oбзор

Обзор: Телеком 2018

Ольга Баранова

Ольга Баранова:

Телеком постоянно подстраивается под запросы клиентов

Телекоммуникационная отрасль в последние годы подвержена очень активным изменениям. Сказываются влияние регуляторов, запросы пользователей и развитие технологий. О том, какие тенденции позволяют развиваться участникам рынка, как операторы превращаются в ИТ-компании, и какие технологические тренды находят свое применение в телекоме, рассказывает Ольга Баранова, операционный директор Orange Business Services Россия и СНГ.

CNews: Каким был для компании прошедший год? Какие тенденции на рынке помогают вам развиваться?

Ольга Баранова: За прошедший год мы увидели активный рост спроса на инновационные решения, помогающие оптимизировать расходы, повысить качество предоставляемых услуг или создающие новые бизнес-модели. Это комплексные интеграционные решения, в состав которых могут входить и облачные сервисы, и контакт-центры, и технологии интернета вещей. Тенденцию можно проследить и в цифрах – например, за прошлый год объем заказов ИТ-услуг вырос за год более чем в 2 раза, а вот традиционных телеком-сервисов – всего на 24%. Соответственно меняется и предмет заключаемых договоров: теперь речь идет не просто о монтаже определенного телеком-оборудования или предоставлении традиционных услуг связи, а об организации и техническом обеспечении комплексных ИТ-решений.

В конце прошлого года мы систематизировали все портфолио наших решений, создав из них экосистемы, призванные решать задачи разных отраслей бизнеса: от ритейла и финансов до промышленности и энергетики. Их разработка и внедрение требуют глубокого понимания специфики бизнеса клиента и его задач, поэтому в нашей работе значительно расширилось консультационное направление. Важное отличие от предыдущих лет состоит и в том, что раньше нашими заказчиками в компании-клиенте были в основном ИТ-директора, а сейчас мы все чаще взаимодействуем с представителями бизнес-подразделений, служб эксплуатации, маркетинговых департаментов, и именно для них предназначаются многие из создаваемых нами решений.

CNews: Телеком-операторы постепенно становятся ИТ-компаниями, разрабатывая собственные ИТ-решения. Отразился ли этот тренд на вашем бизнесе?

Ольга Баранова: Уже несколько лет Orange Business Services позиционирует себя системным интегратором и сервис-провайдером, обладающим компетенциями для управления данными клиента на любом этапе – от их сбора, хранения и передачи до защиты и анализа. При этом наша экспертиза телеком-оператора позволяет проявлять больше гибкости при осуществлении комплексных проектов, где связь играет важную роль для надежной работы решения.

Среди приоритетных направлений разработки на данный момент я бы выделила охрану труда, управление активами и транспортными парком (включая суда), обеспечение непрерывности производства, умные здания и офисы. Во многих случаях разработка таких специализированных решений требует привлечения широкого круга компаний-партнеров. Но «вертикальный подход» не означает, что мы продаем исключительно специализированные решения – в наших экосистемах широко представлены и универсальные сервисы, которые могут быть востребованы в нескольких отраслях сразу.

Специально для создания, внедрения и последующего развития портфолио проектов в области интернета вещей в 2018 году мы открыли российский центр компетенций по ИВ-решениям. Выделенная команда специалистов трудится над разработкой таких решений ключ. В рамках центра компетенций открыта собственная RnD-лаборатория, позволяющей создавать и тестировать устройства интернета вещей.

CNews: Находят ли новые технологии, например, интернет вещей, свое применение в телекоме?

Ольга Баранова: Прежде чем предлагать клиентам решения интернета вещей, мы апробируем их в нашей лаборатории или на собственных инфраструктурных объектах. К примеру, для нашего дата-центра мы внедрили систему онлайн-мониторинга персонала в машинном зале, развернув сеть UWB-анкеров и выдав персональные метки работникам и посетителям. Таким образом, можно контролировать нахождение сотрудников в машинном зале, а также проверять их допуск к определенным видам работ, исключив несанкционированное взаимодействие с важным оборудованием. Мы предлагаем это же решение и нашим клиентам, разумеется, с возможностью кастомизации под их задачи.

CNews: В прошлом году вы запустили совместный проект с компанией «Доброфлот» по оснащению морских судов спутниковой связью. Предполагалось, что проект станет основой для цифровизации судов с помощью интернета вещей. Удалось ли вам реализовать эти идеи?

Ольга Баранова: Мы начали обсуждать внедрение подобных решений на судах «Доброфлот» почти сразу после первого подключенного к спутниковому интернету их судна. С того момента мы подключили уже 18 судов группы компаний «Доброфлот», а сейчас реализуем пилотный ИВ-проект по внедрению системы контроля за расходом топлива и работой двигателей на транспортном рефрижераторе «Прогресс».

