CNews: Существуют ли виды бизнеса, которым требуются специфические сервисы в телекоме? Расскажите о них.
Елена Краюшкина: Да, существуют. Например, это касается нефтегазовой промышленности, добычи полезных ископаемых, транспортной отрасли. С точки зрения телекоммуникационных сервисов организациям, работающим в этих сферах, часто требуются удаленные рабочие места и решения унифицированных коммуникаций для своих сотрудников, а также высокоскоростная передача данных с труднодоступных объектов. Удаленный доступ к корпоративной сети специалистов, разрабатывающих месторождение, значительно увеличивает эффективность их работы и сокращает расходы на переезды. А подключение к широкополосному спутниковому интернету кораблей позволит экипажам не только полноценно пользоваться важными рабочими приложениями, но и практически без ограничений общаться в мессенджерах, совершать видеозвонки или смотреть потоковое видео в свободное от работы время. Для людей, которые проводят в море несколько месяцев подряд, это очень важно.
Приведем и другой пример – ритейлеры, финансовые и транспортно-логистические организации зачастую предъявляют повышенные требования к скорости развертывания телекоммуникационной инфраструктуры в новых магазинах, офисах или на складах. Именно на них в первую очередь ориентированы как разрабатываемые, так и запускаемые нами SDN/NFV-услуги.
CNews: В начале 2017 года компания Orange Business Services объявила о запуске в России решения Maritime VSAT по подключению морских судов к спутниковой связи. Расскажите об этом проекте, какие у него перспективы?
Елена Краюшкина: Этот проект мы запустили с нашим клиентом – группой компаний «Доброфлот», и он идет в полном соответствии с намеченным графиком. Мы уже подключили несколько судов к спутниковой связи, которая позволяет сотрудникам «Доброфлота» работать в единой виртуальной корпоративной сети на море и на суше.
Мы полагаем, что возможности, которые предоставляет высокоскоростное спутниковое подключение, станут основой для цифровизации судов с использованием IoT-технологий. Мы можем поставить «умные» датчики практически на любые агрегаты корабля: от двигателя и до рыболовного трала, анализировать и хранить полученные данные, а затем предоставлять клиенту предикативную аналитику. Ее применение, в частности, позволит избежать непредвиденных поломок во время рейса, а значит, сэкономит владельцам судна массу времени и денег.
CNews: Существуют ли нишевые сервисы в корпоративном секторе телекома, которые могут стать точками роста?
Елена Краюшкина: Кроме уже упомянутого решения Maritime VSAT и наших возможностей по созданию цифровых судов, мы также видим хорошие перспективы у решений для «умных» портов. В следующем году мы планируем открыть во Владивостоке центр maritime-компетенций, который будет разрабатывать специализированные решения для наших дальневосточных клиентов из числа судоходных компаний и операторов портов.
Безусловно, в контексте новых точек роста в телеком-секторе нужно обязательно упомянуть телемедицину. Если говорить о тех же моряках, уходящих в плавание, то услуги удаленных медицинских консультаций могли бы быть очень полезны и пользоваться высоким спросом. Решения телемедицины весьма актуальны и для нефтегазовых компаний, чьи сотрудники работают на удаленных от населенных мест объектах. Для демонстрации работы этого решения мы сейчас разворачиваем несколько проектов в стадии пилотного тестирования для ряда наших клиентов.
CNews: Какие основные требования сегодня предъявляют к корпоративным телеком-сервисам? Какие технологии позволяют справляться с новыми вызовами?
Елена Краюшкина: В первую очередь, мы рассматриваем SDN/NFV как путь к трансформации собственной сети для унификации, централизации и интеграции всех устройств и процессов. В результате клиент может получать наши сетевые услуги по модели «сеть как услуга» (NaaS), где Orange является единой точкой входа. На нашем едином портале (self-manage portal) пользователь всего за пару кликов может выбрать подходящие ему параметры (полоса пропускания, QoS, опции безопасности, оптимизация трафика и так далее) услуг и сервисов, применив их уже через несколько минут.
В конце прошлого года компания Orange запустила технологию программно-определяемой сети Easy Go Network в 75 странах. Сервис Easy Go Network позволяет удобно развертывать сети и сетевые службы менее чем за пять минут без использования дорогого оборудования. Все параметры сетевых устройств могут контролироваться ИТ-специалистами клиента из облака. Изменять политики безопасности для всех подразделений можно одним щелчком мыши, при этом сотрудники получают постоянный доступ ко всем необходимым рабочим инструментам. Easy Go Network, в первую очередь предназначен для ритейлеров и финансовых организаций, которым требуется быстро и без лишних затрат запускать новые точки своего присутствия – например, небольшие офисы и магазины.
CNews: Как цифровая трансформация повлияла на телекоммуникационный рынок в корпоративном секторе? Готов ли телеком уходить в непрофильный бизнес? Насколько это оправданно?
Елена Краюшкина: Высокий спрос на комплексные решения заставляет нас быть не просто телекоммуникационным оператором, а полноценным сервис-провайдером и интегратором. Объем продаж наших ИТ-услуг в первой половине 2017 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года вырос более чем вдвое. Поэтому, отталкиваясь от конкретных бизнес-задач клиентов, мы развиваем экосистемы полностью управляемых решений и услуг, заточенных для повышения эффективности компаний в самых разных отраслях. В рамках этих экосистем мы начинаем оказывать услуги информационной безопасности, разработки бизнес-приложений, становимся оператором больших данных, предлагаем решения по унифицированным коммуникациям, видеоконференцсвязи и так далее. Этого требует рынок, и мы стараемся продумать даже самые специфичные варианты применения технологий для цифровой трансформации бизнеса. Например, для одного промышленного предприятия мы разрабатываем пилотный проект по повышению безопасности труда на основе IoT-технологий.
CNews: Вы являетесь российским представительством международного игрока на рынке телекома. Существуют ли тренды развития телекома специфичные только для России?
Елена Краюшкина: Если раньше все инновационные тренды приходили в Россию с задержкой в 5-6 лет, то сегодня этот период значительно сократился, и цифровая трансформация бизнеса в России набирает обороты. Например, интернет вещей, который давно существует на российском B2C-рынке, теперь приобретает популярность и на B2B-рынке. Высоким спросом пользуются облачные решения. Еще пару лет назад стоящий перед бизнесом вопрос «идти или не иди в облако?» теперь уже неактуален.
Кроме того, в России наконец получила свое развитие опексная модель финансирования ИТ/телеком-проектов, давно распространенная среди наших клиентов в Европе, Азии и США. Я бы также отметила, что клиенты теперь не стараются сосредоточить всю экспертизу по цифровой трансформации внутри своей организации, они стали отдавать многие направления этой работы на аутсорс таким экспертам, как мы.