Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИТ в транспортной отрасли 2015

Елена Степанович

Елена Степанович:
Комбайновый завод "Ростсельмаш" намерен сэкономить i4,5 млн за год

Елена Степанович, директор по информационным системам Комбайнового завода "Ростсельмаш", рассказала CNews о том, как идет автоматизация деятельности предприятий холдинга. Акцент делается на управлении транспортными активами, поскольку расходы на транспортировку и логистику занимают высокую долю в себестоимости продукции. Кроме того, Елена Степанович поделилась видением основных тенденций информатизации в отрасли.

CNews: Каков масштаб деятельности "Ростсельмаша"?

Елена Степанович: "Ростсельмаш" – это холдинговая структура, в которую входят 13 предприятий, в том числе собственные литейное, металлорежущее, мехообрабатывающее, сварочно-окрасочное и сборочное производства. Мы выпускаем технику под брендами Rostselmash, Versatile, Farm King, Buhler. На сборочных площадках в России, США, Канаде и ЕС изготавливается полная линейка машин и оборудования для агробизнеса, всего более 150 моделей и модификаций 24 типов техники, в том числе зерно- и кормоуборочные комбайны, тракторы, опрыскиватели, кормозаготовительное и зарноперерабатывающее оборудование и так далее. Через дилерскую сеть техника "Ростсельмаша" продается в 56 странах мира.

CNews: Как организована ИТ-инфраструктура компаний холдинга с точки зрения коммуникаций и доступа к корпоративным бизнес-системам?

Елена Степанович: Компании, которые выпускают технику под брендом Rostselmash и находятся в Евросоюзе и Канаде, работают в собственных корпоративных информационных системах. Мы обмениваемся данными по разработкам, чертежам, заказам запасных частей через web-сервисы – специализированные программные решения, созданные непосредственно в Канаде.

Описание проекта

Кто: Комбайновый завод "Ростсельмаш"

Что: внедрение системы SAP TM

Сроки проекта: январь 2015 года – первый квартал 2016 г.

Срок окупаемости: два года

Экономический эффект: i4,5 млн за год

Деятельность логистических и сервисных служб (работа по организации заказов запасных частей, просмотру остатков) организована на базе единой "многоязычной" SAP CRM-платформы. Соответственно, у российских предприятий система русифицирована, в Канаде и ЕС настроено англоязычное написание опций. Все прайс-листы, каталоги, обозначения, наименования, так называемые чертежные номера, наименования готовых изделий и всех компаний существуют в системе на русском и английском языках, структура отображения информации везде одинакова.

Остальные российские компании холдинга имеют локальные контуры управления на платформе "1С:Предприятие 8.2.2" и для обмена информацией используют единый корпоративный портал. Ведущее предприятие холдинга – Комбайновый завод "Ростсельмаш" работает в ERP-системе SAP.

Для проектирования группой компаний "Ростсельмаш" используется платформа Siemens NX4 и PDM система Search v11 белорусской компании "Интермех".

CNews: Каковы стратегические задачи, поставленные руководством холдинга?

Елена Степанович: Наши агрегаты обеспечивают полный цикл агробизнеса, начиная с подготовки почвы к посеву до уборки и переработки урожая. Как я сказала, "Ростсельмаш" выпускает 24 типа техники, в том числе зерно- и кормоуборочные комбайны, опрыскиватели, трактора, кормозаготовительное и зерноперерабатывающее оборудование. Наша главная задача – обеспечить рост продаж не менее чем на 15–20% в валюте региона продаж или в доле присутствия на локальном рынке в год с одновременным выходом на новые рынки – по меньшей мере в 2–3 новые для нас страны присутствия в год.

CNews: Как эти задачи отражаются в ИТ-стратегии комбайнового завода "Ростсельмаш"?

Елена Степанович: Мы совершенствуем ИКТ-инфраструктуру, повышая доступность сервисов всем сотрудникам холдинга. Владея полной информацией, они реализуют бизнес-цели.

