oбзор

Обзор: Телеком 2013

Офисный телеком рвет привычные контракты

Офисный телеком рвет привычные контракты

К 2012 году телекоммуникационные услуги «в чистом виде» перестали отвечать потребностям корпоративных заказчиков, которые все больше испытывают необходимость в интегрированных продуктах, позволяющих напрямую решать актуальные задачи бизнеса. В тоже время общее развитие ИТ-отрасли, включая «облачные» решения, меняет ситуацию на рынке, делая более прозрачной тарифную политику операторов, и способствуя повышению качества предоставляемых сервисов.

Согласно исследованию конкурентной ситуации на телекоммуникационном рынке в сегменте B2B, проведенному J’son & Partners Consulting, общий объем рынка услуг местной телефонной связи, проводного доступа в Интернет, VPN, аренды каналов связи, а также мобильной голосовой связи по итогам 2012 г. составил 240 млрд руб., из которых на фиксированную связь пришлось 54% рынка. Выручка провайдеров в ближайшие годы будет расти в среднем на 4%.

Современный рынок телеком-услуг характеризуется высокой степенью интеграции и кастомизации продуктов. Отметим, что курс на развитие пакетных предложений нельзя назвать новым для рынка, скорее речь идет о продолжении тех тенденций, которые мы наблюдали в 2010-2011 гг.

Интеграция необходима, чтобы внедрение состоялось, а кастомизация – чтобы пользователь постепенно «подогнал» приложение под свои нужды, меняющиеся, растущие и развивающиеся во времени. Обособленно предоставляемые бизнес-приложения или телекоммуникационные услуги перестают отвечать требованиям времени, становясь нежизнеспособными. В «эру интеграции» все функции и инструменты, все услуги должны быть взаимосвязаны и работать на единый результат и предоставляться «из одного окна».

Данные различных компаний за 2012 г. подтверждает господство интегрированных продуктов, становящихся центральным элементом единой инфокоммуникационной среды предприятия, в первую очередь, территориально-распределенного.

Так, темпы роста бизнеса «Манго Телеком», занимающей порядка половины российского рынка ВАТС, несколько лет подряд превышают 50% в год. В 2012 г. флагманский облачный сервис – ВАТС «Манго-Офис» – утвердился как trend setter в сегменте «облачных» бизнес-приложений с интегрированной телефонией. Тогда же компания перешла к многопродуктовой модели бизнеса, запустив в коммерческую эксплуатацию CRM «Манго-Офис» – комплексное бизнес-приложение со встроенной телефонией, полноценно поддерживающее «долгие»- и кросс-продажи, бизнес-процессы и KPI на предприятиях SMB.

Услуги аутсорсингового контакт-центра Orange и сопутствующие решения на базе автоматизированной системы распознавания и генерации речи (IVR) выросли на 75%. На 126% выросло направление M2M за счет повышенного спроса со стороны банков на услугу резервируемого подключения банкоматов (Dual Wireless Access). Решение для малого и среднего бизнеса Easy Office – телефония и доступ в Интернет в одном устройстве — показало почти двукратный рост. Среди традиционных телекоммуникационных сервисов, на базе которых можно развернуть другие дополнительные услуги, особым спросом пользовалось высокоскоростное подключение Ethernet. Особое место в услугах компании занимают IT-сервисы: реализация крупных проектов в этой области позволила достичь высоких абсолютных цифр по данному направлению, а его относительный рост превысил 20%.

В 2011-2012 гг. самыми популярными среди услуг «Энфорта» оказались видеонаблюдение онлайн и виртуальная АТС. Хорошую динамику показала и традиционная услуга по организации VPN, а так же предоставление доступа в интернет в удаленных от инфраструктуры зонах. Как правило, видеонаблюдение заказывают вместе с доступом в интернет, несмотря на то, что услуга предоставляется по отдельному выделенному каналу. При подключении виртуальной АТС подключают телефонию с виртуальными номерами и опцией бесплатных звонков в разные города внутри компании.

Все это — ответ на запросы заказчиков, которым, как правило, требуются эффективные комплексные решения, и более сильные конкурентные позиции имеют те рыночные игроки, которые в состоянии предложить решения с высоким уровнем взаимной интеграции.

