oбзор

Обзор: ИТ в транспортной отрасли 2016

Дмитрий Васильев

Дмитрий Васильев:
2016 год будет полон проектов, сочетающих ум, крутые сервисы для клиентов и сокращение затрат

Транспортная отрасль стремится к повышению эффективности, и роль ИТ в этом процессе сложно переоценить. Среди наиболее востребованных решений – поддержание уже существующей инфраструктуры и производственных активов, аутсорсинг ЦОД и облачные услуги, монетизация пассажиропотока. Об этом CNews рассказал Дмитрий Васильев, первый заместитель генерального директора «Крок».

CNews: Как развивался рынок информатизации транспортной отрасли в 2015 году?

Дмитрий Васильев: Естественно, что когда вся экономика переживает кризис, то каждая отрасль, в том числе и транспортная, стремится сократить свои расходы, в том числе и на ИТ. В тоже время, представители отрасли стремятся поднять свою эффективность, а это возможно с помощью ИТ, государство прикладывает усилия к модернизации инфраструктуры, а это тоже невозможно без ИТ. Полагаю, поэтому по итогам года эта отрасль показала рост в 19,4% в выручке «Крок».

В 2015 году было много проектов, в том числе крупных федеральных. Например, создание нового функционала Единого государственного реестра автомобильных дорог (ЕГРАД), реализованного для Федерального дорожного агентства (КИСУ Росавтодора). В том числе, был реализован пилотный проект, в рамках которого были показаны возможности модели прогнозирования пассажиропотока с применением Big Datа для Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК). При этом заказчик смог оптимизировать изменения расписания и тарифы, а также вычислять, моделировать и прогнозировать загруженность поездов.

CNews: Какие ИТ направления наиболее и наименее подвержены влиянию кризиса? Какие решения в этих областях сегодня наиболее актуальны, из вашего опыта?

Дмитрий Васильев: Как и в прошлом году, капитальные затраты (то есть обновление парка вычислительного оборудования) урезаются практически до нуля. Поэтому поддержание уже существующей инфраструктуры и производственных активов становится очень важным и для повышения срока службы, и для снижения затрат на их эксплуатацию. Например, совсем недавно мы завершили внедрение системы техобслуживания и ремонта (ТОиР) на российском ПО для одной транспортной компании. Она повышает эффективность контроля, распределения и прогнозирования финансовых затрат на ремонт. Заказчик сократил время простоя ремонтных объектов и уменьшил стоимость техобслуживания.

Надо сказать, что повышение зависимости транспортной отрасли от ИТ вызывает необходимость создания ими центров обработки данных, или даже ситуационных центров с ЦОДом в ядре инфраструктуры. И здесь у компаний появляется возможность сразу формировать операционные, а не капитальные затраты – воспользоваться аутсорсингом ЦОД и даже облачными услугами. В период кризиса к этим решениям проявляют повышенное внимание логистические отделы производственных и торговых предприятий. Например, мы внедрили автоматизированную систему транспортной логистики (TMS) из облака для одной крупной компании, владеющий несколькими фабриками, складами и упаковочными производствами. Теперь, формируя ежедневно 5000 заявок на перевозки в облачной TMS, заказчик легко подключает к системе новых подрядчиков и логистов. При этом о поддержке и развитии системы заботится «Крок» и вендор логистического решения.

Кризис спровоцировал интерес к решениям по монетизации пассажиропотока. Так, собственники транспортных компаний внедряют у себя Wi-Fi и аудиовизуальные комплексы, которые располагаются прямо на железнодорожных станциях, и информируют пассажиров о товарах, которые можно тут же купить в автоматах или киосках. Например, в одном из московских аэропортов «Крок» создал комплекс видеотерминалов в пределах видимости пассажиров, который включил в себя более 200 дисплеев. Вывод информации на дисплеи ведется централизованно и обновляется в режиме реального времени, без задержек.

CNews: Насколько велика на транспортном рынке доля госзаказа? Какую поддержку оказывает ему государство сегодня?

Дмитрий Васильев: Несмотря на то, что государство сейчас довольно активно участвует в жизни ИТ-рынка, в том числе с кампанией по импортозамещению, в транспортном секторе его участие минимально. Есть, безусловно, стратегические проекты, например, запуск движения на малом кольце московской железной дороги (МКЖД), особенно в связи с тем, что оператором данного кольца является Метрополитен, а перевозчиком – РЖД. В рамках этого проекта Министерство транспорта совместно с Министерством финансов проделали большую работу по адаптации движения на кольцевых маршрутах с пересадкой на метро, а сейчас рассматривают возможность внесения изменений в правила железнодорожных перевозок, в частности, в 54-ФЗ, чтобы можно было при движении на МКЖД применять билеты метрополитена. Еще один масштабный федеральный проект по созданию платных дорог инициировал «Автодор».

Безусловно, все эти дороги требуют повышенного уровня безопасности и удобства, соответственно, их функционирование невозможно без ИТ. Например, в Росавтодоре «Крок» разработал 130 тысяч инфокарт, с помощью которых владельцы автомобильных дорог имеют возможность вносить и актуализировать информацию о них в Единый государственный реестр автомобильных дорог ЕГРАД самостоятельно с помощью специально разработанного интернет-сервиса.

CNews: Какие проекты для компаний транспортной отрасли реализовала ваша компания в 2015 году?