Второе базовое направление – комплексная программа "Бережливое производство", задача которой – сократить себестоимость продукции. В рамках этой программы реализуется пул ИТ-проектов по совершенствованию ИКТ-инфраструктуры, развитию ИТ-сервисов, в основном для совершенствования функционала на рабочих местах.

Один из основных ИТ-проектов этой программы – это оптимизация управления транспортом. Дословно название звучит как "Система управления транспортом посредством оборудования ГЛОНАСС на базе программного обеспечения SAP Transportation Management (SAP TM)".

CNews: Какова предыстория старта проекта?

Елена Степанович: С января 2015 года мы работаем в режиме подневного календарного планирования вплоть до отдельных участков цехов, то есть мы можем проанализировать потоки транспорта подневно и их себестоимость.

В аналитическую группу проекта SAP TM были включены сотрудники транспортно- логистического комплекса и ИТ, которые выявили так называемую проблему диспетчеризации транспортных средств, используемых для внутренних, в том числе производственных и логистических, задач предприятий холдинга. Речь шла о транспорте, который использовался на заводах (каждое производство арендует необходимое число машин у внешних поставщиков). На тот момент диспетчеризацией занимались сотрудники подразделения директора по производству.

Анализ показал, что можно сократить количество транспорта за счет планирования подневного производства, оптимизации планирования заказываемого на завод транспорта и оптимизации маршрутов. Технически это можно реализовать с помощью навигационного мониторинга транспортных средств, установив GPS/ГЛОНАСС-трекеры.

3_v_telo.jpg

Елена Степанович: Основная боль – это сервисное обслуживание серверного оборудования

Сегодня в России реализуется множество подобных проектов, но в основном программное обеспечение представляет собой средства мониторинга транспорта. То есть перемещения объекта отражаются на карте, это может быть 3D- или 2D-карта, карта объекта, карта области, карта предприятия. Но нам требовалось не просто контролировать перемещения транспорта, но и оптимизировать: устранить простои, видеть основные точки посещения, пиковую нагрузку. Нам интересно знать, какой объем и какую номенклатуру перевозит машина от одной точки заказа к другой. За счет оптимизации мы планируем в течение двух лет прийти к тому, чтобы сократить объем заказа у внешних компаний по крайней мере на 13 транспортных средств.

CNews: Решение SAP для управления транспортом было выбрано, потому что на уровне головной компании учет ведется в SAP ERP?

Елена Степанович: Мы пришли к выбору решения другим путем. Автоматизация планирования с постепенным сокращением горизонта планирования шла в холдинге с 2004 года. Уже за год до перехода на подневное планирование мы видели перспективные возможности сокращения транспортных расходов в себестоимости продукции. Мы понимали, что, внедрив календарное планирование до уровня участка в цехе, сможем составлять точный подневный график движения транспорта, то есть построить систему планирования перемещения товароматериальных ценностей.

Поэтому мы заранее внимательно смотрели на рынок, выбирали решение. Мы посмотрели, как планируют свою работу нескольких логистических компаний. Многие российские предприятия работают на "1С: Рарус Транспорт", кто-то делает заказную разработку. Оказалось, что заказная разработка – это М2М-решения, обеспечивающие мониторинг на базе телематических данных, отражение объектов на карте, то есть эти системы решают задачу оптимизации транспортных перемещений, а не управления транспортными потоками. Нам требовалась возможность планирования, и в результате мы пришли к выводу, что у нас нет альтернативы SAP TM.

CNews: В системе контролируется перемещение техники до конечного покупателя?

Елена Степанович: Первоочередной задачей для нас было наладить управление перемещениями внутризаводского транспорта. Раньше стоимость аренды рассчитывалась технически, по определенным нормативам (нормо-часам), картам движения, по нагрузке на оси, по общему объему перевозимых товароматериальных ценностей на месяц. С учетом этих показателей рассчитывалась так называемая норма транспорта на каждый определенный цех.

