oбзор

Обзор: Телеком 2013

Пользователи отказываются от смартфонов премиум-класса

Пользователи отказываются от смартфонов премиум-класса

Отечественный рынок мобильных устройств по-прежнему атакуют смартфоны и лихорадят планшеты. При этом львиная доля успеха – это заслуга В-брендов, которые привлекают пользователя невысокой ценой, но по многим характеристикам вполне сопоставимы с устройствами премиум-сегмента.

На рынке портативной электроники в России по количеству проданных устройств пока все еще лидируют обычные сотовые телефоны. Такие данные по итогам 2012 г. приводит «Евросеть». На втором месте карты памяти – доля этого сегмента выросла на 2%. Третью позицию с показателем 14% занял рынок смартфонов, который оттеснил сектор мобильных компьютеров на 4 место. Всего, по данным «Евросети», в 2012 г. было продано 88,6 млн устройств на сумму 484,8 млрд руб. 29,2 млн из них – это сотовые телефоны со средней ценой 2,2 тыс. руб.

Динамика рынка портативной электроники в России

n1.PNG

Источник: «Евросеть», 2013

«Статистика по продажам телефонов и смартфонов отражает то, что уже могли «почувствовать» локальные игроки: крупные международные бренды сегодня выигрывают в основном за счет премиальных моделей», - уверен Эдуард Ващенко, генеральный директор Exlpay. По его словам, прирост продаж смартфонов премиум-класса наблюдается в денежном выражении, в то время как в штучном он заметен у В-брендов.

Смартфоны: больше и умнее

В 2012 г., по данным J’son & Partners Consulting, в России было продано около 12,3 млн смартфонов, что на 52% больше, чем в 2011 г. Российский рынок растет несколько быстрее мирового – последний в 2012 г. увеличился чуть менее чем в полтора раза, на 45%. Другие оценки российского рынка дает «Евросеть». По данным этой компании, в 2012 г. наши соотечественники купили 12,8 млн смартфонов, что на 69% больше, чем в 2011 г.

Интересно, что в целом доля смартфонов в общих продажах мобильных терминалов в 2012 г., по данным J’son & Partners Consulting, в мире была чуть больше, чем в России (41% против 30%). Это говорит о том, что можно ожидать дальнейшего роста данного сегмента и захвата им все большей части рынка. Пользователи активно интересуются смартфонами с поддержкой двух SIM-карт – в 2012 г. был заметен существенный рост в этом сегменте продаж.

Эксперты уверены, что основной рост рынка обеспечивают устройства «класса В», которые стали дешевле и по этой причине гораздо популярнее. «За последний год действительно заметный рост на рынке смартфонов наблюдается лишь у брендов второго эшелона, — считает Евгений Земсков, директор OPPO Mobile Rus. — А-бренды начинают «буксовать» и уже не могут «выезжать» за счет одних только флагманских моделей».

Цена: меньше и доступнее

Смартфоны становятся дешевле и доступнее для россиян. «Сегодня потребитель предпочитает недорогие смартфоны, по цене не выше 11 тыс. рублей», — говорит Ващенко. По данным исследования «Евросети», средняя цена смартфона в 2012 г. сократилась на 5,6%, до 10,5 тыс. руб.

При этом россияне стали больше интересоваться дорогими телефонами и смартфонами. По словам Земского, доля продаж моделей ценой от 10 тысяч рублей и выше в сумме выросла с 9% до 16%, в 1,5 раза. «Я думаю, что просто у населения появилось больше денег, которые люди готовы тратить на мобильные устройства. Я могу объяснить это общей стабильностью экономической ситуации», — объясняет он.

А-бренды чаще представляют на рынке смартфоны высокого и среднего ценового сегмента. Многие В-бренды, в свою очередь, представляют модели с аналогичными характеристикам, но в 1,5–2 раза дешевле. «Часто потребитель не склонен переплачивать за «имя», многие покупатели предпочитают функциональные модели менее известных брендов по более привлекательной цене», — считает Ващенко.

Есть еще один довод в пользу роста популярности В-брендов. «Еще год назад действительно интересные флагманские смартфоны выпускал узкий круг из 3–4 компаний, — объясняет Евгений Земсков. — При этом ценник таких моделей стартовал примерно с 25 тыс. руб., а найти «нормальный» смартфон с актуальными характеристиками дешевле 15–20 тыс. руб. и вовсе было невозможно». Число потребителей, покупавших смартфоны за 25–30 тыс. руб., за прошедший год вряд ли сильно изменилось. Но при этом, по словам Земского, если раньше менее чем за 10–12 тыс. руб. продавались откровенно «никакие» смартфоны, то теперь в бюджетном сегменте есть более-менее достойные аппараты. И их число постоянно растет.

Время Android

В 2012 г. наиболее популярными среди российских пользователей стали смартфоны на платформе Android. Доля этой ОС выросла в 2 раза, с 29% до 58% — таким образом, сейчас это уже более половины рынка. На рост доли Android повлияли несколько факторов. Так, идет очевидное «отмирание» платформ Symbian и Bada. Эти системы уступают Android по возможностям и базе программ. В случае же Symbian, по словам Земского, речь идет о платформе, чья поддержка прекращена.

