«Крок»: Как меняется ИТ-инфраструктура современных компаний

«Крок» относится к числу компаний, чье влияние на ИТ-рынок весьма заметно. В каком направлении сегодня движется ее развитие, к чему стоит прислушаться заказчикам, в интервью CNews рассказывает директор департамента вычислительных систем Валентин Губарев.

29.09.2016

CNews: Какие основные тенденции на рынке вычислительных систем вы видите в 2016 году?
Валентин Губарев:
Валентин Губарев
Мы развиваем все, что имеет платежеспособный спрос у заказчиков сегодня и с высокой вероятностью «выстрелит» завтра

В области вычислительных систем мы наблюдаем переход клиентов от «тяжелых» к горизонтально масштабируемым системам. То есть вместо закупок мощных дорогостоящих решений приобретается менее сложное оборудование, которое благодаря развитию программно-определяемых сред, гиперконвергенции и других технологий обеспечивает энтерпрайз-заказчикам необходимую производительность, надежность, управляемость и упрощенное обслуживание. Вместе с этим заказчики получают существенное снижение стоимости владения вычислительными комплексами. Так, например, заметна тенденция ухода с архитектуры RISC на обычные x86.

В нашем публичном облаке мы давно применяем программно-определяемые решения для собственных целей и видим достаточную зрелость технологий для оказания на их базе услуг корпоративным заказчикам.

Чем хороши такие решения – они дают серьезную экономию на модернизацию, поддержание ИТ, и в конечном итоге положительно влияют на себестоимость выпускаемых компаниями продуктов и услуг, особенно высокотехнологичных. Например, сейчас провайдеры активно предлагают клиентам сервисы домашнего видеонаблюдения. Все записи в течение определенного срока находятся в облаке оператора, и здесь мы видим классическую задачу хранения больших объемов данных без существенных требований ко времени отклика систем.

Эту задачу можно решать традиционными подходами, а можно с помощью программно-определяемых хранилищ сократить в два раза стоимость для конечных пользователей, что делает эту услугу для них, безусловно, привлекательнее.

То же самое можно сказать о гиперконвергентных решениях. Один из опросов на недавнем нашем мероприятии, посвященном гиперконвергентным решениям, показал, что 70% присутствующих заказчиков хотели бы внедрить у себя такие решения уже в 2017 году. То есть для нас это очевидный тренд – горизонтально масштабируемые, гибко управляемые системы.

Аналогичным образом мы видим и упомянутый тренд миграции с RISC-систем на х86. Наиболее яркий опыт в этой сфере мы получили, проведя тестирование миграции процессинга одного из крупнейших банков России. В результате у банка при сохранении производительности и надежности появился вариант для снижения стоимости владения системой в три раза.

Кстати, понаблюдать воочию за процессом миграции с одной платформы на другую можно на нашем совместном с Huawei мероприятии 27 октября. Приглашаем всех скептиков.

Из других важных рыночных трендов следует выделить расширение доли неамериканских вендоров, вызванное встречными политиками санкций и «импортозамещения».

Увеличивается доля не североамериканских производителей оборудования, с которыми мы активно сотрудничаем. Это в первую очередь Lenovo, Huawei. И, кстати, наши внутренние тестирования показали, что в портфеле их решений есть в том числе уникальные продукты, с помощью которых можно предложить отличное решение с точки зрения соотношения цены и качества.

«Крок» продвигает и решения собственной разработки, рассчитанные для сценариев «импортозамещения» — СХД «КРОК Cyberia», ПАК «КРОК Backup Appliance» для резервного копирования.

В области же услуг все движется к модели pay-as-you-go, то есть к предоставлению не заранее заданных ресурсов, а конечных сервисов, объем которых определяет сам клиент, внося определенную плату. В этом направлении остаются привлекательными облачные услуги «Крок» – заказчики мигрируют полностью или частично свою ИТ-инфраструктуру на виртуальные мощности. Объем сервиса продолжает быстро расти. Выручка этого направления в «Крок» за последний год выросла на 59%.

