oбзор

Обзор: Телеком 2013

Страны БРИК лидируют по количеству пользователей Smart TV

Страны БРИК лидируют по количеству пользователей Smart TV

Рынок цифрового ТВ, активно распиаренный в 2011-2012 гг., к началу 2013 г. в России сформировался лишь частично и преимущественно за счет собственных инициатив некоторых крупных игроков, имеющих адекватное потребностям зрителя предложение. Вместе с тем, сам этот сегмент телекома продолжает привлекать новых и новых игроков, что в перспективе до 2015 г. сделает его своего рода аналогом понятия 4G для сотовиков.

Идея о максимальном охвате всей территории России качественной инфраструктурой для предоставления сервисов цифрового вещания в 2012 - начале 2013 гг. нашла практическое воплощение в нескольких крупных регионах. Так, в Татарстане, первом пилотном регионе для «цифры», к концу 2013 г. цифровое вещание будет доступно уже 85% населения – с этой целью сейчас проходит и до конца года будет завершен монтаж технологического оборудования на 52 объектах. В планах региона – до конца 2015 г. сделать телевидение в формате DVB-T2 доступным для 95% населения – ликвидировав тем самым информационное неравенство между сельским и городским населением. Похожие темпы роста зафиксированы на Дальнем Востоке и в Сибири – так, число пользователей цифрового ТВ МТС в регионах Дальнего Востока и в Восточной Сибири за 1 квартал 2013 г. увеличилось на 80%, а Ростелеком за первое полугодие 2013 г. подключил к цифровому ТВ 73 малых населенных пункта Сибирского федерального округа (около 140 тыс. человек). Абонентская база компании в СФО уже превышает 250 тыс. чел. У другого игрока рынка – «Вымпелкома» – цифровое телевидение «Билайн ТВ» в 2012-начале 2013 гг. появилось во всех регионах за исключением Казани. «ЭР-Телеком» также начал предоставлять отдельную услугу цифрового ТВ во многих филиалах.

По данным аналитиков, в регионах Северо-Запада и Востока России развитие цифрового телевещания идет в двух направлениях. Первое — запуск цифрового эфирного телевидения (DVB-T), второе — запуск цифрового телевещания в кабельных сетях (DVB-C). В последнем случае для приема и просмотра цифровых телепрограмм необходимо использовать специальную DVB-C приставку, подключаемую к видеовыходу телевизора. Действующим абонентам кабельного телевидения операторы предоставляют ТВ-приставки бесплатно, оставляя стоимость базового пакета телеканалов без изменений, несмотря на переход на цифровой стандарт вещания и расширение списка транслируемых телеканалов. Одним из преимуществ вещания по технологии DVB-C является то, что цифровой сигнал идет по тому же кабелю, по которому прежде передавался аналоговый сигнал, – это обеспечивает простоту и удобство перехода на новый стандарт для действующих абонентов.

Платежеспособный рынок

По данным Telecom Daily, объем рынка цифрового платного телевидения в России уже за первую половину 2012 г. превысил отметку в 9 млрд руб. (16 млрд - за 2011 г., 7,5 млрд - за первое полугодие 2011 г.), а число пользователей составило 11,7 млн (10,3 млн – по итогам 2011 г., 9,4 млн - по итогам первого полугодия 2011 г.). Уровень проникновения сервиса достиг 21% (19% на конец 2011 г., 17,6% по результатам первого полугодия 2011 г.). В настоящее время к платному ТВ в России подключены почти 28 млн домохозяйств, из них 42% домохозяйств пользуются цифровым ТВ. На долю крупнейших шести операторов приходится более 80% всего рынка цифрового ТВ.

Крупнейшими операторами цифрового ТВ в России являются «Триколор ТВ» (8,6 млн активных абонентов), «Ростелеком» (6,4 млн), МТС (3,1 млн), «ЭР-Телеком Холдинг» (2,143 млн), «Акадо» (1,115 млн.), «Орион Экспресс» (910 тыс.), «Билайн» (800 тыс.), «НТВ Плюс» (670 тыс.).

