oбзор

Обзор: Телеком 2014

Евгений Закрепин, Евгения Тен

Евгений Закрепин, Евгения Тен:
Телеком обеспечивает 45% оборота группы

Вендоры телекоммуникационного оборудования предпочитают сегодня прямые поставки операторам. В результате растет доля сервисной составляющей в контрактах связистов с интеграторами. Тенденция требует от ИТ-компаний постоянного повышения качества экспертизы, рассказали первый заместитель управляющего директора компании «Техносерв» Евгений Закрепин и директор департамента по работе с операторами связи компании «Техносерв» Евгения Тен.

CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка ИТ-решений для телекома в 2013 году?

Евгения Тен: Прошедший год был годом проверки на прочность для российской системной интеграции как таковой. Очевиден тренд – переход производителей телеком- и ИТ-оборудования к модели работы с операторами напрямую, а также смещение коммерческого внимания производителей в плоскость OPEX-бюджетов заказчиков. Само понятие системной интеграции видоизменяется: ИТ-инфраструктура, сеть передачи данных, а также радиоподсистема структурно воспринимаются как единая архитектура сети. В связи с этим и решения, которые сегодня интегратор предлагает рынку телекома, должны быть комплексными. Кроме того, необходимо учитывать, что все операторы при оценке выбора того или иного решения смотрят не только на конкретную цену предложения, но и на стоимость владения в перспективе 3–5 лет с учетом затрат на техническую поддержку, операционных затрат и прочего.

В этой ситуации «Техносерв», как интегратор с активной рыночной стратегией, целенаправленно сделал ставку на усиление компетенций в части сервиса, аутсорсинга и технологической мощи в отношении качества и скорости внедрений, оперативной адаптации под требования операторов связи как собственных прикладных разработок, так и имеющихся в продуктовом портфеле программных решений мировых производителей.

CNews: Какие направления вы считаете наиболее динамичными в телекоме, почему?

Евгения Тен: На мой взгляд, это все, что связано с улучшением качества работы сети и сервисов. По данным Роскомнадзора, число жалоб абонентов на качество связи с 2013 года практически не уменьшилось. По информации ведомства, если в прошлом году таких жалоб было 14 500, то на конец мая 2014 года их набралось уже 6500. Именно поэтому наиболее динамично развиваются направления, которые связаны с замерами, улучшением, мониторингом качества оказания услуг. Я говорю о решениях по радиопланированию, тест-драйвам для проведения измерений на сети, решениях по радиооптимизации сетей, а также моделированию и оптимизации всех видов сетей от опорных до MPLS и сетей доступа. Все это является для команды «Техносерва» полем для коммерческой синергии с операторами. С уверенностью скажу, что на рынке России немного таких интеграторов, как «Техносерв», способных осуществить успешные проекты федерального масштаба по модернизации сети с бесшовным переходом и гарантировать высокое качество работы оборудования.

Хорошей иллюстрацией наших компетенций в этом сегменте является проект прошлого года для «МТС Украина», где мы выступили в качестве подрядчика производителя NSN. В рамках контракта осуществлялась модернизация оборудования 35% сети оператора в 8 крупных городах и нескольких областях Украины: Киеве, Чернигове, Сумы, Днепропетровске, Харькове, Кировограде, Запорожье, Полтаве. Нами было смонтировано более 4200 базовых станций 3G ready. То есть мы заменили оборудование, которое обслуживало голос (2G), на новый тип, который позволит с минимальными затратами по времени обеспечить развертывание сети 3G на существующей сети, а также выполнили работы по оптимизации сети, монтаж CORE и пр. Проект позволил существенно увеличить емкость сети оператора, уменьшить потребление электроэнергии и затраты на аренду, расширить функционал, обеспечить более гибкое управление ресурсами. Помимо всего, что связано с диагностикой и повышением качества связи (banch-marking, улучшение indoor-покрытия, различные OSS-системы, помогающие определить, в каком состоянии сейчас сеть, грамотно перераспределить трафик, найти узкие места), операторов активно интересуют различного вида сервисные работы по обслуживанию сетей, систем хранения и других внутренних систем.

