Спецпроекты

На страницу обзора
Законодательство для телекома: кардинальные перемены в отрасли
LTE-сети являются самым перспективным направлением развития отечественных операторов. При этом главной проблемой российского рынка 4G является вопрос законодательного регулирования использования радиочастот. Также интересны инициативы в области создания телекоммуникационной ГИС и центра компетенции в области телекоммуникационного оборудования. На законодательном уровне закреплен исполнитель проекта по ликвидации цифрового неравенства.

Как ни странно, не кризисные явления являются самой большой проблемой развития российского рынка LTE. На первом плане стоит вопрос использования радиочастот. Дело в том, что диапазоне 800 МГц «Вымпелком», МТС, «Мегафон» и Tele2 владеют полосами LTE-частот, состоящими из блоков шириной по 7,5 МГц. Операторское оборудование с такой «некруглой» по ширине полосой работать не может: либо операторы будут использовать только по 5 МГц в каждом имеющемся у них блоке, либо должны объединять друг с другом частоты.

Законы за и против

Соответствующие поправки в закон «О связи» муссируются с лета 2014 г.: после первого чтения поступили замечания от администрации президента, осенью замечания были учтены, обратной связи с тех пор нет, что и мешает провести второе рассмотрение. Минкомсвязи не растерялось и внесло изменения в нормативные акты через Госкомиссию по радиочастотам. В результате с 29 июня 2015 г. операторы получили возможность совместно использовать частоты в диапазонах 2,5 ГГц, 800 МГц, 900 МГц.

Ключевые для телекоммуникационной отрасли России законы и законопроекты

Проект Документ Краткое описание проекта/проблемы Статус
1 Совместное использование операторами радиочастот Поправка в Закон «О связи» В диапазоне 800 МГц «Вымпелком», МТС, «Мегафон» и Tele2 владеют полосами LTE-частот, состоящими из блоков шириной по 7,5 МГц. Операторское оборудование с такой «некруглой» по ширине полосой работать не может: либо операторы будут использовать только по 5 МГц в каждом имеющимся у них блоке, либо должны объединять друг с другом частоты Принят Госдумой в первом чтении летом 2014 г. Осенью 2014 г. администрация Президента подготовила замечания, которые были устранены и направлены на согласование в конце ноября. С тех пор рассмотрение законопроекта так и не продвинулось
2 «Ростелеком» назначен единым оператором универсального обслуживания Поправки в закон «О связи» Ранее оператором пунктов коллективного интернет-доступа (ПКД) была «Почта России». С 1 июля 2014 г. сроком на 10 лет единым оператором традиционных универсальных услуг с таксофонами и ПКД стал «Ростелеком», который также взял на себя обязательство развернуть точки интернет-доступа со скоростью 10 Мбит/с в населенных пунктах с числом жителей от 250 до 500 человек В действии
3 ГИС, содержащая данные об отечественных операторах и сетях связи Поправка в Закон «О связи» Впервые будет создана единая информационная система, содержащая сведения об операторах связи, лицензиях, географических зонах нумерации, присвоениях радиочастот для гражданской связи и т.д. Сейчас все эти сведения рассредоточены по базам данных различных ведомств Начато публичное обсуждение
4 Методика расчета расходов оператора базы данных перенесенных сотовых номеров После утверждения потребуется законодательная поддержка Действующий порядок оплаты таков, что расходы на ведение реестра перенесенных сотовых номеров покрываются с задержкой от полугода. Что негативно сказывается на работе оператора реестра На рассмотрении в Минкомсвязи
5 NFC Приказ Минкомсвязи №68 от 10 марта 2015 г. Определены характеристики работы NFC-устройств. Требования, предъявляемые приказом Минкомсвязи к NFC-связи в России, соответствуют уже сложившейся практике ее применения В действии

Источник: CNews Analytics, 2015

Распределение частот всегда было очень болезненным вопросом. И дорогостоящим. К примеру, на аукционе по продаже частот в диапазоне 1800 МГц на территории 10 российских регионов власти хотят заработать не менее p1 млрд. Поэтому стремление участников рынка максимально оптимизировать расходы на организацию сетей закономерно.

Телеком в борьбе за правду

2014–2015 гг. отмечены двумя беспрецедентными для российского телекома судебными разбирательствами:

1. Арбитражный суд Москвы признал право структур Евгения Ройтмана обжаловать действия ГКРЧ спустя пять лет после передачи спорных LTE-частот компании «Основа Телеком». Прецедент состоит в том, что суд фактически признал возможность обжаловать действия или бездействие ГКРЧ без срока давности.

2. В декабре 2014 г. за коммерческий подкуп арестован директор самарского филиала «Вымпелкома» Константин Чудаков, который был пойман с поличным при получении взятки. История получила продолжение: спустя 9 месяцев гендиректор «Вымпелкома» Михаил Слободин предложил поставщикам признаться в фактах подкупа сотрудников оператора: поставщики должны раскрыть свои коррупционные схемы до 1 октября 2015 г. «Очистившиеся» контрагенты продолжат работать с оператором, остальным придется «уйти с позором».

Законодательно назначен единый оператор универсального обслуживания – «Ростелеком». Ранее компания несла эту почетную обязанность вместе с «Почтой России». Как единый исполнитель, оператор будет претворять в жизнь грандиозный проект борьбы с цифровым неравенством – строить сети, обеспечивать интернет-доступ ко всем населенным пунктам, в которых живет не менее 250 человек. Инвестиции исчисляются сотнями миллиардов рублей.