«Непрерывно развивающиеся системы — Android и iOS — вызывают наибольшее доверие, потребители «голосует рублем» за них. Android увеличивает свою долю за счёт того, что это практически единственная непроприетарная система, которую используют десятки различных производителей», — объясняет Земсков. Также, по его оценке, Windows Phone пока никак не дотягивает до звания «распространённой системы». Её использование по сути ограничивается лишь Nokia, вступившей в стратегический альянс с Microsoft.

Структура российского рынка смартфонов по операционным системам, % от продаж в натуральном выражении

n2.PNG

Источник: J’son & Partners Consulting, 2013

Android же используют десятки производителей, предлагая потребителям огромный выбор смартфонов по форм-фактору, функциональному наполнению и цене. Еще один фактор против популярности iOS — отказ российских операторов «большой тройки» от продаж iPhone. Согласно заключенным ранее соглашениям, операторы должны были выкупить у Apple в среднем 1–1,5 млн аппаратов за 1,5–2 года, однако покупатели оказались не готовы в массовом порядке покупать iPhone по цене на уровне 30 тыс. руб. Таким образом «большой тройке» не удалось выполнить свои обязательства. По этой причине сначала отказались продлевать контракты с Apple МТС и «Мегафон». Затем, в начале июля 2013 г., к ним присоединился и «Вымпелком», который, отказавшись от продукции Apple, начал предлагать своим клиентам Samsung Galaxy S4.

Планшетный рост

Рынок планшетов, по данным «Евросети», в 2012 г. показал максимальный прирост в количественном выражении (на всем рынке портативной электроники в России): в прошлом году было продано на 366% больше устройств, чем годом ранее. Выручка от продаж планшетов за 1 полугодие 2013 г. увеличилась на 131% и составила 33,1 млрд руб.

Чуть более скромные оценки дает «Связной». По данным этой компании, в 2012 г. в России было продано 2,8 млн планшетов, что на 288% больше, чем в 2011 г. В первом полугодии 2013 г. было продано 2,5 млн устройств, что практически равно обороту продаж за весь 2012 г. Эта тенденция демонстрирует, что и в дальнейшем показатели роста рынка планшетов будут столь же большими.

Среди операционных систем, как и у смартфонов, с большим отрывом лидируют устройства на ОС Android. В 2012 г. ей удалось увеличить свою долю еще на 12%, тем самым «отхватив себе» ¾ рынка. По оценкам экспертов, этого удалось достичь за счет роста популярности планшетов на Android именно в бюджетном сегменте, где устройства на Windows и iOS представлены недостаточно широко.

Структура российского рынка планшетов по операционным системам, 2012

n3.PNG

Источник: «Связной», 2013

Ситуация с А и В брендами на российском рынке планшетов примерно такая же, как и на рынке смартфонов. Очевидно, что топовые компании за последние год-полтора приложили значительные усилия к тому, чтобы сделать данный тип устройств максимально доступным для потребителей. «Поэтому зафиксирован прирост продаж в штучном выражении на уровне более 300% каждый», — подтверждает Ващенко. По его словам, резкое увеличение бюджетных планшетов с хорошими показателями производительности произошло в 4 квартале 2012 г. «Сегодня, благодаря В-брендам, покупатель может приобрести самую простую модель планшета на базе ОС Android с маленьким экраном и минимальным набором функций по цене от 3–4 тыс. руб. Что и поспособствовало росту продаж планшетов на 239% за год», — считает он.

Рост рынка планшетов эксперты объясняют несколькими факторами. В первую очередь, на это повлияло снижение средней цены устройства. Так, по данным «Связного», в 2012 г. цена упала на 34% и составила 12,5 тыс. руб. Этого удалось достичь за счет уменьшения размера экрана и отказа от некоторых функций, например, модуля 3G или 4G.

Тенденции

В 2013 г., по прогнозам Canalys, на российский рынок будет поставлено 18,8 млн смартфонов, что на 30,7% больше, чем в 2012 г. При этом Россия вкупе с другими странами БРИК станет локомотивом мирового рынка смартфонов с долей 70–80%.

По оценкам экспертов, устройства продолжат дешеветь и будут более доступны массовому потребителю. Планшеты придут на смену ноутбукам, а смартфоны продолжат вытеснять обычные сотовые телефоны, рынок которых непрерывно сокращается. С другой стороны, на рынке смартфонов заметна тенденция по увеличению диагонали дисплея и постепенному превращению телефонов в гибридные устройства, которые можно использовать в качестве планшетов.

По данным компании Accenture, развитие смартфонов в ближайшем будущем будут определять 3 тренда: беспроводная зарядка, гибкие мобильные телефоны и популярность в развивающихся странах.

Анатолий Ковалевский

Вернуться на главную страницу обзора