СМБ ускоряется

Предложений, рассчитанных как на крупные компании, так и на компании среднего и малого бизнеса, появляется все больше и больше. Причем для последних они более актуальны. Как отмечает Дмитрий Бызов, генеральный директор «Манго Телеком», в силу того, что у SMB-сегмента нет ни компетенций, ни ресурсов, ни подготовки для самостоятельной интеграции софтверных продуктов и телеком-составляющей (например, CRM с телефонией), интегрированные решения рынок должен предоставлять SMB уже в готовом виде.

Представителям российского среднего и малого бизнеса нужны удобные полнофункциональные бизнес-приложения, рассчитанные на самостоятельное внедрение, мгновенное начало работы и быстрое «закрытие» проблем именно их бизнеса. То есть, мгновенное внедрение без капитальных затрат, возможность наращивать функционал продуктов вместе с ростом потребностей бизнеса, легкая масштабируемость, поддержка территориальной целостности компании любого размера, отсутствие навязанного балласта технической инфраструктуры и штата обслуживающих ее дорогостоящих технических специалистов.

«Облачная» модель

Бизнес-модель, в рамках которой предприятие без задержек получает выверенные управленческие технологии и весь необходимый для них комплекс высоких технологий, упакованный в удобную услугу, обречена на успех. Прежде всего, сегодня речь идет о модели софтверной услуги в «облаке», сомнения в перспективности которой к 2012 г. прошли окончательно.

Облачная модель сервисов с уже встроенным телекоммуникационным и информационно-аналитическим функционалом открывает возможность качественного управления бизнес-процессами и процессами продаж, эффективную проектную работу, работу с персоналом и пр. По словам Дмитрия Бызова, это видно по работе с самыми разными компаниями из сегмента SMB – для них «облачные» сервисы, уже интегрированные с функциями телефонии – единственно-возможный путь к полноценным бизнес-приложениям, повышению уровня управленческой культуры и информационной безопасности.

Заказчики сегментировались

Заказчиками телеком-услуг выступают совершенно разные и по типу, и по роду деятельности, и по размеру организации – от столичных интернет-магазинов среднего размера, до региональных торговых сетей, банков и представительств крупных компаний. Их объединяет стремление оценить, насколько эффективно работает организация, подразделения и сотрудники, устранить задержки в бизнес-проектах, связанные с ИТ, организовать общее инфокоммуникационное пространство компании и применять ранее недостижимые формы организации работы (например, виртуальный офис и надомную работу). И, главное, повысить доходы с помощью всех этих инструментов.

Главные заказчики организации сети VPN – традиционно банки и компании с географически распределенной структурой внутри крупных городов, внутри региона, а также по всей территории страны. Также, по словам Олега Тайнова, заместителя генерального директора по коммерческим вопросам компании «Энфорта», услуга востребована среди сети компаний розничной торговли, когда все магазины и склад имеют единую базу. Услуга видеонаблюдения имеет спрос у строительных и клиентских компаний, когда наблюдение за материальными ценностями или качеством обслуживания имеет первостепенное значение.

Особый круг клиентов – международные заказчики, выходящие на российский рынок или уже работающие на нем. Для них, по словам Павла Паплински, директора стратегии и маркетинга Orange Business Services в России и СНГ, наиболее важно бесшовное соединение международной и российской инфраструктуры, а также работа по единым высоким стандартам в любой стране мира. Аналогичная ситуация складывается и в российских корпорациях, которые активно выходят на зарубежные рынки, но не желают связываться с местными поставщиками услуг и создавать разнородную инфраструктуру. Как отмечает Анна Зайцева, аналитик «Финам Менеджмент», с каждым годом все больше возрастает доля заказчиков из государственного сектора.

В отличие от пользовательского, B2B-рынок телекоммуникаций является более закрытым. Например, в части прозрачности ценообразования и тарифной политики операторов. Это может быть вызвано, в частности, индивидуальными условиями работы оператора с конкретным бизнес-центром. Как результат, заказчики телекоммуникационных услуг в бизнес-центрах сталкиваются с отсутствием альтернативы, как с точки зрения сервиса, так и тарифной политики. Однако ситуация меняется. Клиентам экономически выгодно и удобно получать все необходимые услуги от одного оператора, который смог бы обеспечить прозрачность тарифной политики и гарантировать качество услуг согласно SLA.

Эксперты прогнозируют, что спрос на пакетированные предложения в 2013 г. будет расти. По мнению экспертов, опрошенных CNews, все больше клиентов стремится получать все услуги от одного оператора, так как это экономит и время, и трудовые ресурсы.

Алексей Писарев

Вернуться на главную страницу обзора