Как «1С-Битрикс» вырастила платформу для крупного бизнеса

Компания «1С-Битрикс» выпустила решение для больших интернет-магазинов. Оно позволило не только изменить имидж платформы, но и дало клиентам большую производительность и скорость. В конечном счете это помогает крупным компаниям не только переживать сезонные пики, но и зарабатывать на них еще больше.

21.11.2016

Электронная коммерция в России растет и развивается: по данным РАЭК, в 2016 г. рынок вырастет на 20% и составит 780 млрд рублей. Крупные ритейлеры выходят в интернет: им предлагают свои специальные решения SAP, Oracle, IBM и другие глобальные компании. В 2014 г. «1С-Битрикс» тоже выпустил свое специализированное решение — платформу для крупных интернет-магазинов «1С-Битрикс: Enterprise». При этом «1С-Битрикс» не разрабатывал ее с нуля. Платформа появилась органически: по сути, это новая эволюционная ступень CMS «1С-Битрикс: Управление сайтом», которая была создана еще в 2003 г. и с тех пор все время совершенствовалась.

Летом 2016 г. Ruward и Data Insight опубликовали E-commerce Index TOP-100 — рейтинг 100 крупнейших e-commerce-проектов в России. Оказалось, что более 30 из них работают на различных версиях платформы «1С-Битрикс». При этом большая часть оставшихся участников рейтинга запускалась на «самописных» платформах. Другие крупные разработчики платформ для e-commerce пока имеют опыт единичных запусков. «1С-Битрикс» с большим отрывом вышел в лидеры в сегменте крупных проектов, даже не занимаясь продвижением специальных решений для них. Не удивительно, что платформа была доработана, и в начале 2014 г. появилось новое решение.

Быстрее, выше, сильнее

Платформа «1С-Битрикс: Управление сайтом» сфокусировалась на e-commerce еще в 2011-2012 гг. С тех пор множество веб-студий выбрали своей специализацией интернет-магазины, в том числе и крупные. Появление специального решения здорово помогло заинтересованным компаниям.

«1С-Битрикс» написан на языке PHP, который доминирует в России в сегменте разработки для «веба», — говорит Максим Яшунин, e-commerce директор ювелирной сети «585 GOLD». — Поэтому для создания крупного магазина на «1С-Битрикс» можно искать подрядчиков из сотен компаний. А когда мы искали разработчиков для другой платформы, где требовалось и знание этой платформы, и знание языка Java, мы нашли только двоих».

Впрочем, прошлых заслуг и большого выбора подрядчиков было мало для продвижения нового сложного продукта. В 2014 г. компания представила новое программное ядро — D7. Его появление серьезно упростило доработку «1С-Битрикс: Enterprise» (а в доработке, в той или иной степени, нуждается любая платформа) под специфические требования магазинов. Особенно это важно для сложных проектов с большим объемом кода. Программисты избавились от рутинной «низкоуровневой» работы, скорость и качество разработки повысились.

Одновременно с этим в «1С-Битрикс: Enterprise» было реализовано несколько технологий, которые повысили производительность и скорость. Одна них — «Композитный сайт». Она позволяет практически мгновенно выдавать страницы сайтов со статичной информацией, которые заранее сформированы на сервере — в кэше. После этого очень быстро и незаметно для пользователя подгружается динамический контент, например, количество товаров в корзине интернет-магазина или персональные предложения.

Технология не дает реального увеличения серверной производительности. Однако на деле сайты работают быстрее, чем на более производительном оборудовании, но без «композита». «Зрительная загрузка контента происходит быстрее, и индексирующие роботы получают очень высокий рейтинг скорости страниц», — констатирует трекер ФРИИ, бывший руководитель подразделений e-commerce Ecco и «Кант» Олег Акулов.

Проверка на прочность

Основной проблемой «1С-Битрикс: Enterprise» оставался имидж младшего брата — платформы «1С-Битрикс: Управление сайтом», на которой работают многие — даже самые мелкие — магазины. Скептики посчитали, что «взрослая» версия тоже предназначена для сайтов со скромными запросами. Чтобы доказать способность «1С-Битрикс: Enterprise» справляться с высокими нагрузками, разработчики выполнили тестирование платформы. В ходе 24-часового испытания была сымитирована работа интернет-магазина с 99 тыс. товарных единиц в каталоге на четырех серверах. На сайт зашли 2,4 млн уникальных посетителей, которые посмотрели 46,3 млн страниц и оформили 93 тыс. заказов. Скорость загрузки страницы не превышала 0,7 секунды. Больше половины страниц из-за использования «Композитного сайта» и вовсе грузилось менее чем за 0,005 секунд.

Во время акций наподобие «Черной пятницы» или массовых рекламных кампаний нагрузка на сайт крупного интернет-магазина может превысить самые смелые прогнозы. В арсенале «1С-Битрикс: Enterprise» есть набор технологий для масштабирования и отказоустойчивости, которые не потребуют переписывания программного кода. Среди них — «катастрофоустойчивый эластичный кластер». Он динамически увеличивает серверные мощности в пиковые периоды, и в целях экономии уменьшает их в периоды спада нагрузки.

Мультиканальность и другие «фишки»

Современный интернет-магазин — это не просто сайт. У ритейлера может быть мобильное приложение, офлайновые точки продаж и много других каналов коммуникации с клиентами. Задача платформы состоит в том, чтобы объединить всю поступающую информацию и о покупателях, и для покупателей. В обеспечении этой мультиканальности западные разработчики преуспели. Однако и у «1С-Битрикс» здесь тоже сильные позиции. Она обеспечивается за счет интеграции интернет-магазина с ERP, CRM, складской системой и контакт центром. За долгие годы, проведенные на российском рынке, у «1С-Битрикс» накопилось много партнеров по подобным интеграциям и немало готовых решений.

