oбзор

Обзор: Телеком 2018

Российский телеком пока растет медленнее мирового

Российский телеком пока растет медленнее мирового

Российский телекоммуникационный рынок немного отстает по темпам роста от мирового – по итогам 2017 г. он вырос на 1,3%, в то время как темпы роста глобального рынка составили 1,7%. В 2018 г. аналитики предсказывают еще большее отставание – 1% против 2% соответственно. Существенные коррективы в показатели отечественного рынка может внести старт программы «Цифровая экономика».

Мировой рынок

Согласно данным IDC в 2017 г. объем мирового рынка телекоммуникационных услуг и платных ТВ-сервисов увеличился на 1,7% и достиг $1,67 трлн. В 2018 г. аналитики ожидают его дальнейшего роста на 2% до показателя $1,7 трлн.

Крупнейшим сегментом этого рынка с долей 52% является мобильная связь. В период до 2021 г. он будет расти на 2% в год благодаря увеличению объема мобильного трафика и все более широкому распространению M2M-сервисов. На втором месте фиксированная связь, обеспечивающая 21% суммарного объема рынка. Благодаря растущему спросу на высокоскоростную связь этот сегмент будет расти на 4% в год вплоть до 2021 г.

Сегмент платного телевидения, включающий кабельное, спутниковое, IP и цифровое наземное ТВ, остановится в своем росте. А объем рынка фиксированной телефонии будет ежегодно сокращаться на 6% и к 2021 г. будет занимать лишь 10% рынка телеком- и ТВ-услуг.

Наиболее масштабным региональным рынком аналитики IDC считают американский – в 2017 г. на его долю пришлось $635 млрд, большую часть из которых обеспечила Северная Америка. На втором месте Азиатско-Тихоокеанский регион ($545 млрд), а на третьем – страны EMEA ($492 млрд).

Российский рынок

По предварительным данным «ТМТ Консалтинг», российский рынок телекоммуникаций в 2017 г. вырос на 1,3% по сравнению с 2016 г. и достиг ₽1,62 трлн руб. Сегмент мобильной связи увеличился на 1,5%, а сегмент доступа в интернет – на 3,8%. В отличие от мирового рынка, в России все еще активно развивается сегмент платного телевидения – в 2017 г. он увеличился на 10,5%. В тоже время, сегмент фиксированной телефонии продемонстрировал падение на 9%, а межоператорских услуг – на 7%. Совокупная положительная динамика рынка в целом обусловлена небольшой долей этих сегментов в общем объеме рынка – около 17%.

Если говорить о числе абонентов, то в сегменте мобильной связи их количество выросло на 1,7% по сравнению с 2016 г. и достигло 260 млн, в сегменте широкополосного доступа в интернет – на 3,7% до 34 млн, платного телевидения – на 3,4% до 42,6 млн, а в сегменте фиксированной телефонии сократилось на 10,5% до 28,4 млн. Таким образом, в 2017 г. уровень проникновения фиксированной телефонной связи упал до 38%.

Что касается прогнозов на ближайшие 5 лет, то по мнению аналитиков «ТМТ Консалтинг», российский телекоммуникационный рынок будет расти более чем на 1% в год при условии отсутствия нового витка ценовой конкуренции со стороны мобильных операторов, реализации программы «Цифровая экономика» и развития интернета вещей на базе сетей 5G. «Традиционная телекоммуникационная отрасль к настоящему моменту является стагнирующей. Сотовой связью, интернетом и кабельным телевидением уже никого не удивишь, а новых точек роста не много, – говорит Роман Романов, директор по развитию бизнеса «Сател». – Одна из таких точек роста – цифровая трансформация при поддержке государства».

Основные тренды

В числе основных трендов на российском телекоммуникационном рынке по-прежнему рост мобильности населения. В стране подрастает поколение, которое уже практически не знает, что такое стационарный телефон, привыкло всегда быть на связи и иметь в своем распоряжении не просто устройство для совершения телефонных звонков, а полноценный мобильный компьютер, с помощью которого можно работать в любое время и из любой точки.

С появлением сетей нового поколения 5G эти потребности будут удовлетворены еще в более полной мере. С помощью мобильных устройств можно будет организовывать видеоконференции, смотреть видео в формате Ultra HD и делиться им с друзьями, а также работать еще более быстро и эффективно.

Повышение эффективности работы и ориентация на все более полное удовлетворение запросов клиентов – еще один тренд, являющийся следствием и продолжением предыдущего. Необходимость омниканального общения с клиентами и оперативного реагирования на их запросы заставляет бизнес заниматься интеграцией телекоммуникационных сервисов с ИТ-системами компании для того, чтобы как можно быстрее и точнее получать из них данные.

Кстати, именно данные, а точнее, их безопасность и целостность в условиях постоянного расширения периметра доступа к корпоративным ИТ-ресурсам, являются еще одним трендом телекоммуникационного рынка. Этим вопросом всерьез занимаются и телеком-операторы, и разработчики приложений, и их пользователи. Для многих из них обеспечение целостности данных становится вопросом не просто обеспечения конкурентоспособности, но и самого существования бизнеса. «С развитием цифровых сервисов и интеграцией интернета вещей во все сферы жизни общества возрастает необходимость защиты от киберугроз и поддержания кибербезопасности, – комментирует Роман Романов. – Операторам критически важно обеспечить защиту информационных систем и применять специализированный комплекс средств многоуровневой защиты информации».

