oбзор

Обзор: Телеком 2013

Мобильное телевидение покоряет потребителей

Мобильное телевидение покоряет потребителей

Мобильное ТВ стремительно набирает популярность. Мобильность, удобство пользования, возможность быстрого доступа к каналам, в том числе иностранным, делает мобильное ТВ одним из наиболее быстро развивающихся сегментов платного телевидения. Популяризации способствовали совершенствование инфраструктуры операторов и появление нового функционала, включающего интерактивные элементы и интеграцию с социальными сетями.

Количество пользователей мобильного ТВ в России растет стремительными темпами. Согласно данным, озвученным компанией SPB TV, рост количества пользователей составляет 250-300% ежегодно, и в 2013 г. объем рынка превысит 3 млрд руб.

Аудитория распределена между смартфонами, планшетами, компьютерами и телевизорами в зависимости от удобства. Многие пользователи ценят мобильность, даже если это просто возможность перемещаться по дому. Кроме того, некоторые отмечают, что выбор каналов, доступных в мобильном формате, более широк. По данным опроса SPB TV, 44% респондентов смотрят ТВ на смартфонах несколько раз в день, 25% — несколько раз в неделю. Этот показатель выше, чем на любом другом устройстве, особенно на персональном компьютере, с помощью которого эфирное телевидение несколько раз в день смотрит 39% пользователей, а несколько раз в неделю — 17%.

Популярность телевидения в Московском регионе

Источник: SPB TV, 2013


Второе дыхание мобильной рекламы

Реклама на мобильном ТВ – эффективный инструмент монетизации, вобравший в себя различные технологий онлайн, мобильной и телерекламы. Для рекламодателей привлекательны, прежде всего, узкое таргетирование, то есть возможность донести до каждого пользователя именно ту рекламную информацию, которая окажется для него полезной, а значит, востребованной. Кроме того, точность GPS-данных, получаемых с мобильных устройств, составляет около трех метров, потому это отличная площадка для продвижения локального бизнеса. Способы монетизации мобильного ТВ — подписка либо таргетированная реклама во время буферизации потока. Сегодня многие мобильные операторы корректируют свое ценовое предложение по мобильному ТВ-сервису, предлагая специальные тарифы.

Рынок рекламы на российском мобильном ТВ существует совсем недолго и фактически сложился только в 2012 г. По мнению Кирилла Филиппова, генерального директора компании SPB TV, в 2013 г. вряд ли можно ожидать всплеска: технологии к нему готовы, но не готов рекламодатель. Однако ведущие рейтинговые аналитики и крупнейшие рекламные агентства уже работают в этом сегменте, так что в перспективе к 2017 г. это будет уже развитый, сформировавшийся рынок. Перспективы рынка мобильной телерекламы особенно велики в России, где пользователи неохотно платят за контент, даже если цена им по карману. По данным опроса, проведенного компанией SPB TV, 62% респондентов готовы платить за надежный мультиэкранный ТВ-сервис не больше $5 в месяц, из них 27% вообще платить не хотят.

3G вытеснило DVB-H

О том, что стандарт мобильного вещания DVB-H из-за необходимости встраивать модули, повышающие стоимость мобильных устройств, и отсутствия единых интерфейсов проиграет битву сетям 3G/4G, эксперты говорили уже давно. Развитие DVB-H столкнулось с дефицитом мобильных терминалов, поддерживающих стандарт, малым ассортиментом и высокой ценой таких устройств. Как обращает внимание Кирилл Филиппов, DVB-H – это, по сути, только ТВ-сигнал, а 3G, в первую очередь, это интернет.

Операторы, отказавшись от развития DVB-H в пользу передачи данных по сетям 3G/4G или W-Fi, успешно модернизировали свою инфраструктуру и решили проблему повышенной загрузки сетей. В начале 2012 г. «Вымпелком» объявил о продаже 75% акций компании «Доминанта», владеющей в Москве сетью мобильного телевидения стандарта DVB-H, решив сконцентрироваться на предоставлении услуг мобильного телевидения по сети 3G. Ранее от DVB-H отказались МТС и «МегаФон». Отметим, что в апреле 2012 г. Минкомсвязи также признал внедрение мобильного ТВ в формате DVB-H нецелесообразным.

ТВ в «облаке»

Концепция OTT (Over the Top) означает доставку видеосигнала на приставку (компьютер, мобильный телефон) пользователя по неуправляемой сети интернет, в отличие от услуг IPTV, которые предоставляются через управляемую оператором сеть с гарантированным QoS. Согласно исследованию компании «Директ Инфо», такая концепция позволяет более эффективно использовать контент, привлекать новых абонентов и увеличивать доходность бизнеса за счет дифференциации услуг и введения онлайн-продаж.

Глобальный объём рынка OTT-сервисов, согласно исследованию «Директ Инфо», составил в 2012 г. $10,6 млрд и вырос по сравнению с 2011 г. на 33%. 20% денежных средств операторы получили за покупку контента, 33% — за подписку и 47% — за видео-рекламу. К 2017 г. прогнозируется, что общий объем рынка ОТТ вырастет по сравнению с 2012 г. в 3 раза, достигнув $32,7 млрд. Доходы от рекламы составят 49%, от продажи контента — 14 %, от подписки — 37%.

Общий объём российского рынка OTT-сервисов составил в 2012 году 1,1 млрд руб. и вырос по сравнению с 2011 г. на 95%. 45% средств операторы получили за покупку контента и подписку, 55% — за видео-рекламу. К 2016 г. общий объем рынка ОТТ вырастет по сравнению с 2012 г. в 13 раз, достигнув 14,8 млрд руб. Из этой суммы доходы от рекламы составят 44%, от продажи контента и подписки — 56 %. Если в 2011 г. устройства ОТТ составляли не более 0,5 % от всей установленной абонентской базы STB , то к 2017 г. их доля вырастет до 8%.

В 2012 г. сервисами OTT воспользовались 12 млн чел. К 2016 г. прогнозируется, что их количество достигнет 38 млн, а количество пользователей, подключающихся со смартфонов и планшетов, вырастет с 34% до 47%. ОТТ-ТВ позволит зрителям выбрать единого провайдера и потреблять контент на всех устройствах и в любых сетях.

Прогнозы

Все еще неясно, сможет ли мобильное ТВ полностью заменить для пользователя домашнее телевидение. Если посмотреть на данные ряда исследований, то видно, что пользователи даже мобильное ТВ смотрят преимущественно дома.

По мнению экспертов, мобильное ТВ будет развиваться в направлении конвергенции с другими технологиями, тесно коррелируя с ожиданиями пользователей (стабильность сигнала, удобный поиск, современный интерфейс, единая авторизация, мультиэкранность). Появятся решения, которые позволят снизить нагрузку на сети, а с распространением 4G скорость передачи сигнала повысится с 2 Мбит/c до 20 Мбит/c. В частности, российская компания Spirit объявила о результатах предварительного анализа нового стандарта высокоэффективного кодирования видео HEVC (High Efficiency Video Coding).

По мнению SPB TV, ожидается также развитие мульти экранных технологий, позволяющих зарегистрированному пользователю обращаться к одному и тому же ТВ-ресурсу с разных устройств. Персонализация сервисов тоже будет развиваться, причем особенно активно, как ожидается, в 2014 г.

Алексей Писарев

Вернуться на главную страницу обзора