CNews: Недавно было анонсировано ваше назначение на должность директора департамента вычислительных систем. Будут ли какие-то изменения в работе департамента в ближайшее время?
Валентин Губарев:
Валентин Губарев
На сегодняшний день основным вектором развития компании, которому следует и департамент вычислительных систем, стало развитие комплексных услуг

Наш департамент сейчас насчитывает около 200 сотрудников. Он существует с момента основания компании, его деятельность эволюционировала вместе с рынком, соответственно, менялись и задачи. Сегодня мы говорим о двух аспектах работы департамента вычислительных систем. С одной стороны, это технологии и знания, которыми мы владеем. С другой – законченные ИТ-решения, среди которых мы выделяем пять основных направлений. Первое – создание и трансформация ИТ-инфраструктур и центров обработки данных наших заказчиков. Второе направление – оптимизация затрат, связанных с ИТ. Третье – сохранность (резервирование) данных. Четвертое направление – обеспечение непрерывности ИТ-сервисов. И, наконец, сервис и комплексный аутсорсинг.

На сегодняшний день основным вектором развития компании, которому следует и департамент вычислительных систем, стало развитие комплексных услуг. И уже по итогам предыдущего года в выручке компании доля услуг составила более 65%.

Для понимания сути комплексных услуг могу привести пример из недавней практики. Одной из производственных косметических компаний мы создали полную ИТ-инфраструктуру на базе сети дата-центров «Крок», провели миграцию на наши серверы всех сервисов этой компании, обеспечили максимальную защищенность и отказоустойчивость инфраструктуры. И все это было предложено клиенту по единому контракту, как услуга с заданным уровнем качества и ежемесячным платежом.

Сегодня передо мной стоит стратегическая задача поддерживать развитие комплексных услуг, добавить драйва нашим классическим направлениям продаж оборудования через комплексные решения в области ИТ инфраструктур, а также развивать взаимодействие с другими департаментами. Самые интересные и перспективные решения в наше время появляются на стыке технологий, инфраструктур, различных систем. Такие компетенции позволяют предоставлять заказчикам законченные решения их бизнес-задач.

Кроме того, мы привлекаем больше людей к принятию решений, к обмену опытом и получению обратной связи от наших заказчиков. И вместе, коллективно обсуждаем, какие продукты и услуги необходимо добавлять в портфель наших решений, какие компетенции наращивать, чтобы закрывать возникающие потребности на рынке.

CNews: Что у вас происходит с продажами оборудования?
Валентин Губарев:

В прошлом году «железное» направление нашего бизнеса показало рост на 19% в рублях. Но в целом заказчики максимально оттягивают момент покупки нового оборудования или модернизации имеющегося, предпочитая покупать сервисы.

Сервисное направление традиционно в кризис растет. И это не только сервисное обслуживание и техническая поддержка уже поставленного оборудования. Я уже говорил выше об облачных услугах, остановлюсь на них более подробно. Во-первых, у нас есть собственная уникальная разработка – облако «Крок». Кроме того, мы предоставляем облачные услуги и на базе платформ VMware и Microsoft. Облачный «триумвират» позволяет заказчикам осуществить интеграцию с публичным облаком на привычном для заказчика гипервизоре. Или сразу на нескольких гипервизорах — при этом все услуги все равно остаются в рамках единого контракта, что очень удобно для заказчиков.

Также неплохо растет сегмент гибридных облаков. Вы знаете, что не все заказчики готовы размещать свои данные в публичном облаке, у них есть опасения, что чувствительные данные могут быть скомпрометированы. Поэтому для них мы предлагаем гибридные облака, где наиболее критичные системы и информация не покидают периметр компании. Для одной из компаний, работающих с большим количеством клиентов в сфере микрокредитования, мы сделали облако такого типа.

