Разделы

Бизнес Законодательство Телеком Мобильная связь Интернет E-commerce

Как МТС, «Билайн» и «Мегафон» защищают от мобильных мошенников. СЕКРЕТЫ

Контент-провайдеры обязаны согласовывать все новые сервисы с сотовыми операторами, следует из договоров между ними. «Мегафон» также запрещает контент-партнерам угрожать своим абонентам и ограничивает их возможности по рассылке спама, а «Вымпелком» прикрыл лазейку для мошенничества со стороны сотовых дилеров.

CNews изучил типовые договоры с контент-агрегаторами, которые заключает три крупнейших сотовых оператора: «Вымпелком», МТС и «Мегафон». Договора были размещены на сайте Американской комиссии по ценным бумагам корпорацией Net Element International, владеющей российским контент-агрегатором TOT Money.

Лазейка для дилеров-мошенников
Сотовые операторы предоставляют контент-агрегаторам короткие номера для оказания услуг своим абонентам. Когда абонент осуществляет обращение к таким номерам (посредством звонков, SMS- и MMS-сообщений или оформлением подписок через интернет), оператор взимает с него денежные средства по заранее установленным тарифам. Часть этих средств (обычно около 50%) оператор по окончании учетного периода (раз в месяц) выплачивает поставщикам контента в качестве вознаграждения.

При этом «Вымпелком» установил ряд ограничений на расчеты с агрегаторами. Если абонент расплатился за контент с помощью взломанной банковской карты или другим схожим способом, то денежное вознаграждение поставщику этого контента выплачено не будет. Кроме того, вознаграждение не будет выплачено, если окажется, что абонент потратил на покупку контента более 70% от суммы своего стартового пакета.

Как пояснили в «Вымпелкоме», такое ограничение установлено для защиты от дилерского мошенничества. Существует схема, когда дилеры договариваются с поставщиками контента и тратят на оплату контента стартовые пакеты, после после чего оператор вынужден выплачивать соответствующее вознаграждение.

Все три сотовых оператора запрещают своим контент-парнерам при оказании услуг нарушать российское законодательство, распространять спам и вредоносное ПО, наносить ущерб репутации операторов, нарушать авторские права, вводить абонентов в заблуждение относительно стоимости оказываемых сервисов, оказывать фиктивные сервисы, собирать персональные данные клиентов без их разрешения и т.д.


Каждый новый сервис контент-провайдеры обязаны согласовывать с сотовыми операторами

Запрет на Blackmail
«Мегафон» отдельно прописал запрет на blackmail, а именно вымогательство у абонентов передачи их имущества, в том числе и под угрозой распространения порочащих их сведений. Запрещено и нанесение абонентам морального ущерба в принципе. «Мегафон» ввел ограничения и на входящие сообщения, отправляемые контент-парптнерами абоненту: их можно слать не позднее двух месяцев с момента последнего обращения абонента к сервисам этих партнеров. Таким образом, оператор ставит барьер на распространения спама со стороны контент-партнеров.

Еще одно ограничение «Мегафона» - запрет на перевод денежных средств со счетов абонентов в электронные платежные системы наподобие Webmoney, «Яндекс.Деньги» и др., а также запрет на тарификацию входящего трафика. «Вымпелком» же, со своей стороны, отдельно прописал запрет на распространение порнографических материалов и подробно объяснил партнерам разницу между порнографией и эротикой.

МТС взимает разовую и абонентскую плату за предоставленные контент-партнерам короткие номера, а также обязывает их оплачивать междугородние звонки абонентов в техподдержку. «Мегафон» же установил минимальную планку для партнеров: выручка от каждого короткого номера должа составлять не менее i30 тыс.

«Вымпелком» позволяет осуществлять сервисы подписок только партнерам, чей оборот превышает определенную суммы. По словам источника оператор взимает абонентскую плату с каждого короткого номера, использующегося для подписок, в размере i5,75 тыс.

Кроме того, «Вымпелком» берет обязательство со своих контент-партнеров, что они никаким образом ни связаны ни с менеджментом, ни с акционерами оператора. В то же время «Вымпелком» предупреждает контент-агрегаторов, что для оказания услуг он может привлекать своего основного партнера в данной области - «Темафон», в том числе и передавать ему персональные данные.

Зачастую контент-агрегаторы привлекают для оказания услуг третьих лиц, которые и являются поставщиками контента - контент-провайдеров: они получают префиксы в рамках выданных контент-агрегаторам коротких номеров. Как оказалось, все три сотовых оператора требует от своих партнеров заключения письменных договоров с их субпорядчиками. Это связано с тем, что мобильным мошенничеством как раз и занимаются такие субпорядчики, в роли которых зачастую выступают физические лица.

А «Мегафон» даже отдельно прописал, что он может запросить у контент-агрегатора в трехдневный срок предоставить сведения о всех его парнерах, включая их паспортные данные. Причем договор контент-агрегатора с субпорядчиками изначально должен содержать пункт о возможности передачи «Мегафону» их персональных данных.

Тяжелое бремя контент-партнера
Все сервисы, которые запускают или перезапускают контент-агрегаторы, подлежат обязательному согласованию с сотовыми операторами. «Билайн» требует согласовывать с ним новые сервисы за 30 дней до их запуска, МТС - за 15 дней. Подлежит согласованию с операторами и реклама контент-сервисов, а также использование брендов операторов.

Сотовые операторы имеют право проверять сервисы своих партнеров на предмет соблюдения вышеупомянутых требований. За выявленные случаи нарушения на контент-агрегаторов накладываются штрафы. Например, «Мегафон», обнаружив нарушение в работе какого-либо сервиса, обязывает контент-агрегатора в течение трех часов отключить соответствующий префикс. Если этого не произошло, то оператор может на месяц заблокировать уже весь короткий номер.

Контент-агрегаторы изначально берут на себя ответственность за все претензии, которые из-за их услуг могут быть предъявлены операторам со стороны абонентов, регулирующих органов, третьих лиц (например, владельцев авторских прав) и т.д. При получении претензий операторы перенаправляют их контент-агрегаторам для совместного рассмотрения.

По правилам «Мегафона», агрегатор обязан в течении суток дать свой ответ на претензию. Если выяснилось, что услуга не является мошеннической, но она не была оказана с надлежащим качеством, у агрегатора есть еще сутки на ее повторное доказание. В случае же мошенничества агрегатор также может попытаться доказать, что оно произошло по вине третьих лиц, которые без его ведома дали недостоверную информацию об услуге и пр.

«Вымпелком» дает контент-агрегаторам больший срок для ответа: пять дней. Если ответ за этот срок не поступит, оператор будет рассматривать претензию самостоятельно. МТС предоставляет на ответ 10 дней. Отсутствие ответа со стороны контент-агрегатора будет приравнено к признанию им своей вины.

Игорь Королев