CNews: Что представляла собой инфраструктура хранения данных «Фора-банка» до начала проекта, и почему вы решили ее модернизировать?
Илья Ребизов:
Илья Ребизов
Новая система должна была обладать производительностью не менее 16 тыс. IOPS, что примерно втрое выше, чем у существующей. А максимальная производительность увеличивалась до 380 тыс. IOPS, то есть более чем в 50 раз!

В «Фора-банке» работала инфраструктура на виртуальных серверах, которая включала в себя корзину серверов НР и систему хранения данных HP EVA. К тому времени, когда мы запланировали проект, оборудование работало четыре года, то есть гарантийный срок уже закончился и подходил к концу срок эксплуатации.

CNews: Как вы выбирали оборудование на замену?
Илья Ребизов:

Любой проект начинается с планирования. В первую очередь нам нужна была информация о потребностях бизнес-пользователей и ИТ-службы в перспективе 5–6 лет. Мы собрали данные по подразделениям, проанализировали их, скорректировали и получили примерные цифры, на которые уже можно было ориентироваться при выборе новой системы: объем дисков, число серверов, их производительность и т.д.

Согласно техническому заданию, новая система должна была обладать производительностью не менее 16 тыс. IOPS, что примерно втрое выше, чем у существующей. А максимальная производительность увеличивалась до 380 тыс. IOPS, то есть более чем в 50 раз! Втрое больше становился объем дисковой подсистемы.

Всего техническое задание содержало около 200 пунктов, и часть требований - например, относительно максимальной производительности - было возможно выполнить только с использованием флеш-технологий. Поэтому в спецификацию включили SSD-диски, которые отсутствовали в старой системе. Благодаря удешевлению флеш-памяти в последние годы разница в цене с обычными дисками почти не ощущалась.

Поскольку старая система исправно работала, списывать ее было бы ненужным расточительством. Ее новое предназначение – стать резервным оборудованием для размещения основных информационных систем, таких как службы каталогов и почты, на площадке резервного ЦОДа.

CNews: Как вы выбирали поставщика оборудования?
Илья Ребизов:

Ключевой критерий всегда задает бизнес – это максимальное качество за минимальную цену. В первую очередь мы проанализировали опыт работы с системой НР EVA, который к началу проекта достиг уже пяти лет.

Поскольку мы модернизировали систему, на которой работают критически важные информационные сервисы банка, для нас были крайне важны оперативность и качество техподдержки: банк не может себе позволить простоя. А Hewlett Packard Enterprise в случае сбоев обеспечивает по SLA восстановление работоспособности оборудования в течение всего шести часов.

Кстати, мы одно время рассматривали вариант создания собственного резервного дата-центра в регионе, и нам со стороны НРЕ была гарантирована оперативная замена любого оборудования в случае проблем. Это выгодно отличается от возможностей других вендоров, которые избегают давать конкретные обещания, и на их региональных складах можно найти только крепеж или самые неходовые комплектующие.

Естественно, мы оценивали и другие предложения. В результате после анализа таких ключевых критериев, как стоимость внедрения и владения, уровень техподдержки, совместимость с имеющимся оборудованием, а также с учетом опыта работы на аналогичном оборудовании, мы выбрали решение Hewlett Packard Enterprise. Оно включало в себя блейд-серверы HP BLc7000 и хранилище HP 3PAR StoreServ 8400.

Ольга Зеленко:
Ольга Зеленко
Как только мы узнали о намерении «Фора-банка» модернизировать инфраструктуру бэк-офиса, было очевидно, что лучше всего предложить ему оборудование НРЕ

С самого начала, как только мы узнали о намерении «Фора-банка» модернизировать инфраструктуру бэк-офиса, было очевидно, что лучше всего предложить ему оборудование НРЕ. В частности, мы исходили из того, что заказчик уже использует оборудование HPE, и у него есть планы по виртуализации автоматизированной банковской системы (АБС), успешно внедренной и используемой в настоящее время в банке. А в портфеле «Ай-Теко» уже есть аналогичный проект в другом банке, где были виртуализированы АБС и все ИТ-сервисы на связке НРЕ и VMware. Наш заказчик поделился с коллегами из «Фора-банка» своим опытом внедрения и эксплуатации платформы, и, судя по его отзывам, это был позитивный опыт.

Илья Ребизов:

Довольно часто бывает, что интегратор участвует в конкурсе, очень хочет получить контракт, рассказывает на презентациях о своих компетенциях, но не готов продемонстрировать опыт аналогичных проектов. А нам «Ай-Теко» совместно с НРЕ не просто все показали и рассказали, но и были готовы предоставить на двухмесячное тестирование четырехконтроллерную 3PAR StoreServ 8400. К сожалению, нам пришлось отказаться, потому что тогда сорвались бы сроки проекта.

Во время референс-визита мы получили исчерпывающие ответы на свои вопросы: нам на месте показали, как все работает, и развеяли сомнения, которые на тот момент еще оставались. Они касались виртуализации АБС: мы еще только начинали задумываться о том, чтобы этим заняться, а коллеги уже перевели в виртуальную среду все системы, включая свою основную АБС, аналогичную той, что работает в АКБ «Фора-банк».

