Спецпроекты

Цифровое равенство

О чем думает бизнес


«Стать лучше, модернизироваться и делать как можно больше для своих клиентов». «Быть в тренде». «Изменить прежние методические и технологические подходы». «Объединить в виртуальном пространстве сотрудников территориально-распределенной организации». «Создать эффективный отдел продаж». «Научить партнеров работать качественно». Таков далеко неполный список задач, которые успешно решили классические представители российского малого и среднего бизнеса. Все они сделали ставку на применение современных ИТ-решений. И не ошиблись.

Цифровая дискриминация осталась в прошлом. Революция в сфере коммуникаций, массовое использование мобильных устройств, доступность облачных сервисов и платформ, широкое распространение аутсорсинга, появление новых классов программного обеспечения и более современных подходов к реализации ИТ-проектов — все это привело к «выравниванию возможностей». Наступает эра паритетных условий доступа к глобальному стеку информационных технологий. И это уникальный шанс, которым благодаря своей гибкости, подвижности, высокой скорости реакции и креативной энергии могут воспользоваться малые и средние предприятия, находящиеся в процессе поиска новых источников эффективности. Особенно в условиях, когда крупные игроки переживают непростой период трансформации унаследованных бизнес-процессов, не отвечающих требованиям сегодняшнего дня.

Чего ждут малые и средние предприятия от рынка ИТ?

За последние годы подходы к использованию ИТ-решений претерпели существенные изменения. Практика «натурального хозяйства», требовавшая значительных капитальных затрат для приобретения «вечных» лицензий на программное обеспечение, собственных вычислительных мощностей и систем хранения данных безвозвратно ушла в прошлое. Новый девиз динамично развивающихся предприятий — не владеть, а использовать. «Все очень быстро устаревает», — отмечает руководство компании ООО МК «Невский». Технологический и рыночный ландшафт стремительно меняется. Не случайно все большей популярностью начинают пользоваться облачные программные продукты и технологические платформы, доступ к которым осуществляется по подписке, что позволяет гибко управлять ИТ-бюджетом и всегда иметь гарантированный доступ к наиболее актуальным решениям.

Малому и среднему бизнесу уже не нужно доказывать преимущества модели «ИТ как услуга». Еще недавно средства автоматизированного бизнес-анализа больших объемов данных были доступны лишь самым крупным участникам рынка. А сегодня менеджмент компании SAHAR&VOSK благодаря использованию облачного аналитического инструментария получил возможность управлять бизнесом буквально в режиме реального времени и масштабировать наиболее удачные маркетинговые ходы на все салоны сети.

В отличие от характерной для крупного бизнеса проектной парадигмы, когда внедрение масштабной информационной системы может занимать годы (с непредсказуемым результатом), растущие компании — идеальные клиенты для поставщиков, готовых предложить продуктовый подход. Главное здесь — не абстрактная «автоматизация», а возможность использовать ИТ-инструментарий, обладающий безусловной ценностью для бизнеса. Реализация планов расширения круга корпоративных заказчиков потребовала от компании Concept Electro применения современных средств планирования и управления ресурсами, чтобы снизить зависимость от «человеческого фактора». Благодаря удачному выбору базового продукта, предприятию удалось в сжатые сроки получить требуемый результат: обеспечить соблюдение сроков реализации проектов и добиться необходимого уровня ответственности исполнителей при решении каждой поставленной задачи.

Не менее очевидный тренд — стремление уйти от «зоопарка» плохо совместимых друг с другом продуктов. Малый и средний бизнес все чаще делает осознанный выбор в пользу технологических экосистем производителей программного обеспечения, решения которых прозрачно стыкуются друг с другом, что позволяет по мере необходимости достраивать недостающие элементы ИТ-инфраструктуры. Здесь показателен опыт учебного центра «Специалист», предложившего клиентам интегрированную среду дистанционного профессионального образования на базе платформы групповой работы и сервиса потоковой передачи видео.

Любому серьезному проекту, реализуемому в интересах крупной компании, как правило, предшествует длительный этап консалтинга, призванный прояснить истинные ожидания заказчика. В этом смысле представители сегмента малого и среднего предпринимательства — намного более комфортные клиенты для поставщиков ИТ, поскольку способны четко сформулировать приоритеты бизнеса. Например: «активизировать работу инженерного персонала, снизить зависимость от сложного документооборота и перейти к использованию платформы, позволяющей получать качественные и пригодные для дальнейшей обработки данные, с которыми можно работать по всей производственной цепочке». Любой правильно поставленный вопрос содержит в себе ответ. Наглядное подтверждение этого тезиса — опыт компании «Сельскохозяйственная техника», добившейся сквозной цифровизации обслуживания клиентов «в поле» на базе платформы облачных вычислений и специализированного решения для автоматизации выездного сервиса.

Еще один показательный штрих — стремление растущих компаний воспользоваться всеми преимуществами внедрения по модели «быстрого результата», набирающей популярность в последние годы. И это хорошо понимают сервис-провайдеры. В том числе — ИТ-интегратор, сумевший всего за полтора месяца реализовать проект по развертыванию инструментов проектного управления в инжиниринговой компании AquaHelp, специализирующейся на вопросах водоснабжения и гидрогеологии.

Также важно отметить растущее влияние российских ИТ-компаний — сервис-провайдеров, интеграторов и др. — на развитие организаций малого и среднего бизнеса. Все чаще они становятся доверенными партнерами, которые помогают быстро и эффективно решать самые важные и сложные задачи, а иногда даже играют роль бизнес-консультантов.

Переход к цифровой экономике радикально меняет сложившиеся представления об источниках успеха в бизнесе. Размер вложенных инвестиций и количество сотрудников, возможности доступа к источникам финансирования и административный ресурс — все это больше не гарантия лидерства даже в среднесрочной перспективе. При этом все большую роль начинает играть правильный выбор технологических инструментов, позволяющих эффективно управлять процессом создания рыночной ценности. И это хорошо понимают руководители компаний, поделившихся опытом внедрения современных ИТ-решений на страницах нашего проекта.


Стратегия месяца

LegalTech грозит заменить юристов

Средства искусственного интеллекта все чаще используются для обработки обращений за юридической помощью.

Технология месяца

Какие трудности ждут сети 5G на предприятиях

Необходимо решить ряд вопросов,  в первую очередь — с обеспечением безопасности.