В публичной части облака были размещены фронт-энд системы, с которыми непосредственно «общались» клиенты. Этот подход позволил легко решать периодически возникающие задачи увеличения вычислительных мощностей в периоды наибольшей активности покупателей – обычно они возникают перед главными праздниками. Используя облако провайдера, не нужно строить инфраструктуру, рассчитанную на пиковые нагрузки – достаточно увеличить закупку мощностей на короткий период. А когда активность пойдет на спад, от лишних ресурсов можно отказаться.

Валентин Губарев:

«Основные тренды, полагаю, в ближайший год сохранят свое влияние, а некоторые и усилят. Это – модель покупки ресурсов в зависимости от потребностей «pay-as-you-go» и сервисно-ориентированная модель использования ИТ в компаниях, позволяющая заказчикам производить оплату по факту потребления, четко видеть, под какие задачи и какими внутренними подразделениями используются необходимые ИТ-ресурсы, что поможет максимально оптимизировать их операционные затраты. Таким образом будет достигаться более быстрая окупаемость вложений в ИТ. Соответственно, и другие решения, которые смогут обеспечить быструю отдачу, также будут расти самым активным образом.

Также не стоит недооценивать законодательные изменения и инициативы – в первую очередь, активную роль в развитии рынка продолжат играть 152-ФЗ «О персональных данных», политики санкций и «импортозамещения».

CNews: Вы говорите, что клиенты отодвигают сроки покупки нового «железа». Но в облака все ИТ-ресурсы не перенесешь: собственное оборудование остается, рано или поздно срок его эксплуатации закончится, и тогда произойдет всплеск закупок техники. Вы ожидаете такие события?
Валентин Губарев:

Я не думаю, что нас вообще ждет взрывной рост закупок ИТ-оборудования. Все-таки эволюционный переход к облачным сервисам уже произошел, и назад пути нет. Все реже мы говорим с заказчиками о значительных капитальных затратах. Более актуальным может быть вопрос трансформации существующих ИТ-сервисов. Заказчики в первую очередь занимаются консолидацией сервисов, чтобы оптимизировать затраты на закупку и эксплуатацию. Следующим логичным шагом является переход к сервисно-ориентированной модели, которая предполагает низкий CAPEX и понятную, прозрачно формируемую стоимость услуг для бизнес-подразделений.

CNews: Какие еще направления вы планируете развивать в рамках департамента?
Валентин Губарев:

Мы развиваем все, что имеет платежеспособный спрос у заказчиков сегодня и с высокой вероятностью «выстрелит» завтра. А сейчас в ИТ актуально то, что оптимизирует затраты бизнеса. Это направление «все как сервис», оказание комплексных услуг на базе сети наших дата-центров, решения на СПО в области ИТ-инфраструктуры ЦОДов и аутсорсинга, что позволяет нам строить катастрофоустойчивые инфраструктуры для наших заказчиков, даже для крупных ритейлеров.

К созданию таких инфраструктур близка и другая наша востребованная услуга – обеспечение непрерывности бизнеса. И это всегда комплексные проекты, которые начинаются с анализа требований бизнес-подразделений к непрерывности ИТ-сервисов, далее приводят к модернизации ИТ-инфраструктуры заказчика под сформулированные требования и заканчиваются разработкой планов восстановления, которые фактически являются дорожной картой для ИТ подразделений по восстановлению сервисов во время аварии. Например, создавая резервный ЦОД для Росевробанка, мы руководствовались как раз планом обеспечения непрерывности, для выполнения которого «Крок» модернизировал сети, вычислительную подсистему и СХД, а также организовал независимые магистральные каналы связи между основным и резервным ЦОДами, внедрил ряд программных решений для автоматизации непрерывности бизнеса.

Также планируем развивать направление open source-решений, чему в том числе способствует курс на импортозамещение. В нашем департаменте мы концентрируемся на инфраструктурных решениях, т. е. не касаемся пользовательских рабочих мест и прикладного ПО. Инфраструктура - это платформа виртуализации для облачных платформ, мониторинга ИТ-инфраструктуры, для построения программно-определяемых хранилищ, ряд продуктов для автоматизации развертывания ИТ-сред. Эти решения успешно эксплуатируются нами в проекте публичного облака «Крок».