Сейчас мы оперируем как текущим планом на месяц, так и подневным планом. В системе автоматически рассчитывается показатель "Заказ на перемещение" – график перемещения деталей от точки к точке, например от участка в одном цехе до участка в другом. Для нас это очень критично.

Конечно, система позволяет контролировать перемещения транспорта до конечного покупателя, сейчас мы реализуем эту функциональность. Всего будет контролироваться три бизнес-процесса. Первый – это мониторинг внешних поставок зафрахтованным транспортом, начиная с точки, в которой происходит заказ под поставку от нашего поставщика. Второй – контроль передвижения внутреннего транспорта, по производственным цехам согласно плану на перемещение. Третий – поставка продукции с заводов до дилера и ее контроль.

CNews: Как проходит внедрение SAP TM?

Елена Степанович: 12 февраля 2015 года была создана проектная группа, в которую вошли сотрудники транспортно-аналитического комплекса, департамента планирования и службы главного инженера, а также наши ИТ-разработчики SAP. Российский SAP любезно предоставил нам консультанта. Мы не привлекали к проекту сторонних ИТ-партнеров, потому что у нас есть собственная команда опытных разработчиков.

Далее был составлен и утвержден план работ. Сегодня основной задачей рабочей группы является автоматизация первого бизнес-процесса (контроль внешних поставок). Когда будут настроены все три процесса, нам будет очень интересно начать использование дополнительных опций, которые называются "оптимизация маршрутных движений" и "оптимизация и визуализация погрузки транспортного средства".

У нас появится возможность 3D-моделирования погрузки с учетом габарита и веса деталей, как в тетрисе. Плотность загрузки транспорта всегда была критична для внутренних перевозок, но для внешних это еще более критично. Транспортировка стоит крайне дорого, и нам важно использовать буквально каждый дециметр объема, при этом не повредив и доставив детали на склады вовремя и с минимальными затратами.

CNews: Когда планируется начать эксплуатацию всех трех процессов в системе?

Елена Степанович: По плану это апрель 2016 года. Работа идет постепенно, под контролем директора по логистике. В октябре 2015 планируем начать тестирование внутренних перевозок, в январе 2016 – внешних. По опыту мы знаем, что тестирование требует много времени, затрагивает не только проектную команду, но и сотрудников, занятых в этих процессах. Сейчас заканчивается установка ГЛОНАСС-оборудования на арендованный транспорт. К марту-апрелю 2016 года мы планируем начать промышленную эксплуатацию процесса.

CNews: Какова численность специалистов SAP ТМ в компании?

Елена Степанович: Непосредственно настройкой процессов в системе SAP TM заняты три человека. К настройке функциональностей будет привлекаться весь проектный офис, 12 человек, так как необходимо "привязать" договора и данные о входящих поставках.

CNews: Сколько сотрудников будет занято поддержкой системы?

Елена Степанович: Как я говорила, у нас есть собственная команда SAP разработчиков, и мы рассчитывали, что с появлением системы SAP TM ее численность не изменится. Мы просто перераспределим нагрузку. В случае дальнейшего развития системы мы, возможно, обратимся к аутсорсингу.

CNews: Сколько сегодня у холдинга лицензий на продукты SAP и какое количество лицензий SAP будет у функциональности ТМ?

Елена Степанович: В рамках ТМ мы приобрели 20 рабочих мест. Суммарно Комбайновый завод "Ростсельмаш" и наши дилеры используют примерно 450 рабочих мест.

CNews: Повлияла ли непростая экономическая ситуация на ход проекта?

Елена Степанович: Мы определились с выбором решения и согласовали условия его приобретения до скачка курса валют, бюджет проекта не пересматривался. Конечно, резко изменилась стоимость оконечного оборудования. Изначально мы рассматривали GPS/ГЛОНАСС-трекеры зарубежного производства, которые работали по протоколу, соответствующему требованиям федеральных законов, Роскомнадзора, а также совместимому с web-сервисами SAP. После изменения экономической ситуации мы остановили тендер на закупку оконечного оборудования и пересмотрели требования, позволили поставщикам рассмотреть как устройства западных, так и российских производителей.