Основной приток абонентов пришелся на компанию «Триколор ТВ», которая подключила за полгода более 300 тыс. абонентов. На втором месте остался «Ростелеком», увеличивший свою аудиторию на 280 тыс. абонентов. На третьем месте находится оператор «ЭР-Телеком» (плюс 270 тыс.) «Билайн» достиг четвертой позиции с 680 тыс. абонентов (рост за полгода – 155 тыс.), число же абонентов «НТВ Плюс» не растет.

Как отмечает Денис Кусков, генеральный директор Telecom Daily, уже в IV квартале 2012 г. в России цифровое телевидение сможет достичь доли в 50% в общей структуре рынка платного ТВ. «Рынок платного ТВ в России за три квартала 2012 г. достиг в объеме 35,5 млрд руб., что на 18,3% больше аналогичного периода предыдущего года. При этом совокупная абонентская база выросла за сопоставимый период на 19,6%, до 29,3 млн пользователей. Уровень проникновения сервисов платного телевидения вырос с 46% до 54%», – поясняет он. Денежный объем платного цифрового ТВ в России, по данным Telecom Daily и CNews Analytics, достиг за 2012 г. 38,5 млрд руб.

«Умное ТВ» пользуется спросом

С конца 2012 г. в России активно продвигается Smart TV (технология интеграции интернета и цифровых интерактивных сервисов в современные телевизоры и ресиверы цифрового телевидения). По данным Gfk Rus, за первое полугодие 2013 г. было продано в 2,5 раза больше «умных» ТВ, чем за тот же период 2012 г. Это позволило России за год отыграть две позиции и занять третье место в мире по продажам Smart TV, уступив Бразилии и Китаю (США не входит в отчет Gfk Rus). Каждый день Smart TV притягивает все большее число пользователей – не в последнюю очередь за счет роста количества приложений. Так, сейчас их 640, в то время как год назад было чуть больше 400.

J’son & Partners Consulting констатировала, что, хотя на начало 2012 г. устройства Smart в России занимали около 10% ТВ-рынка, к 2014 г. их будет реализовано не менее 2 млн единиц. Мировой рынок Smart TV, по прогнозам исследовательской компании TRI, к концу 2014 г. составит 124 млн шт. и займет треть общего рынка ТВ.

По данным J’son & Partners Consulting, на конец 2012 г. наиболее востребованной среди россиян функцией Smart TV стали видеоприложения – 74% участников исследования отметили, что регулярно используют их. Меньше всего пользователей интересуют тематические приложения – их используют лишь 21% опрошенных. При этом потенциальных покупателей больше интересует возможность поиска в интернете. Расхождения в предпочтениях, возможно, связаны с тем, что только после покупки Smart TV пользователь осознает, что основное преимущество «умного» ТВ – это возможность выбора видеконтента из богатых и постоянно пополняемых библиотек видеохостингов, интернет-кинотеатров и телеканалов и просмотр видео высокого качества на большом экране современного телевизора.

Ни одна функция Smart TV не является лишней – наоборот, пользователи заинтересованы в расширении функций «умного» ТВ - в части как видеоприложений, так и социальных сервисов, которые часто называются second screen («второй экран»). Так, по данным крупнейшего отечественного онлайн-кинотеатра ivi, их фирменное приложение стало одним из самых популярных для Smart TV в мире. По данным LG за июнь, онлайн-кинотеатр — третье в мире приложение по количеству обращений к нему пользователей на телевизорах этой марки, на телевизорах Samsung — пятое, на телевизорах Philips — первое в странах Европы (данных по миру по этой марке нет), говорит директор по развитию бизнеса ivi.ru Леонид Грановский. В этом году ivi, по собственным данным, собирает 125-150 млн просмотров в месяц, из них 50-65 млн приходится на просмотр через сайт ivi на настольном компьютере или ноутбуке, 40-45 млн — на телевизорах, остальное — на планшетах и смартфонах.

Эксперты J’son & Partners Consulting оценивают рынок продаж Smart TV как перспективный, что обусловлено следующими факторами: высокая степень заинтересованности пользователей в объединении функций телевизора и компьютера для видеопросмотра на одном устройстве; расширение производителями функциональности своих Smart TV телевизоров (увеличение ассортимента предоставляемых функций, расширение контента, доступного для просмотра); ежегодное увеличение потенциальной аудитории благодаря снижению цен на Smart TV.

Татьяна Бакажинская

Вернуться на главную страницу обзора