К самым необычным направлениям, которые есть в департаменте вычислительных систем, я бы отнес Центр Виртуальной реальности.

CNews: Можете ли вы об этом подробнее рассказать?
Валентин Губарев:
Валентин Губарев
Заказчик услуг виртуальной реальности – это департаменты продаж, маркетинга, безопасности, проектирования и так далее. Именно в этих подразделениях сейчас возникает более высокая потребность в ИТ, чем в самих ИТ-подразделениях, которые в кризис заняты в основном поддержанием существующей инфраструктуры

В действительности, это не новое направление, мы над ним работаем уже несколько лет. Мы накопили достаточно опыта за последние годы и очень четко видим бизнес-кейсы, где виртуальная реальность помогает нашим заказчикам совершить прорыв, качественный скачок в развитии. То есть речь не о развлекательных услугах для частных лиц, а о сценариях для бизнеса.

Например, недавно для одной агропромышленной компании мы сделали каталог продуктов на технологиях дополненной реальности. Чем он интересен: вот продавец дает свою визитку потенциальному клиенту, на этой визитке напечатана специальная метка, а на смартфоне продавца установлено специальное приложение. И продавцу достаточно навести объектив на метку, чтобы на телефон из нашего облака подгрузилась объемная интерактивная модель того продукта, который он хочет предложить. Это позволяет в деталях рассмотреть предмет обсуждения и конечно же создает «вау-эффект», что приводит к генерации дополнительных продаж.

Другой пример использования – мы загружали в специальную комнату виртуальной реальности проект одного из столичных стадионов еще на этапе его проектирования. Любой специалист может, образно говоря, занять любое место на этом стадионе и оценить его со своей профессиональной точки зрения: как минимум, можно понять, как будет виден футбольный матч с любого из мест. Сотрудник службы безопасности увидит обзоры со всех точек, определит места расположения камер и стюардов, для эффективной монетизации можно определить лучшие места для размещения рекламных мониторов, баннеров, точек питания и т.п.

Такое моделирование экономит большие средства – денежные и временные, потому что сразу видны многие ошибки проектирования. На виртуальной модели стадиона мы даже нашли неиспользуемое помещение, в которое не вела ни одна из дверей. То есть это еще и инструмент для конструкторов, проектировщиков, целый комплекс таких средств мы показывали на мероприятии, которое называлось «Конструкторское бюро будущего».

Еще одной сферой, где мы активно развиваем виртуальную реальность, является обучение. Например, для своей службы эксплуатации мы создали специальный тренинг по обслуживанию сети дата-центров «Крок». Теперь для допуска на объект инженер должен пройти обучение с помощью этого тренинга и сдать экзамены по работе с технологически сложным оборудованием. Подобные решения незаменимы и тогда, когда необходимо регулярно оттачивать последовательность действий сотрудников при внештатных ситуациях, особенно на опасных производствах.

Интересно, что в этом направлении мы работаем не с ИТ-службами заказчика. Заказчик услуг виртуальной реальности – это департаменты продаж, маркетинга, безопасности, проектирования и так далее. Именно в этих подразделениях сейчас возникает более высокая потребность в ИТ, чем в самих ИТ-подразделениях, которые в кризис заняты в основном поддержанием существующей инфраструктуры.

CNews: Есть ли в вашем портфеле другие новые решения для российского рынка?
Валентин Губарев:

У «Крок» достаточно много собственных уникальных разработок, просто не все вызывают такую реакцию, как виртуальная реальность. Например, в рамках нашего комплексного сервиса есть услуга «КРОК Service Assistant» для заказчиков, которые обладают крупной разнородной ИТ-инфраструктурой: множество поставщиков, производителей, ведется много разных контрактов, SLA, требований, соответственно возникает много проблем на стыке, когда никто из производителей не берет на себя ответственность за поддержку системы в целом. А мы берем: «Крок» предлагает таким заказчикам единый сервисный контракт, отвечает за выравниванием всех SLA от потребностей бизнеса, ведет все необходимые для этого договоры, оптимизирует стоимость обслуживания и отвечает за всю инфраструктуру в комплексе.