Выяснилось, что на практике все работает безупречно, и беспокоящие нас вещи никак не проявлялись после виртуализации. Поэтому мы решили в перспективе перевести на приобретаемую систему и нашу собственную АБС. Мы в этом заинтересованы, потому что в последние годы, несмотря на кризис, наш банк продолжает увеличивать число филиалов и офисов, наращивает ИТ-сервисы. Все это повышает нагрузку на АБС и однажды может привести к задержкам в ее работе из-за того, что оборудование перестанет справляться. Логичным и эффективным выходом стала бы виртуализация системы на новой СХД.

Илья Ребизов:

Ключевой критерий всегда задает бизнес – это максимальное качество за минимальную цену.

После анализа таких ключевых критериев, как стоимость внедрения и владения, уровень техподдержки, совместимость с имеющимся оборудованием, а также с учетом опыта работы на аналогичном оборудовании, мы выбрали решение Hewlett Packard Enterprise. Оно включало в себя блейд-серверы HP BLc7000 и хранилище HP 3PAR StoreServ 8400.

Ольга Зеленко:

Мы исходили из того, что заказчик уже использует оборудование HPE, и у него есть планы по виртуализации автоматизированной банковской системы (АБС), успешно внедренной и используемой в настоящее время в банке. А в портфеле «Ай-Теко» уже есть аналогичный проект в другом банке, где были виртуализированы АБС и все ИТ-сервисы на связке НРЕ и VMware. Наш заказчик поделился с коллегами из «Фора-банка» своим опытом внедрения и эксплуатации платформы, и, судя по его отзывам, это был позитивный опыт.

CNews: Расскажите, пожалуйста, об основных этапах проекта.
Илья Ребизов:

Интересно, что вначале специалисты «Ай-Теко» помогли нам скорректировать спецификацию оборудования, которую мы составляли для конкурса самостоятельно. Они не просто взяли наш список к исполнению, а вместе со специалистами банка просматривали все параметры, задавали вопросы о том, что и как будет использоваться, и сделали несколько ценных рекомендаций, которые касались в основном замены указанных нами устройств на более новые и эффективные. И они же посоветовали нам оптимальный набор лицензий VMware, которая накануне как раз изменила свою политику лицензирования. Это позволило нам оптимизировать бюджет проекта.

Ольга Зеленко:

После уточнения технического задания в конце лета 2016 года мы заключили договор. На поставку оборудования отводилось 6-8 недель и, пока оно шло с завода в Россию, мы согласовывали со специалистами «Фора-банка» требования к проекту.

Наши инженеры подготовили площадку к развертыванию системы, выяснили все необходимые параметры, составили план миграции. Примерно две недели заняли подготовка инфраструктуры ЦОДа и сама установка оборудования – инсталляцией занимались сертифицированные НРЕ специалисты «Ай-Теко».

Илья Ребизов:

Один из ключевых этапов «переезда» на новую инфраструктуру – миграция данных из старой системы на новую СХД. Для таких работ предусмотрено четырехчасовое «технологическое окно» по ночам, когда они не помешают основным системам банка. В принципе характер проекта позволял все сделать и днем, когда банк работает, но мы решили не создавать ненужные риски.

«Переехать» должны были 150 работающих виртуальных серверов. Они были разделены на три группы в зависимости от важности. Заранее мы согласовывали с владельцами сервисов возможность миграции и, если получали подтверждение, приступали к работе. Работать в авральном режиме не было необходимости: каждую ночь переносили 5–10 серверов, и весь этап миграции занял менее трех месяцев.

CNews: Как вы оцениваете результат проекта?
Илья Ребизов:

Эффект был весьма ощутимым: значительно возросло быстродействие, повысился запас прочности системы. Кроме того, исчезли некоторые проблемы, связанные с работой серверов в прежней конфигурации, а решить остальные стало проще, потому что после миграции выяснилась их программная природа.

По итогам проекта у меня осталось самое приятное впечатление от работы со специалистами «Ай-Теко» – вести с ними проект было очень удобно. Они внесли свои ценные предложения, вдвое быстрее запланированного срока – всего за четыре недели – привезли оборудование. И все это время нас не отвлекали по различным мелким вопросам, которые подрядчик мог решить самостоятельно.

Скажем, поставка и завоз оборудования в ЦОД прошла более гладко, чем это иногда бывает. Поскольку это был коммерческий дата-центр, требовалось собрать пакет документов на ввоз, завезти, правильно складировать, монтировать, тестировать… Мы этот процесс вообще не заметили. Более того, инженеры «Ай-Теко» иногда опережали график, и мы просили их день-другой подождать, пока закончим наши мероприятия и сможем перейти к новому этапу. Открытость интегратора к диалогу, желание предложить лучший вариант, умение не создавать проблемы мы считаем очень ценным качеством профессиональной команды «Ай-Теко».

Павел Притула