Спецпроекты

oбзор

Обзор: Телеком 2014

Сергей Харитонов

Сергей Харитонов:
Мы выбираем телеком-провайдера, исходя из соотношения «цена-качество»

Сергей Харитонов, директор по ИТ группы компаний «Связной», рассказал CNews, что в прошлом году произошел отказ от использования спутниковых каналов связи в Сибири и на Дальнем Востоке в пользу региональных телеком-поставщиков. Это позволило снизить нагрузку на бюджет. Сейчас текущие затраты на телеком-сервисы составляют 87% прошлогоднего бюджета. На розничную сеть приходится около 60% бюджета, а телефония и корпоративные ЦОДы формируют порядка 20% оставшейся части затрат. Бюджет 2014 г. на телекоммуникации остался прежним из-за снижения стоимости пользования каналами связи и телеком-услугами.

CNews: Расскажите, пожалуйста, каков был бюджет вашей компании на телекоммуникационные услуги в 2014 году? Как он изменился по сравнению с 2013 годом? Связана ли динамика бюджета с реализованными телекоммуникационными проектами?

Сергей Харитонов: Перед тем, как начать планирование бюджета на 2014 год, у нас уже было понимание, что стоимость пользования каналами связи, а также рядом телеком-услуг в целом, например, цены трафика IP-телефонии и интернета, будет снижаться, особенно у региональных поставщиков. Кроме того, нынешняя телекоммуникационная структура компании уже находится на том уровне развития, когда не требует существенного увеличения инвестиций. Соответственно, мы закладывали бюджет на уровне 2013 года. ИТ-департаменту удалось сократить расходы на связь, что позитивно отразилось и на коммерческих, и на операционных показателях «Связного». На данный момент текущие затраты на телеком-сервисы составляют 87% прошлогоднего бюджета. Освободившиеся средства мы можем использовать на внедрение новых сервисов и программ в рамках компании.

CNews: На какой из видов связи приходятся наибольшие затраты компании?

Сергей Харитонов: «Связной» располагает 3,2 тыс. торговыми точками в 909 городах страны. Компания представлена во всех федеральных округах, география регионов очень обширна: от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. На розничную сеть – конкретно на поддержку каналов связи с торговыми точками – приходится около 60% бюджета, в то время как телефония и корпоративные ЦОДы формируют порядка 20% оставшейся части затрат.

CNews: Опишите, пожалуйста, телекоммуникационную архитектуру вашей компании.

Сергей Харитонов: Телеком-структура «Связного» состоит из нескольких крупных блоков. Внешние интернет-каналы, которые обслуживаются крупными федеральными и региональными игроками, внутренние выделенные и/или арендованные корпоративные каналы связи между нашими основными ЦОД-ами, телефония, центральные интернет-каналы ЦОД и каналы связи с розничной сетью Также в телеком-структуру «Связного» входят система видеонаблюдения, межофисная связь, а также внутренние Wi-Fi и Ethernet-локальные сети в магазинах и офисах как в Москве, так и в регионах.

CNews: Используете ли вы виртуальную частную сеть для связи между филиалами?

Сергей Харитонов: Для связи с филиалами и офисами компании мы используем внутренние сегменты виртуальных сетей.

CNews: Сколько у компании телеком-провайдеров и планируете ли вы оптимизировать эту сложную структуру, например выбрать единого провайдера?

Сергей Харитонов: Учитывая, что «Связной» работает почти в 1000 городах страны, мы выбираем телеком-провайдера, исходя из соотношения «цена-качество». Для нас нет различия между крупным федеральным оператором и локальным игроком. Сегодня потребности компании обслуживает примерно 300 провайдеров по всей территории России, и мы постоянно ищем возможности для оптимизации расходов на это направление работы, получая от партнеров более выгодные предложения.

CNews: Какие телекоммуникационные проекты вы реализовали в последние год-два? В нефтегазовой отрасли часто используются спутниковые и радиорелейные системы связи, что обусловлено территориальной распределенностью филиалов компании. Можете ли вы припомнить, когда в последний раз в вашей компании использовались такие системы связи?

Сергей Харитонов: Ранее в компании широко использовалось более 80 спутниковых каналов связи для обеспечения коммуникации с удаленными от главного офиса регионами (в основном, Сибирь и Дальний Восток). Однако с ростом доступности и увеличением покрытия телеком-операторами в прошлом году мы выбрали стратегию отказа от спутниковых каналов в пользу региональных телеком-поставщиков. И это в том числе позволило нам снизить затраты на связь в рамках компании.

CNews: Как вы считаете, необходим ли вашей компании собственный телеком-актив?

Сергей Харитонов: На данный момент мы не испытываем потребности в собственном телеком-активе, и в ближайшей перспективе ситуация вряд ли изменится.

CNews: Планируете ли вы расширять использования M2M-решений?

Сергей Харитонов: Сейчас само понятие «М2М» имеет широкое толкование. Под ним понимают и системы мониторинга транспорта, и простой обмен данными между двумя и более терминалами. В случае со «Связным» я бы сузил эту тему до уровня автоматизации процессов в ритейле. Сейчас, когда рынки смартфонов и планшетных компьютеров переживают рост и процесс использования такого устройства выходит на новый уровень, мы готовы постепенно внедрять М2М-решения и в «Связном». Причем, планируется реализовать такие проекты не только для обеспечения работы розничной сети компании, но и для покупателей, которым, возможно, будет интересно приобретать гаджеты, используя новый для них опыт.

CNews: Как ваша компания планирует в ближайшие два-три года изменить телекоммуникационную инфраструктуру? Почему назрела необходимость в этом?

Сергей Харитонов: На данный момент телеком-структура «Связного» выстроена и отлажена таким образом, что дальнейшее ее развитие подразумевает косметические изменения, и каких-либо кардинальных решений и новых технологий сейчас не требуется.

CNews: На ваш взгляд, какие тенденции в использовании телеком-услуг в корпоративном сегменте в вашей отрасли на территории России и СНГ будут преобладать в ближайшие два-три года?

Сергей Харитонов: Я бы выделил несколько тенденций на российском рынке телеком-услуг. Мы прогнозируем дальнейшее развитие IP-телефонии и ее уход от on-premis-решений в сторону облачных сервисов. Равномерно развиваясь все эти годы, начнется лавинообразно расти популярность М2М-решений и услуг для бизнеса, выстроенных на их основе. Также я бы отметил, что будет продолжаться дальнейшая тенденция использования BYOD на предприятиях и связанные с этим трендом изменения в политиках безопасности и мониторинга компаний.

Еще одной важной тенденцией на рынке телеком-сервисов мы видим более активное развитие геолокации, когда смартфоны и планшеты смогут предлагать владельцу именно тот продукт, который ему интересен в данное время и в конкретном месте.

Вернуться на главную страницу обзора