В «1С-Битрикс» мультиканальность используется также и в общении с клиентами. Технология называется «Открытые линии». Менеджеры интернет-магазина принимают заказы и общаются с клиентами в одном окне, вне зависимости от того, откуда приходят сообщения — из мессенджера, социальных сетей или чата на сайте.

Дмитрий Завалишин

Еще одна «фишка» платформы — персональные предложения для клиентов на основе больших данных. В рунете 180 тыс. сайтов используют различные версии «1С-Битрикс», их посещают самые разные люди, и компания получает информацию об их поведении в сети. Потом эти сведения используют сайты интернет-магазинов, построенных на «1С-Битрикс: Enterprise». «Облако» на стороне платформы «узнает» людей и, представляя их интересы и пристрастия, рекомендует им товары из ассортимента магазина.

Впрочем, любые «фишки» можно дописать к базовому функционалу, и тут преимущество получает та платформа, которая позволяет сделать это быстро. А «1С-Битрикс: Enterprise», обрастая новыми технологиями, это преимущество сумел сохранить.

«Масштабы и сложность доработок при работе с платформой «вендора» мирового класса могут превзойти трудозатраты по разработке решения с нуля, — считает руководитель «Академии E-commerce» Дмитрий Завалишин. — В этом плане «1С-Битрикс», будучи во многом более простым, обладает неожиданной ценностью - дорабатывать его сильно легче, и это экономит время и деньги».

Интернет-магазин «Глобус Гурмэ» встал в один ряд с крупными мировыми сетями

Интернет-магазин «Глобус Гурмэ» встал в один ряд с крупными мировыми сетями

Сеть гастрономов премиального сегмента запустила уникальный для России интернет-магазин. Доставка осуществляется в день заказа, товары можно заказать поштучно или точно по весу, а при выборе товара создается ощущение личного посещения магазина. Справляться с заданными высотами компании помогает платформа «1С-Битрикс», которая обеспечивает непрерывность бизнес-процессов даже в моменты пиковых нагрузок, а также настраивает маркетинговые кампании и контролирует качество выполняемых процессов.

В период кризисных явлений в экономике особенно тяжело оставаться на плаву узко ориентированному бизнесу. Особенно, если этот бизнес работает в премиальном сегменте. Однако сеть гастрономов «Глобус Гурмэ» в спорный для страны период нашла способ не сдавать занятые позиции.

Подробнее

Время и деньги

Максим Яшунин
585 GOLD

Для сети магазинов «Золото 585» на выбор в пользу «1С-Битрикс» повлияла именно возможность быстро открыть магазин и начать зарабатывать. И это, несмотря на то, что до этого компания приобрела лицензию на платформу одного из глобальных игроков. Она обошлась «Золоту 585» в 300 раз дороже, чем «1С-Битрикс: Enterprise», но так и осталась неиспользованной.

E-commerce-директор ювелирной сети «585 GOLD» Максим Яшунин пришел в компанию уже после покупки другой платформы и понял, что не сможет запустить интернет-магазин за отпущенные ему полгода. Зато с «1С-Битрикс» он не только уложился в срок, но и сильно сэкономил. Час работы программиста на языке PHP, на котором написан «1С-Битрикс: Enterprise», обошелся в 3,5 раза дешевле, чем час работы программиста на языке Java, который используют западные конкуренты.

«Мне говорили, что «1С-Битрикс» — это для небольшой песочницы, поиграться детям, — рассказывает Максим Яшунин. — Но я приводил в пример интернет-магазины «Связного» и «Евросети», которые работают на «1С-Битрикс», а это многомиллиардный бизнес». Аргументы подействовали, и магазин был запущен в срок. Сейчас во время маркетинговых акций на него одновременно заходит до 1,3 тыс. человек, и с этой нагрузкой справляется заурядный сервер с 32 Гб оперативной памяти и четырехъядерным процессором.

Продолжение следует

Каждый крупный проект, запущенный на «1С-Битрикс: Enterprise», уникален по-своему. Пожалуй, больше всего их объединяет открытость. Документация к платформе, в отличие от всех остальных решений на рынке, выложена в открытый доступ, и у всех есть возможность заранее узнать ее преимущества и недостатки. Компании, которые сделали свои магазины на «взрослой» версии «1С-Битрикс», чаще всего тоже готовы делиться опытом. О нем мы и расскажем позже, в рамках спецпроекта на CNews.ru.

Интернет-магазин «Обуви России» окупился за полгода

Как интернет-магазин «Обуви России» окупился за полгода

Одним из самых успешных сегментов для продаж в интернете является обувь. Группа компаний «Обувь России» продумала детальную концепцию развития интернет-бизнеса и поочередно вывела в интернет несколько своих брендов. Усилия не пропали даром, сайт интернет-магазина на платформе «1С-Битрикс» ежемесячно посещает более 100 тыс. человек.

Онлайн-продажи стали одним из самых быстрорастущих сегментов розничного бизнеса в последнее десятилетие. И рост этот ускоряется по мере того, как компании все более широко обеспечивают потребности покупателей.

Подробнее
Онлайн-ритейлер Esky стал лидером сегмента

Как интернет-магазин Esky конкурирует с офлайн-сетями

Чтобы получать весомую прибыль, вовсе не обязательно тратиться на вывески, витрины и толпы обслуживающего персонала. Интернет-магазин детских товаров Esky на платформе «1С-Битрикс» выдерживает конкуренцию с офлайн-сетями. Это стало возможным после оптимизации работы склада и службы доставки. За семь лет проект вышел на федеральный уровень. Он забрал весомую часть клиентов у многоканального бизнеса и не потратил ни рубля на организацию собственной физической сети.

Подробнее
Источник фото photogenica.ru