Разделы

Бизнес

Россия: каждое второе письмо немыслимо опаздывает

Россвязьнадзор представил шокирующие результаты проверки работы операторов экспресс-почты. Оказывается, у компаний, лидирующих на рынке экспресс-доставки почтовых сообщений, лишь 48% корреспонденции доставляется в контрольные сроки. Впрочем, сами операторы критикуют результаты данной проверки и даже ставят под сомнение необходимость ее проведения.
Проверку работы операторов экспресс-почты Россвязьнадзор проводил в первом и втором кварталах текущего года в десяти российских регионах (Москва и Санкт-Петербург в их число не вошли). В ходе проверки проводился контроль соблюдения сроков оказания услуг по пересылке экспресс-почты и обязательных требований в области почтовой связи. Проверка осуществлялась дистанционным методом путем рассылки контрольных почтовых отправлений, а также непосредственно у операторов почтовой связи.

Примечательно, что под проверку попали как лицензионные операторы («EMS Почта России», «Гарантпост», «Армадило бизнес посылка», «СПСР Экспресс» и др.), так и компании, оказывающие услуги курьерской связи и не имеющие почтовых лицензий (DHL, UPS, Chronopost и др.). Согласно результатам проверки, у первой группы проверяемых 70% корреспонденции доставляется в контрольные сроки, тогда как у второй — вообще только 48%. По выявленным в ходе проверки нарушениям Россвязьнадзор принял административные меры, включая выдачу предписаний некоторым обладающим лицензиями операторам.

"Конечно, результаты проверки выглядят удручающими, тем более что она проводилась по направлениям, на которых не должно быть серьезных проблем, — говорит коммерческий директор «СПСР Экспресс» Надежда Романова. — Но, с другой стороны, данные показатели являются усредненными, и, например, показатели нашей компании на порядок лучше их. Во многом такая картина сложилась из-за «Почты России», которая недавно вышла на рынок экспресс-почты и у которой сроки доставки больше, чем у других операторов".

Гендиректор российского представительства UPS Иван Шацких более категоричен: «Я не только не согласен с результатами проверки, но и вообще считаю, что никакой проверки не проводилось. Дело в том, что не понятно ни то, как проводилось данное тестирование, ни то, откуда брались эти пресловутые контрольные сроки. Так что в итоге приведенные Россвязьнадзором цифры выглядят как просто-напросто взятые с потолка. Ответственно заявляю: пусть Россвязьнадзор предоставит накладные, по которым он осуществлял у нас тестовые отправления, и мы опубликуем в прессе настоящие результаты по ним».

Более того, у компаний, работающих без лицензий на почтовую связь, вызывает недоумение сам факт того, что Россвязьнадзор проверял их работу. «Россвязьнадзор нам не указ», — говорят представители таких организаций. К ним относятся в основном российские представительства международных курьерских служб, которые специально не получают лицензий, поскольку классифицируют оказываемые ими услуги почтовых отправлений как грузоперевозки.

"В соответствии с законом «О почтовой связи» мы осуществляем государственный надзор и контроль за деятельностью в области почтовой связи, — пояснила позицию Россвязьнадзора его пресс-секретарь Ольга Дюкова. — В случае, если мы выявляем структуры, оказывающие услуги почтовой связи без соответствующих лицензий, проводится их проверка. При этом при проведении проверок государственные инспекторы действуют в рамках полномочий, установленных для них законодательством России".

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

Стоит отметить, что прения между Россвязьнадзором и нелицензионными почтовыми организациями продолжаются уже несколько лет. «Россвязьнадзор констатирует, что часть деятельности компаний, оказывающих услуги экспресс-доставки, подпадает под определение „услуги почтовой связи“ и, соответственно, должна осуществляться на основании лицензий, — сказала г-жа Дюкова. — Эту точку зрения разделяют и суды, выносящие решения о наложении административных штрафов. По результатам же проведенной проверки хотелось бы обратить внимание на то, что сопоставление качественных показателей курьерских компаний и операторов почтовой связи показывает следущее: компании, которые оказывают услуги экспресс-доставки и в отношении которых не осуществляется государственный надзор и контроль, имеют худшие качественные показатели, чем операторы почтовой связи».

По мнению г-жи Романовой, в условиях российского рынка действительно лучше работать, имея лицензию на почтовую связь. «Поэтому мы, например, подобную лицензию получили. В конце концов, от этого выигрывают сами потребители, поскольку лицензии накладывают на операторов больше ответственности, а также обязывают их сохранять закрепленную в законе „О почтовой связи“ тайну переписки», — пояснила г-жа Романова.

А вот г-н Шацких считает по-другому: «Россвязьнадзор уже три раза пытался обязать нас получить почтовые лицензии. Вначале он действовал централизованно, то есть оказывая давление непосредственно на нас и наших коллег. Затем с помощью региональных властей начался прессинг на наши филиалы, что вообще является абсурдом, поскольку филиалы в принципе не получают лицензий. В третьем же раунде „жертвами“ стали наши компании-партнеры, которые работают в тех регионах, где нам самим экономически нецелесообразно оказывать услуги». Но, по словам г-на Шацких, Россвязьнадзор проиграл большинство судов и так ничего и не смог добиться: «Теперь, видимо, они пытаются склонить чашу весов в свою пользу с помощью подобного рода проверок».