Политика импортозамещения привела к тому, что многие российские производители трекеров реализовали на своем оборудовании необходимые прошивки для web-сервисов SAP. Я знаю по крайней мере три такие компании. При этом российские поставщики предложили нам достаточно гибкие условия, помогли обучить наших специалистов. В результате мы настроим оборудование собственными силами, что также сократит расходы по проекту.

CNews: Как вы оцениваете уровень автоматизации российских сельхозмашиностроительных предприятий по сравнению с компаниями развитых рынков?

Елена Степанович: Это непростой вопрос. Принимая решение о внедрении SAP ТМ, мы посещали два западных производства группы компаний Mercedes. Там, где используется платформа SAP, мы выступаем примерно на равных. Но зарубежные коллеги зачастую применяют узкоспециализированные решения, наверное, созданные специально для них. Выбор решения – это как раз самый важный, интересный вопрос, но мы для себя не видели альтернатив SAP.

CNews: Какие технологические тенденции влияют на ход автоматизации предприятий или привлекают ваше внимание?

Елена Степанович: Нам, как и большинству крупных компаний, важно иметь постоянный доступ к информации. Поэтому активно развиваются web-технологии, мобильные приложения. Наши партнеры, дилеры, живо интересуются, есть ли у нас web-доступ к данным CRM. Это современно и востребовано. Наверное, лучше web на сегодня ничего не придумано.

Вторая тенденция – консолидация информации, актуальная для любой транснациональной компании российского происхождения, соответственно, таким структурам необходимы ЦОДы на территории России.

В силу своих должностных обязанностей я общаюсь с "большой четверкой" федеральных операторов. Им было бы неплохо иметь единую биллинговую площадку, потому что сегодня каждый из них использует собственный биллинг для расчетов. А корпоративному клиенту интересно посмотреть детализацию расходов по всем операторам в едином формате и выбрать соответствующие тарифы. Сейчас же мы видим разные форматы детализаций по каждому оператору отдельно. То есть опять необходим какой-то общий ЦОД.

Кроме того, вступают в силу законы о территории хранения персональных данных, то есть грядет волна создания новых ЦОДов. Машиностроение тут, конечно, весьма опосредованно следует тенденции. Для нас скорее характерна кластерная вычислительная инфраструктура, привязанная к отдельным специализированным подразделениям. Стоит отметить, что законодательные требования повысили интерес к услугам коммерческих площадок, но, просматривая договора, мы видим множество "дыр" с точки зрения и защиты прав, и защиты информации, и качества обслуживания. Машиностроительные предприятия, обращаясь к аутсорсерам, будут формировать жесткие SLA для режима работы 24х7, потому что мы работаем без перерывов и выходных. А российский рынок предлагает нам какие-то кусочные решения: в первую очередь предлагается взять в аренду группу серверов или виртуальный сервер, а режим 24х7 или не обеспечивается или обеспечивается за очень большие деньги. Если не появится конкурентных предложений, предприятия будут вынуждены развивать такой сервис собственными силами. Мы уже лет пять смотрим на аутсорсинговые ЦОДы и пока не видим достойных вариантов.

CNews: Есть ли у вас пожелания к зарубежным вендорам, присутствующим на российском рынке?

Елена Степанович: Основная боль – это сервисное обслуживание серверного оборудования. Когда мы говорим о зарубежных вендорах, это почти всегда означает, что сервис находится или за рубежом или в лучшем случае в Москве, Санкт-Петербурге. То есть региональные представители сервисной службы вендора выполняют роль передатчика. Хотелось бы видеть на местах партнеров с более высокими компетенциями, более развитый сервис, и западные вендоры могли бы больше инвестировать в это направление.

Вернуться на главную страницу обзора