Благодаря этому решению экипажи смогут с высокой точностью контролировать массу горючего в онлайн-режиме, предотвращая коммерческие потери из-за ошибок в ее измерении при бункеровке, а также оптимизировать его расход в зависимости от погодных условий и местоположения судна. В среднем расходы на топливо составляют около половины общих затрат на эксплуатацию судов, а планируемая топливная экономия при использовании нашего решения составит около 10% -- это отличный пример того, как интернет вещей может повысить рентабельность бизнеса.

Также мы выполнили несколько проектов, проверяющих работоспособность концепции, по онлайн-мониторингу исправности рефрижераторных контейнеров для двух стивидорных компаний. Они позволяют заранее выявить возможную неисправность холодильного оборудования и предотвратить потери замороженной продукции. К слову, аналогичное решение мы предлагаем и для ритейла.

Всего же на данный момент мы предоставляем спутниковую связь более чем для 35 различных судов: от рыболовных до транспортных. Это число увеличивается буквально каждую неделю, поэтому мы намерены активно тиражировать наши «судоходные» решения интернета вещей. Помимо уже упомянутой системы по контролю за расходом топлива это будут системы мониторинга позиционирования судов, охраны труда на судне, умное видеонаблюдение и решения телемедицины.

Специально для выполнения этой задачи нами был создан российский центр компетенций по решениям в области судоходства, в который входят 25 специалистов, от инженеров до маркетологов. Его главная цель – стать единой точкой входа для решения нестандартных задач клиентов-судовладельцев.

CNews: Летом вступил в силу «закон Яровой». Удалось ли вам выполнить все требования законодательства?

Ольга Баранова: Orange соблюдает законодательство каждой страны присутствия, поэтому с 1 июля мы были готовы выполнять требования «закона Яровой». Сам по себе этот закон не уникален – похожие инициативы принимались и другими странами. Например, с 2015 года после серии терактов мы теснее сотрудничаем с властями европейских стран. В России мы фокусируемся на работе с крупными корпоративными клиентами, поэтому наши затраты на выполнение требований нового закона достаточно умеренные. К тому же мы объединили проект по техническому обеспечению соблюдения требований закона с заменой всего нашего TDM-оборудования на IP-УАТС, что позволяет удешевить хранение необходимых данных.

CNews: Кибербезопасность – одна из самых обсуждаемых проблем в ИТ-сфере. Насколько она актуальна для телеком-отрасли? Какие решения вы предлагаете в сфере информационной безопасности?

Ольга Баранова: Информационная безопасность остается одним из самых важных и востребованных услуг на ИТ-рынке. Согласно прогнозу IDC, к 2022 году среднегодовой темп роста рынка корпоративных услуг составит 3,9%. Этому способствует рост числа киберугроз – одно только развитие интернета вещей в ближайшие годы спровоцирует лавинообразное увеличение числа устройств, подключенных к глобальной сети. Наличие угроз с такого количества неуправляемых или слабо управляемых устройств приведет к необходимости обеспечивать защиту как существующих онлайн-сервисов, так и вновь подключаемых объектов.

Если говорить про наш подход к проблеме информационной безопасности, то мы практикуем многоуровневую защиту. На базовом уровне находится общая информированность всех сотрудников об актуальных киберугрозах. Второй уровень представлен техническими средствами – это межсетевые экраны, WAF, защита от DDoS, антивирусы. Третий уровень – аналитический, его обеспечивает центр мониторинга сетевых атак (Security Operations Center или SOC), помогающий оперативно выявлять инциденты безопасности. Четвертый уровень – это наличие данных разведки для заблаговременной подготовки к атакам. Мы предоставляем клиентам услуги на любом из этих уровней, в том числе обеспечивая доступ к собственным данным киберразведки, и помогая им сформировать собственную интегрированную ИБ-стратегию.

CNews: Какие тенденции определят развитие телеком-отрасли и ИТ-решений для телекома в ближайшие годы? Каковы ваши планы на будущее?

Ольга Баранова: Телеком постоянно подстраивается под запросы клиентов. Наверно самое сильное влияние на индустрию окажет технология 5G. Она обеспечит высочайшую пропускную способность и гарантирует большую доступность широкополосной мобильной связи. Столь высокая пропускная способность необходима для работы с миллионами устройств интернета вещей, которые поступят в использование в ближайшие несколько лет.

Мы также ожидаем стандартизацию протоколов передачи данных, используемых устройствами интернета вещей. Сейчас отсутствие стандарта обмена данными является сдерживающим фактором, поэтому рано или поздно вендоры придут к производству устройств, работающих на самых востребованных протоколах.

Что же касается наших планов, то в первую очередь для нас важно успешно запустить в коммерческую эксплуатацию все наши инновационные пилотные проекты и активно развивать новые услуги – например, программно-определяемые сети (SDWAN/SDN). Это достаточно сложный процесс, в рамках которого мы значительно расширим наш список технологических партнеров, собственную базу компетенций и портфолио решений.

Вернуться на главную страницу обзора