oбзор

Обзор: Телеком 2017

Елена Краюшкина

Елена Краюшкина:

Orange нашел новое применение спутниковой связи на морских судах и месторождениях

Бизнес все больше использует цифровые технологии для решения своих задач. Поэтому сегодня доступ к корпоративным данным должен иметь весь персонал, включая вахтовые поселки или суда. Для них единственным средством коммуникации до сих пор остается спутниковая связь. Операторы стараются не только обеспечить быстрый ввод инфраструктуры в эксплуатацию, но и предоставить комплексные услуги по сбору, передаче, хранению и обработке данных. О том, как «цифровизация» судов помогает лечить моряков и экономить на поломках, а «облака» повышать безопасность на предприятиях, рассказывает Елена Краюшкина, директор по бизнес-решениям и инновациям, Orange Business Services Россия и СНГ.

CNews: Существуют ли виды бизнеса, которым требуются специфические сервисы в телекоме? Расскажите о них.

Елена Краюшкина: Да, существуют. Например, это касается нефтегазовой промышленности, добычи полезных ископаемых, транспортной отрасли. С точки зрения телекоммуникационных сервисов организациям, работающим в этих сферах, часто требуются удаленные рабочие места и решения унифицированных коммуникаций для своих сотрудников, а также высокоскоростная передача данных с труднодоступных объектов. Удаленный доступ к корпоративной сети специалистов, разрабатывающих месторождение, значительно увеличивает эффективность их работы и сокращает расходы на переезды. А подключение к широкополосному спутниковому интернету кораблей позволит экипажам не только полноценно пользоваться важными рабочими приложениями, но и практически без ограничений общаться в мессенджерах, совершать видеозвонки или смотреть потоковое видео в свободное от работы время. Для людей, которые проводят в море несколько месяцев подряд, это очень важно.

Приведем и другой пример – ритейлеры, финансовые и транспортно-логистические организации зачастую предъявляют повышенные требования к скорости развертывания телекоммуникационной инфраструктуры в новых магазинах, офисах или на складах. Именно на них в первую очередь ориентированы как разрабатываемые, так и запускаемые нами SDN/NFV-услуги.

CNews: В начале 2017 года компания Orange Business Services объявила о запуске в России решения Maritime VSAT по подключению морских судов к спутниковой связи. Расскажите об этом проекте, какие у него перспективы?

Елена Краюшкина: Этот проект мы запустили с нашим клиентом – группой компаний «Доброфлот», и он идет в полном соответствии с намеченным графиком. Мы уже подключили несколько судов к спутниковой связи, которая позволяет сотрудникам «Доброфлота» работать в единой виртуальной корпоративной сети на море и на суше.

Мы полагаем, что возможности, которые предоставляет высокоскоростное спутниковое подключение, станут основой для цифровизации судов с использованием IoT-технологий. Мы можем поставить «умные» датчики практически на любые агрегаты корабля: от двигателя и до рыболовного трала, анализировать и хранить полученные данные, а затем предоставлять клиенту предикативную аналитику. Ее применение, в частности, позволит избежать непредвиденных поломок во время рейса, а значит, сэкономит владельцам судна массу времени и денег.

CNews: Существуют ли нишевые сервисы в корпоративном секторе телекома, которые могут стать точками роста?

Елена Краюшкина: Кроме уже упомянутого решения Maritime VSAT и наших возможностей по созданию цифровых судов, мы также видим хорошие перспективы у решений для «умных» портов. В следующем году мы планируем открыть во Владивостоке центр maritime-компетенций, который будет разрабатывать специализированные решения для наших дальневосточных клиентов из числа судоходных компаний и операторов портов.