И, безусловно, очевиден акцент на современных технологиях и решениях передачи данных, например, IMS (IP Multimedia Subsystem) – технологии передачи мультимедийного содержимого на основе протокола IP. Это инфраструктурное решение, предназначенное для предоставления конвергентных услуг связи типа Voice over LTE и «скайпа от оператора» в мобильных сетях всех поколений (2G, 3G, 4G), а также в фиксированных сетях. Кстати, совсем недавно «Техносерв» зафиксировал партнерский статус с компанией Mavenir Systems, являющейся мировым лидером в данном направлении, с опытом большого количества внедрений по миру именно виртуализированного решения IMS Core.

CNews: Какую динамику продемонстрировали финансовые показатели вашей компании по телекоммуникационному направлению?

Евгений Закрепин: Традиционно телеком является одной из ведущих составляющих бизнеса «Техносерва» и составляет порядка 45% в обороте Группы (в 2013 финансовом году оборот «Техносерва» составил 40,16 млрд руб. – прим. редакции). Однако с течением времени наполнение нашего телеком-бизнеса изменилось: если еще лет пять назад превалировали поставки оборудования, то теперь ценятся услуги, а не «железо». И тут сказалось наше умение проводить филигранную интеграционную работу по взаимоувязке новых систем с уже существующим ИТ-ландшафтом оператора или даже нескольких операторов.

Хорошим примером такой работы стал проект по MNP (Mobile Number Portability) для «Ростелекома» и нового СП «РТ-Мобайл», которому переданы мобильные активы «Ростелекома» и Теле2. Это комплексный проект, охватывающий интеграцию более чем с 30 биллинговыми системами, увязывающий все процедуры внутри систем сотового бизнеса «Ростелекома» с данными об абоненте от других операторов и центральной базой ЦНИИС, уполномоченного вести федеральный реестр перенесенных номеров.

CNews: Каков вес сервисной составляющей в общем объеме ИТ-проектов для телекома?

Евгений Закрепин: Наиболее простая из сервисных услуг для телекома – это поддержка инсталлированной базы оборудования и систем. Это услуга оказывается достаточно давно, и механизм ее отработан до мелочей. Сегодня порядка 10–15% своих ИТ-бюджетов операторы тратят на поддержание в рабочем состоянии существующего оборудования.

Вторая услуга относится к гарантийному сервисному обслуживанию. Операторы очень внимательно подходят к данному вопросу и пытаются договариваться как с производителями, так и интеграторами о сокращении затрат на сервис, «зашивая» их в стоимость оборудования. Раньше маржа на продаже оборудования позволяла это сделать. Сейчас же маржинальность прямых продаж «железа» составляет всего несколько процентов, что не дает возможности включать в цену кросс-финансирование сервисного обслуживания. Эта ситуация послужила толчком к росту доли сервисного обслуживания в ИТ-бюджетах телеком-компаний. Ведь стоимость сервиса совершенно определенная, она складывается из зарплат специалистов, командировочных расходов, ЗИП и отчислений вендорам.

Евгений Закрепин: Традиционно телеком является одной из ведущих составляющих бизнеса «Техносерва»

Другой вид сервиса – это работы на внедрение и поддержание сложных систем. В сфере OSS/BSS-систем роль интегратора существенно возросла. Такие внедрения охватывают несколько классов продуктов от различных вендоров, это поле для интегратора, который знает нюансы продуктов от многих производителей. И здесь исключительно важен выбор интегратора с высоким уровнем компетенций. Иначе имеется высокий риск потерять деньги и время реализацию той или иной функции даже при верном выборе системы. Объективно, если брать интеграционные работы по внедрению приложений в области OSS/BSS, CRM и т.п., то их процент последние несколько лет неуклонно растет.

