oбзор

Обзор: ИТ в транспортной отрасли 2018

Игорь Евдокимов

Игорь Евдокимов:

Теперь мы знаем точно, где и когда был куплен каждый билет на пригородную электричку

Начальник ИТ-управления компании АО «Центральная ППК» Игорь Евдокимов рассказал CNews, каким образом организована ИТ-инфраструктура пригородных перевозок на московской железной дороге, объяснил, каким образом удается экономить за счет использования недорогого железа и привлечения внешних подрядчиков, а также поделился опытом внедрения Wi-Fi в пригородных электропоездах.

CNews: Расскажите, чем занимается компания ЦППК.

Игорь Евдокимов: Центральная Пригородная Пассажирская Компания – это пригородный железнодорожный оператор с пассажиропотоком свыше 573 миллионов человек в год. Этот показатель в 12 раз выше, чем у «Аэрофлота» и всего в 2 раза ниже, чем у всероссийской сети РЖД. В сутки мы перевозим в среднем около 1,6 миллиона пассажиров, что сравнимо с населением небольшого европейского государства.

ЦППК входит в рейтинг 500 крупнейших компаний РФ. Наша доля в пригородных пассажирских перевозках на Московском железнодорожном узле составляет 91,4%, по России в целом – 63,4%.

На данный момент в парке компании 90 собственных и 443 арендованных у ОАО «РЖД» электропоезда. Мы постоянно работаем над повышением уровня комфорта и качества сервиса для наших пассажиров. Точность исполнения графика движения за период с 1 января 2017 по 31 марта 2018 достигла 98%. Отмечу, что этот показатель выше, чем у ряда ведущих европейских транспортных компаний.

ЦППК – оператор первых двух линий Московских центральных диаметров (МЦД): Одинцово – Лобня и Нахабино – Подольск. Запуск движения поездов по маршрутам двух диаметров запланирован на IV квартал 2019 года.

В ЦППК работает более 8 тысяч сотрудников. По итогам 2017 года выручка компании составила 40,9 миллиарда рублей, рост по сравнению с предыдущим годом – 5,5%.

CNews: Расскажите, как организована ИТ-служба в ЦППК?

Игорь Евдокимов: Впервые план развития ИТ был разработан в 2012 году, он предусматривал создание специализированной ИТ-службы. Главная задача – цифровизация и автоматизация всех бизнес-процессов. Для достижения этой цели мы составили и реализуем программу проектов. Поскольку длительность большинства проектов не более 2 лет, в рамках их исполнения мы часто привлекаем другие компании на аутсорсинг.

Сейчас управление ИТ насчитывает шесть отделов: отдел прикладных ИТ-систем (десять разработчиков, которые занимаются точечными доработками ИТ-систем), отдел ИТ-инфраструктуры (занимаются инфраструктурными проектами: видеонаблюдением, серверами, системами связи, СХД), отдел обслуживания ККТ (контрольно-кассовая техника) и БПА (билетопечатающие автоматы), отдел поддержки рабочих мест сотрудников ЦППК.

Отдел поддержки и администрирования системы продаж был сформирован самым последним в 2017 году, в финальной стадии проекта модернизации системы продаж. Анализируя все аспекты, в том числе экономические, мы пришли к выводу, что поддержку такой критически важной системы для компании лучше всего осуществлять силами собственных сотрудников.

В общей сложности в управлении ИТ трудятся 37 человек.

CNews: Сервисная поддержка также осуществляется руками аутсоринговых специалистов?

Игорь Евдокимов: Наибольшее внимание с точки зрения поддержки требуют ККТ и БПА. Кроме того, что это оборудование важно для решения одной из основных бизнес-функций – продажи билетов, оно распределено по огромной территории, поэтому гораздо выгоднее нанимать внешнюю компанию, которая будет отвечать перед нами за качество оказанного сервиса по SLA. Представьте себе отдаленный район в Брянской или Смоленской области, держать там постоянного специалиста экономически неоправданно.

CNews: Кого именно вы привлекаете в качестве подрядчиков?

Игорь Евдокимов: Мы сотрудничаем с IBM, «Лабораторией Касперского», в области поддержки серверов и сети передачи данных мы работаем с компанией «Крок», а в плане ККТ и БПА – с рядом региональных центров технического обслуживания (ЦТО).

CNews: Каким образом построено взаимодействие ИТ-управления с руководством компании?

Игорь Евдокимов: В структуре ЦППК есть должность операционного директора, в ведении которого находятся все технические аспекты работы компании, включая инфраструктуру, депо, подвижной состав, а также вопросы обеспечения ИТ-функции.

Разрабатывая проекты, мы в первую очередь думаем об удобстве пассажиров. Все наши идеи, так или иначе, связаны с потребностями пользователей, упрощением взаимодействия с компанией на всех этапах: от составления маршрута и покупки билета до непосредственно поездки. Сейчас технологии играют огромную роль. Человеку надо заранее знать расписание электропоездов, иметь возможность купить билет удаленно или по банковской карте. И, конечно, нельзя не отметить, что автоматизация всех бизнес-процессов делает компанию быстрее, современнее и надежнее.