Продолжением тренда на повышение эффективности работы является и постепенный отказ от собственных аппаратных средств связи в пользу облачных решений, в особенности в сфере уницифированных коммуникаций. Пока такая модель наиболее востребована малыми и средними предприятиями, которые хотят с минимальными затратами и как можно быстрее внедрить у себя самые современные решения. Однако со временем, когда приобретенное много лет назад дорогостоящее оборудование окончательно устареет, к ним могут присоединиться и крупные компании.

В условиях падения доходов от традиционных телекоммуникационных услуг операторы связи активно развивают другие направления – предоставление облачных сервисов, цифрового контента и сервисов интернета вещей. Их главное преимущество – уже сформированная мощная инфраструктура, способная обеспечить необходимую скорость передачи данных, в особенности при наличии таких технологий, как SDN и NFV, а также тщательно выстроенная система информационной безопасности. Кроме того, в последние годы российские телеком-операторы активно занимаются строительством ЦОДов, которые понадобятся им, в том числе, и для исполнения «Закона Яровой», а также развивают облачные платформы.

Еще одно направление – постепенное превращение операторов связи в полноценные ИТ-компании. Так, в феврале 2017 г. «Мегафон» сообщил о завершении сделки по приобретению контрольного пакета акций холдинга Mail.ru Group. МТС вышла на рынок ИТ-аутсорсинга и системной интеграции при поддержке приобретенного в 2015 г. системного интегратора «Энвижн Груп». Холдинг VimpelCom Ltd, в состав которого входит «Билайн», в начале 2017 г. сменил название на VEON и стал позиционировать себя как компания, специализирующаяся в области цифровых технологий. А «Ростелеком» объявил о новой стратегии на 2018–2022 гг., в рамках которой он намерен перейти к платформенной бизнес-модели, аналогичной Amazon, Apple, Google, Alibaba, Facebook, AirBnB, Uber и других. «МТС с уверенностью можно назвать флагманом цифровой трансформации отрасли. Мы не только внедрили инновационные сервисы в собственные бизнес-процессы, а вышли на смежные рынки, начали на них зарабатывать и помогаем в этом нашим клиентам. Большие данные, облака, интернет вещей – это реальные инструменты генерации выручки, развития бизнеса клиентов, – говорит Елена Нечай, директор департамента продуктов и коммерческого сопровождения бизнес-рынка МТС. – Синергия с дочерним системным интегратором «Энвижн Груп» стала для нас хорошим подспорьем в цифровизации и каждый год эффективность этого «родства» растет».

И, конечно, огромные перспективы открываются перед российским рынком в связи с грядущим началом реализации национального проекта «Цифровая экономика», которым предусмотрена масштабная модернизация инфраструктуры страны. «Основной целью программы, является расширение доступа граждан и бизнеса к современным цифровым услугам. Для решения этой задачи, операторам связи будет необходимо модернизировать свою базовую инфраструктуру – расширять каналы связи, вводить дополнительные мощности ЦОД, – комментирует Дмитрий Куликов, директор департамента по работе с Ростелеком компании «Техносерв». – Параллельно с этим, с помощью собственных компетенций и привлекая возможности партнеров, операторы связи будут занимать открывающиеся ниши в таких областях, как интернет вещей, умные города, кибербезопасность, OTT и контент-сервисы и т.д». «Операторы, безусловно, хотят играть значимую роль в новой цифровой экономике и не только в качестве «трубы». Именно поэтому они уделяют большое внимание запуску новых сервисов, – продолжает Алексей Сечкин, директор по развитию VAS-продуктов и сервисов для операторов связи «Инфосистемы Джет». – Чаще всего такие сервисы запускаются совместно с опытными партнерами, которые обладают требуемой технологической экспертизой. При этом у оператора появляется возможность сделать upsale новых сервисов и дополнительно монетизировать свой бренд, клиент получает сервис под ключ, а партнер расширяет охват предоставляемых услуг».

По словам Романа Романова, глубокая цифровая трансформация ИТ-инфраструктуры и бизнеса в целом становится для телекома вопросом жизненной необходимости. О необходимости перестройки бизнес-модели операторов связи для эффективного вывода на рынок новых цифровых сервисов для населения и бизнес-заказчиков говорит и Дмитрий Куликов. К сожалению, реализации этих задач часто мешает забюрократизированность внутренних бизнес-процессов и строгая оргструктура операторов, заточенная в первую очередь под услуги core-бизнеса. По мнению Алексея Сечкина, это затрудняет запуск новых VAS-сервисов с конкурентным time-to-market. Однако, операторы выделяют в своей оргструктуре новые подразделения по развитию VAS-сервисов и стараются привлекать партнеров, которые умеют качественно работать с операторами, понимая и учитывая их внутреннюю специфику.

Наталья Рудычева

Вернуться на главную страницу обзора