Есть у нас еще одна очень интересная уникальная услуга – аренда вычислительных ресурсов на серверах серии Power. Сейчас у многих проблемы из-за их неподъемной стоимости – я уже говорил о заметном тренде миграции с них на серверы x86. Но если вы, например, запланировали такую миграцию через год, а на ближайшее время вам нужно добавить мощности из-за роста потребностей, или необходимо проводить тестирование, а свободных ресурсов нет – не покупать же себе новое оборудование на один год. Мы предлагаем эти ресурсы в виде сервиса – в аренду из нашей сети дата-центров.

Также у нас есть уникальные разработки. Например, система хранения данных «КРОК Cyberia», построенная по стандартной архитектуре, не американская, обладающая очень небольшой стоимостью хранения терабайта. Это не замена энтерпрайз-решений на флеш-технологиях, но для хранения любого количества данных с последовательным доступом она отлично подходит.

Кроме того, в «Крок» разработан интегрированный программно-аппаратный комплекс «КРОК Backup Appliance», который позволяет экономично организовать резервное копирование и архивирование для всех компонентов инфраструктуры заказчика: виртуальных сред, систем хранения, распределенных площадок и т.д.

Есть и разработка для мониторинга инфраструктуры хранения данных, работает на базе свободного ПО и обеспечивает мониторинг состояния и производительности систем, поиск проблем на оборудовании любых производителей. Важно, что она стоит в несколько раз дешевле стандартных утилит от производителей систем хранения данных – их предложение может достигать десятков тысяч долларов, что в новых условиях не всем по силам. Поэтому одни заказчики отказываются от их приобретения, другие все же покупают, ограничивая себя в других возможностях, потому как случись что – причину сбоя можно искать очень долго, а бизнес-руководство будет косо смотреть на ИТ-службу, потому что его клиенты недовольны деградировавшим сервисом.

Еще хотелось бы рассказать про «КРОК Диск». Это уникальная услуга, мы ее запускаем в октябре. Она представляет собой «корпоративный дропбокс», то есть это сервис обмена файлами, который можно разместить либо на инфраструктуре заказчика, либо в нашем облаке. Главное в нем – полный контроль компании над передаваемыми данными, интеграция с Active Directory, совместная работа и мобильный доступ.

CNews: Какие факторы, по вашему мнению, будут влиять на потребности заказчиков в 2017 году?
Валентин Губарев:

Выше я уже перечислил основные тренды на данный момент времени и, полагаю, в ближайший год они сохранят свое влияние, а некоторые и усилят. Это – модель покупки ресурсов в зависимости от потребностей «pay-as-you-go» и сервисно-ориентированная модель использования ИТ в компаниях, позволяющая заказчикам производить оплату по факту потребления, четко видеть, под какие задачи и какими внутренними подразделениями используются необходимые ИТ-ресурсы, что поможет максимально оптимизировать их операционные затраты. Таким образом будет достигаться более быстрая окупаемость вложений в ИТ. Соответственно, и другие решения, которые смогут обеспечить быструю отдачу, также будут расти самым активным образом. Сейчас мы видим, что в этой сфере больших успехов достигают относительно небольшие ИТ-компании, близкие по своей сути к стартапам — Nutanix, Simplivity и т.п. Мы активно развиваем с ними партнерские отношения.

Также не стоит недооценивать законодательные изменения и инициативы – в первую очередь, активную роль в развитии рынка продолжат играть 152-ФЗ «О персональных данных», политики санкций и «импортозамещения». Что же касается широко обсуждаемого «пакета Яровой», то пока рано оценивать его практическое влияние на отрасль.

C учетом влияния всех факторов расширяется и портфель решений департамента вычислительных систем «Крок». Уже сейчас мы готовы предложить заказчикам немало актуальных, интересных решений, и в следующем году их количество будет только увеличиваться.

Павел Притула