Это основные аргументы при обосновании трат на ИТ-проекты. Руководство компании прекрасно понимает необходимость развития и внедрения новых технологий, поэтому зачастую само выступает инициатором того или иного продукта.

dsc56801000x665.jpg
Игорь Евдокимов: Каждый год мы проводим аудит инфраструктуры и составляем прогноз потребностей для текущих систем.

При необходимости инициирования нового проекта ИТ, прорабатываются все аспекты как технические, так и экономические. Проект не может существовать сам по себе, он должен быть направлен на повышение эффективности компании и, в конечном итоге, приводить к сокращению расходов. Технико-экономическое обоснование согласовывается со всеми подразделениями, а затем выносится на утверждение бюджетного комитета. Далеко не все проекты проходят этот путь в первоначальном виде, иногда приходится искать иные подходы, чтобы решить поставленную бизнес задачу.

CNews: Расскажите, как организована физическая ИТ-инфраструктура ЦППК.

Игорь Евдокимов: Основу серверной инфраструктуры составляют блейд-системы от Cisco, системы хранения Hitachi и EMC, системы резервного копирования EMC. Для размещения оборудования мы используем гибридную модель. У компании есть собственный ЦОД на 8 стоек, также мы арендуем площади в дата-центре, где расположены 5 стоек. Оба центра связаны оптоволокном и объединены в виртуальное облако. В случае выхода из строя одного центра, второй обеспечит работоспособность критически важных систем компании. Для обеспечения катострофоустойчивости, резервное копирование происходит по перекрестной схеме.

Это позволяет обеспечить отказоустойчивость критичных для компании систем, в частности, ключевой для нас системы продаж. Она развернута на арендованных мощностях, так как этот дата-центр имеет более высокий класс по электропитанию и подключен к большему количеству операторов связи. Инфраструктурные системы и общесистемные сервисы размещены в нашем ЦОД.

CNews: Почему вы предпочитаете сохранять внутрикорпоративные системы на собственных мощностях?

Игорь Евдокимов: Здесь дело в близости ИТ-систем к конечным пользователям, такой подход дает независимость от пропускной способности внешних каналов связи.

CNews: Для системы продаж билетов критичной является скорость обработки транзакций. На каком железе реализована данная система?

Игорь Евдокимов: Система продаж – это наша билетная система, которая фактически поддерживает нашу операционную деятельность.

Из-за того, как я уже говорил, что наш полигон географически распределен по огромной территории (более 280 тысяч квадратных километров), при проектировании системы уделяли особое внимание возможности автономной работы каждого элемента системы. Каждая касса, билетопечатающий автомат или даже турникет, могут проработать в режиме оффлайн до трех дней, этого срока достаточно, чтобы наш специалист доехал до самого отдаленного остановочного пункта и восстановил работоспособность устройства.

Основная нагрузка на систему возникает в центре при обновлении нормативно-справочной информации и статистических данных, однако этот процесс выполняется не в режиме реального времени. Физически система расположена на той же виртуальной инфраструктуре наших ЦОДов.

CNews: Есть ли y вас планы по модернизации или расширению физической ИТ-инфраструктуры?

Игорь Евдокимов: Когда мы в 2013–2014 годах начинали строить нашу ИТ-инфраструктуру, мы рассчитывали на срок эксплуатации оборудования в 5–7 лет, поэтому в этом году планов по замене оборудования нет. Несмотря на то, что часть серверов уже была снята с поддержки, мы решили провести замену после того, как будет выработан технический ресурс, тем более что применяемые технологии виртуализации позволяют это сделать.

Каждый год мы проводим аудит инфраструктуры и составляем прогноз потребностей для текущих систем. Складывая прогноз с требованиями к размещению новых внедряемых проектов, мы принимаем решение о необходимости расширения.

dsc5789.jpg
Игорь Евдокимов: Все наши идеи, так или иначе, связаны с потребностями пользователей, упрощением взаимодействия с компанией на всех этапах: от составления маршрута и покупки билета до непосредственно поездки.

Аудит по итогам 2017 года показал, что в будущем нам потребуются новые объемы хранения в связи с ростом данных. Сейчас мы рассматриваем несколько вариантов. Например, либо расширять существующие системы хранения, либо найти новое более дешевое решение класса low end. Второй подход потребует от нас изменения схемы хранения данных – консолидация более требовательных с точки зрения скорости систем на более быстрых СХД и перемещение менее требовательных, архивных данных на медленные.

CNews: Какие информационные системы ЦППК наиболее чувствительны к скорости обработки данных?