Безусловно, в контексте новых точек роста в телеком-секторе нужно обязательно упомянуть телемедицину. Если говорить о тех же моряках, уходящих в плавание, то услуги удаленных медицинских консультаций могли бы быть очень полезны и пользоваться высоким спросом. Решения телемедицины весьма актуальны и для нефтегазовых компаний, чьи сотрудники работают на удаленных от населенных мест объектах. Для демонстрации работы этого решения мы сейчас разворачиваем несколько проектов в стадии пилотного тестирования для ряда наших клиентов.

CNews: Какие основные требования сегодня предъявляют к корпоративным телеком-сервисам? Какие технологии позволяют справляться с новыми вызовами?

Елена Краюшкина: В первую очередь, мы рассматриваем SDN/NFV как путь к трансформации собственной сети для унификации, централизации и интеграции всех устройств и процессов. В результате клиент может получать наши сетевые услуги по модели «сеть как услуга» (NaaS), где Orange является единой точкой входа. На нашем едином портале (self-manage portal) пользователь всего за пару кликов может выбрать подходящие ему параметры (полоса пропускания, QoS, опции безопасности, оптимизация трафика и так далее) услуг и сервисов, применив их уже через несколько минут.

Елена Краюшкина: Высокий спрос на комплексные решения заставляет нас быть полноценным сервис-провайдером и интегратором

В конце прошлого года компания Orange запустила технологию программно-определяемой сети Easy Go Network в 75 странах. Сервис Easy Go Network позволяет удобно развертывать сети и сетевые службы менее чем за пять минут без использования дорогого оборудования. Все параметры сетевых устройств могут контролироваться ИТ-специалистами клиента из облака. Изменять политики безопасности для всех подразделений можно одним щелчком мыши, при этом сотрудники получают постоянный доступ ко всем необходимым рабочим инструментам. Easy Go Network, в первую очередь предназначен для ритейлеров и финансовых организаций, которым требуется быстро и без лишних затрат запускать новые точки своего присутствия – например, небольшие офисы и магазины.

CNews: Как цифровая трансформация повлияла на телекоммуникационный рынок в корпоративном секторе? Готов ли телеком уходить в непрофильный бизнес? Насколько это оправданно?

Елена Краюшкина: Высокий спрос на комплексные решения заставляет нас быть не просто телекоммуникационным оператором, а полноценным сервис-провайдером и интегратором. Объем продаж наших ИТ-услуг в первой половине 2017 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года вырос более чем вдвое. Поэтому, отталкиваясь от конкретных бизнес-задач клиентов, мы развиваем экосистемы полностью управляемых решений и услуг, заточенных для повышения эффективности компаний в самых разных отраслях. В рамках этих экосистем мы начинаем оказывать услуги информационной безопасности, разработки бизнес-приложений, становимся оператором больших данных, предлагаем решения по унифицированным коммуникациям, видеоконференцсвязи и так далее. Этого требует рынок, и мы стараемся продумать даже самые специфичные варианты применения технологий для цифровой трансформации бизнеса. Например, для одного промышленного предприятия мы разрабатываем пилотный проект по повышению безопасности труда на основе IoT-технологий.

CNews: Вы являетесь российским представительством международного игрока на рынке телекома. Существуют ли тренды развития телекома специфичные только для России?

Елена Краюшкина: Если раньше все инновационные тренды приходили в Россию с задержкой в 5-6 лет, то сегодня этот период значительно сократился, и цифровая трансформация бизнеса в России набирает обороты. Например, интернет вещей, который давно существует на российском B2C-рынке, теперь приобретает популярность и на B2B-рынке. Высоким спросом пользуются облачные решения. Еще пару лет назад стоящий перед бизнесом вопрос «идти или не иди в облако?» теперь уже неактуален.

Кроме того, в России наконец получила свое развитие опексная модель финансирования ИТ/телеком-проектов, давно распространенная среди наших клиентов в Европе, Азии и США. Я бы также отметила, что клиенты теперь не стараются сосредоточить всю экспертизу по цифровой трансформации внутри своей организации, они стали отдавать многие направления этой работы на аутсорс таким экспертам, как мы.

Вернуться на главную страницу обзора