CNews: Еще несколько лет назад телекоммуникационные компании предпочитали собственную разработку. Сейчас ситуация меняется. На ваш взгляд, почему?

Евгения Тен: Любой крупный бизнес рано или поздно приходит к пониманию, что собственная разработка и последующее сопровождение того или иного инструмента приводит к 100%-ной зависимости от лояльности, грамотности и, если хотите, желаний внутренней команды разработчиков. И это даже не вопрос операционных затрат. Всегда есть риск, что в случае ухода команды разработчиков оператору остается единственное – SWAP, т.е. полная замена системы.

Эта ситуация характерна не только для телекомов. Это одна из причин, почему компании топ-100 выделяют in-house ИТ в отдельные бизнес-единицы, продают, переходят на аутстафинг и пр. Любая компания, делая инвестиции в ИТ, хочет быть уверена, что программный продукт будет поддерживаться, обновляться в соответствии с развитием технологий и бизнес-потребностями заказчика. Эту уверенность могут обеспечить только покупка продукта или решения на конкурентных условиях у лучшего на рынке поставщика, который юридически несет ответственность за качество, разработку и ее обслуживание, и заказчик всегда может подстраховать свои риски жесткими договорными условиями. Операторы это хорошо понимают.

CNews: Как на информатизации деятельности операторов отражаются такие тренды, как распространение облачных технологий, мобилизация бизнеса?

Евгения Тен: Обе технологии – абсолютный тренд, который нельзя сбрасывать со счетов. Для телеком-компаний будущее – это развитие своей широкой полосы, а также игра на поле владельцев и создателей контента и инфраструктуры для хранения. Причем контент этот может быть очень разный: от игр и видео до различных приложений в облаках. Конечно, крупные компании едва ли сразу отдадут критически важные системы в облака, но это могут сделать средние предприятия. Какой смысл им покупать сервера, держать штат ИТ-специалистов, если можно оплатить все по схеме SaaS или PaaS? Мир меняется: для нового поколения нет ничего естественнее, чем хранить свои фотографии и музыку в облачных ресурсах, смотреть фильмы онлайн. Эти стандарты они перенесут и в бизнес, осталось подождать несколько лет. Одна из точек роста ИТ для телекома – создание облачной инфраструктуры для операторов, чтобы именно они стали хозяевами этих облаков, вне зависимости от того, что там хранится и обрабатывается.

Евгения Тен: Любой крупный бизнес приходит к пониманию, что собственная разработка приводит к 100%-ной зависимости от лояльности, грамотности и желаний внутренней команды разработчиков

Кстати, сами операторы, в силу своей подкованности в технологиях и инновациях, готовы на своей инфраструктуре попробовать переход в облака. Под потребности одного из клиентов «Техносерва» мы сделали решение по предоставлению услуг системы технического учета для оператора связи на базе облачной платформы. В результате внедрения мы можем констатировать, что продукт класса Inventory может быть успешно внедрен на сети оператора за 4 недели вместо стандартного срока в 1 год. Кроме того, оператор более чем на 40% снижает стоимость владения продуктом, избегает на старте проекта таких затрат, как покупка аппаратных ресурсов и лицензий на базовое и прикладное ПО.

Телекоммуникационная компания получает существенную оптимизацию своих трудозатрат за счет отсутствия необходимости администрирования аппаратной и программной части решения, обновления версий прикладного ПО, обучения сотрудников. Еще одним плюсом облачной платформы является возможность быстрого расширения производительности и добавления нового функционала без комплексных дополнительных инвестиций.

CNews: Насколько важен ИТ-аутсорсинг для телекома?

Евгений Закрепин: «Техносерв» давно работает в этом сегменте и хорошо понимает специфику аутсорсинга для операторов связи. Пожалуй, главное, о чем стоит помнить: любой простой вычислительной или телекоммуникационной инфраструктуры является угрозой для оказания сервису абоненту. А это самым непосредственным образом сказывается на бизнесе операторов: неоказание сервиса абоненту как минимум приводит к недополучению прибыли, а часто и к убыткам от штрафных выплат в сторону абонента, особенно в случае корпоративных клиентов.