Игорь Евдокимов: Прежде всего, это комплекс систем 1С, в котором сейчас уже около тысячи рабочих мест. Это 1С Документооборот, 1С Бухгалтерия, 1С ERP и т.д. В настоящий момент мы также внедряем аналитическую модель на этой платформе, что предъявит еще более высокие требования к скорости обработки данных.

CNews: На вашем рабочем столе установлен тонкий клиент. На каком этапе находится внедрение VDI в вашей компании?

Игорь Евдокимов: Пока мы только тестируем данную технологию, окончательное решение насчет миграции на VDI не принято. Существует ряд технических проблем, которые необходимо решить, кроме того, по экономическим показателям VDI не дешевле обычных рабочих станций: сами тонкие клиенты стоят дешевле, но железо ЦОД, поддерживающее VDI, обходится дорого.

CNews: Какие информационные системы помимо продажи билетов и 1С внедрены в вашей компании?

Игорь Евдокимов: Среди других систем следует отметить корпоративное информационное хранилище (КИХ). В 2013 году мы столкнулись с ситуацией, когда необходимая для аналитики информация была разрозненной, хранилась в разных местах и имела разную степень актуальности. Все первичные данные, на основе которых мы могли бы составлять отчеты, хранились на конечных устройствах, и подготовка любого аналитического отчета превращалась в отдельный проект.

В первую очередь необходимо было свести данные о продажах. В 2014 году мы смогли автоматизировать сбор и поместить всю информацию о проданных билетах в единое хранилище. Начиная с 2014 года в нашем распоряжении все сведения о каждом проданном билете: дата, время, устройство продажи, время валидации на турникете или переносной кассе контролера и т.д.

Владея данной информацией, можно построить аналитический отчет любой сложности и для этого не требуются дни и недели. КИХ позволяет планировать продажи и сокращать издержки. Например, основываясь на анализе данных, мы можем оптимизировать режим работы касс, планировать каналы продаж на каждом остановочном пункте, планировать работу разъездных кассиров-контроллеров и т.д.

Построено хранилище на основе специализированного программно-аппаратного комплекса EMC Greenplum, установленного в нашем внутреннем ЦОДе.

CNews: Расскажите о проекте по оснащению поездов Wi-Fi.

Игорь Евдокимов: К нам поступало большое количество обращений от пассажиров, которые говорили о необходимости реализации Wi-Fi доступа в наших поездах. Задача перед нами стояла непростая, необходимо было обеспечить связь на движущемся поезде, при этом мы не могли себе позволить строительство отдельной сетевой инфраструктуры вдоль железнодорожных путей. В итоге мы выбрали решение, которое позволяет объединить каналы связи от нескольких (до четырех) мобильных операторов, чтобы обеспечить максимальное покрытие и пропускную способность каналов. По итогам открытого конкурса, оператором доступа к сети интернет была выбрана компания «МаксимаТелеком». На май 2018 года Wi-Fi доступом оснащено 94 поезда.

Изначально мы самостоятельно монтировали все оборудование на уже готовый поезд. По результатам первых лет эксплуатации мы выработали требования к производителям (Демиховский машиностроительный завод в Орехово-Зуево и Тверской вагоностроительный завод). Это позволяет упростить процесс оснащения поезда, ведь при сборке предусмотрено необходимое место для Wi-Fiоборудования, проложены все магистрали и подведены все необходимые разъемы. Сейчас мы думаем о том, чтобы Wi-Fi оборудование уже входило в состав поезда, и мы получали поезд уже готовый к предоставлению услуги Wi-Fi.

CNews: Каким образом организован мониторинг подвижного состава? Какую роль в этом играет САЦ?

Игорь Евдокимов: САЦ – ситуативно-аналитический центр – это самостоятельное подразделение компании. В нем работают диспетчеры, которые следят за тем, что происходит на полигоне и при любых внештатных ситуациях координируют действия всех служб. Они получают сведения из нескольких источников: системы РЖД, которые позволяют отслеживать поезда, GPS-трекеры, которыми оборудованы все собственные составы. В автоматизированном режиме происходит определение местонахождения электропоезда. Диспетчеры владеют точным временем, в которое поезд прибудет на ту или иную станцию. В случае его задержки они оперативно реагируют на каждый инцидент.

Информация, находящаяся и обрабатываемая в САЦ, используется и в других смежных системах. Например, сведения о задержках электропоездов поступают в системы информирования пассажиров, таких как информационные табло на станциях, громкоговорящая связь и мобильное приложение.

В САЦ реализованы и другие процессы, на первый взгляд, нетипичные для диспетчеров. Например, через САЦ налажен контроль за техническим состоянием БПА. Внедрение только этого процесса позволило сократить время простоя каждого аппарата, тем самым улучшив сервис для наших пассажиров, и сократить издержки компании на сотни миллионов рублей в год. Сейчас коэффициент технической готовности БПА на полигоне приближается к 99% (было 95).

Вернуться на главную страницу обзора