Прозрачный телеком

Еще одно значимое событие – Минкомсвязи предложило создать единый открытый информационный ресурс о деятельности телекоммуникационных операторов. Кроме базовой информации (например, о юридических лицах, лицензиях, радиочастотах и т.п.) государственная информационная система (ГИС) будет содержать данные об объектах инфраструктуры, к которым может предоставляться доступ; о тарифах на условия доступа к объектам инфраструктуры; о проводимых и планируемых работах на инфраструктуре; о торгах на привлечение инвестирования в строительство инфраструктуры связи и о результатах федерального статистического наблюдения.

Аналогичные системы, или инфраструктурные атласы, используются в Европе, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Они помогают эффективно планировать развитие сетей ШПД.

Компетентные органы

Настоящая битва разгорелась за право создания Центра компетенции телекоммуникационного оборудования, который бы предоставлял оборудованию статус «отечественного». Статус должен учитываться государственными ведомствами и компаниями с госучастием при проведении закупок. На сегодня обсуждается три варианта базирования организации.

Центр компетенции в области отечественного телекоммуникационного оборудования, варианты организации

Стоимость проекта Варианты базирования Кто лоббирует
- На базе оператора «Воентелеком» (оператор Минобороны) и «Объединенной приборостроительной корпорации» (входит в «Ростех») Минпромторг, корпорация «Ростех»
i 150 млн На базе отечественных производителей: «Айтифай» (среди акционеров компания «АйТеко»), НПП «Полигон» и «Информинвестгруп» Агентство стратегических инициатив
- На базе ресурсов компании «Промсвязь» («внучка» «Ростелекома») в Башкортостане Минкомсвязи, руководство Башкортостана и «Ростелеком»

При этом участники телекоммуникационного рынка отмечают, что в стране достаточно структур, проверяющих телекоммуникационное оборудование на предмет возможности применения в критической инфраструктуре. Второй аргумент «против» – открытие центра на базе определенного производителя сразу поставит других отечественных вендоров в невыгодное положение. Третий распространенный тезис – для присвоения оборудованию статуса отечественного необходимо сертифицировать производство. Когда будет достигнуто согласие – неизвестно. Возможно, выходом из тупиковой ситуации станет создание сети Центров компетенции в области телекоммуникационного оборудования.

Дефицит мобильного рабства

В конце 2013 г. вступил в действие закон об отмене «мобильного рабства» – абоненты получили возможность перейти от одного оператора к другому без потери номера мобильного телефона. Одним из важнейших механизмов сервиса является ведение реестра перенесенных номеров, оператором которого стал Центральный научно-исследовательский институт связи (ЦНИИС). Работы по ведению реестра оплачиваются операторами связи, недостающая часть покрывается из госбюджета. Вопреки прогнозам, российские абоненты оказались лояльными клиентами, число переходов заметно ниже запланированного. По данным МТС, за время действия MNP сервисом воспользовались менее 1% от общего числа мобильных абонентов.

Таким образом, бюджетная часть составляет более половины от общей суммы. При этом схема перечисления госкомпенсации сложна, и ЦНИИС получает деньги минимум на полгода позже периода, в котором реально понесены расходы. Минкомсвязи хочет сократить временной разрыв и подготовило проект методики расчета расходов оператора базы данных перенесенных сотовых номеров.

В продолжение истории с MNP регулярно поднимается вопрос о внедрении LNP (перенос фиксированного телефонного номера), но положительной реакции на него нет. Инфраструктура отечественных фиксированных операторов не готова к таким переменам, потребуются неоправданно большие инвестиции. При этом актуальность сервиса для России вызывает сомнения уже потому, что из мировой практики спрос на LNP всегда существенно ниже, чем на MNP. А как говорилось выше, отечественные абоненты лояльнее (или инертнее) зарубежных.

Разрешение на NFC

В мае 2015 г. Минкомсвязи опубликовало приказ, регулирующий применение в России устройств на базе NFC (Near Field Communication), встроенных в смартфоны и планшеты. Технология предназначена для связи устройств на расстоянии около 10 см. По нынешнему общепринятому мнению, ее основное применение – использование смартфонов для совершения бесконтактных платежей или в качестве бесконтактного идентификатора владельца.

Уже в сентябре стартовал проект Департамента транспорта Москвы (совместно с «большой тройкой») по оплате проезда в общественном транспорте столицы с мобильных телефонов с помощью NFC. Правда, владельцы смартфонов iPhone от корпорации Apple не смогут воспользоваться новым сервисом: Apple пока не открыла в России на своих устройствах поддержку технологии NFC.

Наталья Анищук

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Telecom 2015: Крупнейшие телекоммуникационные компании России - м
Преимущественная бизнес-модель Выручка в России 2013, iтыс.
1 Сотовая связь 354 894 000
2 Проводная связь 325 700 000
3 Сотовая связь 293 900 000
Подробнее

Рейтинги

Консолидированная выручка операторов "большой тройки"
Преимущественная бизнес-модель Выручка группы 2013, iтыс.
1 Сотовая связь 398 443 000
2 Сотовая связь 350 156 000
3 Сотовая связь 297 229 000
Подробнее

Рейтинги

CNews Telecom 2015: Крупнейшие телекоммуникационные компании России
Преимущественная бизнес-модель Выручка в России 2013, iтыс.
1 Сотовая связь 354 894 000
2 Проводная связь 325 700 000
3 Сотовая связь 293 900 000
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2015
Город Выручка от проектов в телекоме 2013, iтыс.
1 Москва 21 551 800
2 Москва 17 671 091
3 Москва 7 580 250
Подробнее