Ясно, что в таких обстоятельствах бизнес самым пристальным образом смотрит на аутсорсеров и вендоров. И только плотная совместная работа, помноженная на мощную техническую экспертизу, четкость процессов и организационную мобильность интегратора способны в комплексе обеспечить нужное качество услуг. Примерами плотной и высокоэффективной работы «Техносерва» могут служить такие проекты, как федеральная поддержка вычислительной инфраструктуры МТС, биллинговых систем для Tеле2, сетевого оборудования «Ростелекома», оказание услуг профессионального сервиса по сопровождению корпоративной сети группы РИА «Новости» и многое другое.

CNews: Можно ли сказать, что телекоммуникационные компании являются пионерами в исследовании возможностей больших данных?

Евгения Тен: Наличие самого биллинга, как сердца сети любого сотового оператора, необходимость точной аналитики, которая напрямую влияет на тарифные планы, уровень ARPU, а также жесткая конкурентная среда в данном сегменте требуют от операторов внедрения различного рода современных систем управления маркетинговыми кампаниями целевого рынка и информационно-аналитических хранилищ BI.

Для оператора большие данных – это вся информация об абонентах, которые есть где-либо на сети. Например, звонки, местоположение в момент вызова, качество работы сети в точке вызова в момент вызова. Это позволяет провести анализ данных в режиме реального времени, например, анализ восприятия бренда и услуг оператора в социальных сетях, привычек абонентов в области потребления контентных услуг через мобильный интернет и ШПД и прочее, а также построить отчеты, например, диаграммы о характере потребления услуг (аналог банковского Personal BI).

Именно на аналитике, сделанной с помощью больших данных, базируется удержание высокомаржинальных абонентов, таргетированная продажа услуг и многое другое. Понятно, что маркетинговые кампании каждый оператор придумывает сам – это творческий и индивидуальный подход. В идеале, этот инструмент позволяет маркетологам выжать из рынка максимум. Мы хорошо разбираемся в этих вопросах, так как «Техносерв» исторически является ключевым партнером передовых ИТ-производителей, играющих на рынке бизнес-аналитики.

CNews: Повлияет ли политическая ситуация на спрос телекома на решения зарубежных вендоров? Существуют ли аналоги российской разработки?

Евгения Тен: Ситуация, конечно, непростая. Для всех очевидно, что операторские сети в России построены на оборудовании зарубежных производителей. Пока жесткого давления в сегменте коммерческого телекома незаметно. В любом случае, есть уверенность, что бизнес-игроки всегда придумают выход из тупика.

Но импульс к развитию и внедрению отечественных прикладных решений на рынке, безусловно, есть, и «Техносерв» в этом сегменте в тренде. Например, в «Ростелекоме» мы внедряем свою разработку «Гермес», которая является системой класса WorkForce Management. Эта платформа предназначена для комплексной автоматизации процессов управления проектированием и строительством сетей. Система охватывает все этапы строительства сети, в ней заложен набор готовых, адаптированных под нормативы российской отрасли связи бизнес-процессов. Все процессы отработаны на реальных проектах, и система постоянно развивается за счет включения новых модулей. Открытая архитектура платформы позволяет использовать веб-интерфейсы, XML, а также комбинировать интеграцию с шиной предприятия и прямую интеграцию с имеющимися системами. Разработка «выросла» из системы, которую сделал для себя «Техносерв», много и успешно строивший для «Синтерры», МТС, «Ростелекома». Продукт оттестирован в боевых условиях и приспособлен к российским реалиям.

Еще один хороший пример собственной разработки – это система по созданию базы знаний, основанная на решении компании «Рексофт», входящей в группу «Техносерв». Изначально система была успешно внедрена в «Ростелекоме», а сейчас идет похожий проект в МТС.

Вернуться на главную страницу обзора