Дмитрий Васильев: В 2015 году у нас было большое количество проектов, направленных на улучшение качества обслуживания пассажиров. Например, «Крок» реализовал проект по созданию единой информационной среды для одного очень крупного по мировым меркам российского заказчика, специализирующегося на пассажирских перевозках. Это позволило ему не только усилить контроль за состоянием инфраструктуры и увеличить скорость реакции на поломки, но и повысить качество управления информацией, точность и скорость формирования отчетности о текущей деятельности.

Кроме того, в рамках работы над качеством предоставления транспортных услуг компании создавали у себя корпоративные хранилища, позволяющие накапливать и использовать полезную информацию о продажах билетов, передвижении пассажиров через турникеты. Некоторые компании ведут такой анализ по сотням атрибутов. Например, для этой цели у одного заказчика мы реализовали проект по интеграции базы данных с корпоративной системой продаж, что позволило ему контролировать операционные показатели, быстро создавать отчеты об объемах продаж и управлять отношениями с контрагентами.

vasilev_dmitrij_3.jpg
Дмитрий Васильев: В 2015 году было много проектов, в том числе крупных федеральных

В центре внимания компаний было и обеспечение стабильности работы сервисов по продаже билетов. В компании «Аэроэкспресс», например, «Крок» внедрил отказоустойчивую систему внутрикорпоративных коммуникаций для максимально быстрого решения любых экстренных вопросов клиентов (например, при потере багажа). Кроме того, это помогло избежать расходов заказчика на мобильную связь.

Для обеспечения бесперебойности работы ключевых бизнес-процессов мы реализовали и несколько проектов по консолидации вычислительных ресурсов. Например, в одном из российских аэропортов «Крок» объединил информационные ресурсы более десятка предприятий, расширив для этого дата-центр заказчика и оборудовав его необходимыми инженерными системами. Помимо бесперебойного функционирования ключевых бизнес-процессов, проект помог упростить проведение профилактики и ускорить работу с данными всех предприятий.

Кстати, аэропорты в связи с подготовкой к Чемпионату мира 2018 довольно активно внедряют у себя различные системы для повышения безопасности пассажиров, в том числе системы ИТ-мониторинга, которые сокращают влияние «человеческого фактора» на работу ИТ-систем аэропорта. Такой проект мы как раз делали в 2015 году для одного из аэропортов Москвы.

Еще один проект, о котором хочется рассказать, проходил в рамках концепции «умного города». Мы занимались проектированием информационной системы организации дорожного движения и транспортного обеспечения в Сколково. В рамках проекта мы решали задачи непрерывного сбора информации с систем безопасности и жизнеобеспечения зданий и сооружений, камер видеонаблюдения, транспортных средств и инженерных систем для круглосуточного контроля ситуационной обстановки и обеспечения безопасности и комфорта на территории наукограда.

CNews: Каким будет российский рынок ИТ на транспорте в 2016 год?

Дмитрий Васильев: Если коротко, то этот год будет полон проектов, сочетающих ум, крутые сервисы для клиентов и сокращение затрат. Из интересного – технологии, которые первыми опробовали ритейлеры, – системы прогнозирования заказов и моделирования грузопотоков. Сейчас их начинают применять и транспортные компании: у нас появилось несколько пилотов и пресейлов. Думаю, заказчики наконец оценили все преимущества этих решений, ведь для них это фактически «core-системы».

CNews: Будут ли востребованы рынком инновации, например, BIM-технологии?

Дмитрий Васильев: Более чем! BIM позволяет минимизировать затраты на строительство и эксплуатацию, повышать прозрачность. За этой технологией будущее, так как денег в стране больше не станет, а значит необходимо четко контролировать затраты. Для России пока информационное моделирование – новый термин, компании присматриваются к технологии, какие-то уже начали у себя первые внедрения. Например, в рамках масштабного проекта в Росавтодоре «Крок» создал мобильное приложение для руководителей, благодаря которому можно контролировать рабочие процессы по проектированию, строительству и реконструкции объектов из любой точки мира в режиме онлайн.

CNews: Каковы перспективы развития ИТ в транспортной отрасли на ближайшие 3-5 лет?

Дмитрий Васильев: Сейчас начинают прорабатываются концепции построения мультимодальных маршрутов железнодорожным, автобусным и подземным транспортом по единому билету, а также возможности применения инновационных каналов продаж. Развивается и направление «умного города». Сюда входят умные системы управления движением, системы мониторинга движения, умные светофоры и умные парковки. В мире есть примеры внедрений, которые воодушевляют руководителей многих крупных городов – например, в городе Шэньчжэнь установлены камеры, видеорегистраторы, проложены оптоволоконные линии, информация стекается в централизованный центр мониторинга и контроля, а в Сиэтле работает единый центр реагирования, а также установлено 1100 умных светофоров.

В России также есть примеры подобных внедрений. Например, «Крок» создал мастер-план пилотной зоны «Разумного города» в городе Тольятти. Особенностью проекта является интеграция многих систем в одну платформу — это видеонаблюдение, видеоанализ, управление дорожным движением, информирование населения о времени прибытия общественного транспорта в реальном времени. В результате администрация города получила понимание, какие системы можно внедрить, каковы сроки и бюджеты, а самое главное – результаты.

Вернуться на главную страницу обзора