе и за счет расширения температурного диапазона, при котором она существует в жидкой форме, до минус 40 градусов Цельсия, и за счет снижения скорости ее испарения на два порядка», — заявили авторы открытия в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters.

Уже известно, что плесень, представляющая собой не просто сложный многоклеточный организм, но целую экосистему, способна существовать в открытом космосе — например, на поверхности метеоритов, комет или астероидов, — длительное время безо всякого ущерба для себя. Тот факт, что озера на Марсе, скорее всего, существуют и в наши дни, а также обнаружение метана в атмосфере Марса, источником которого, скорее всего, являются живые организмы, заставляет по-новому взглянуть на перспективы наличия на планете весьма высокоорганизованных форм жизни. Таких, возможно, как странный лишайник и другие объекты, озадачивающие исследователей Марса.