Спецпроекты

На страницу обзора
Потребности заказчиков никуда не исчезнут
Петр Ефимов, президент, генеральный директор компании «Информзащита», рассказал CNews о том, как развиваются отечественные решения в сфере информационной безопасности, каковы их перспективы в свете текущей политической и экономической ситуации.

Петр Ефимов

CNews: Каким был 2015 год для рынка информационной безопасности?

Петр Ефимов: Для ИБ-отрасли год, как и для всей страны, был непростым. Несмотря на жаркие споры экономистов, кризис есть, он ощущается. Компании ИБ-отрасли чувствуют его через заказчиков: потребности никуда не исчезли, а финансирование сократилось. Ряд компаний испытывает финансовые проблемы, некоторые не выдержали конкуренции и покинули рынок. Часть проектов перенесены на следующий год – видимо, есть надежда, что в 2016 году будет полегче их реализовать. Сейчас стало меньше денег, но количество «едоков» осталось прежним, и поэтому обострилась борьба за эти деньги. Не всегда борьба ведется по-честному: на рынке процветает черный PR, демпинг. И если первое можно оставить на совести конкретных конкурентов, то второе губительно для всей отрасли.

На большую часть услуг цены сложились на основе объективных факторов. Демпинг заставляет снижать издержки, зачастую за счет ухудшения качества. Например, практикуется привлечение менее квалифицированного персонала, выполнение обязательств не до конца, ухудшается глубина проработки и т.д. Эти вещи не всегда могут вскрыться сразу. Если система была спроектирована некорректно и не были предусмотрены риски, то мы об этом узнаем только через 2–3 года. Это плохо. Поэтому 2015 год – сложный: и для заказчика, и для исполнителей.

CNews: Если говорить конкретно о компании «Информзащита», с какими трудностями столкнулись вы?

Петр Ефимов: В таких нестабильных условиях стало сложнее планировать операционную работу. Повторюсь, потребности заказчиков никуда не делись, но мы не можем прогнозировать, когда они будут реализованы. Поэтому мы сейчас должны держать сбалансированный ресурс, соответствующий спросу и возможностям. Я в этом плане все-таки оптимист: за 20 лет своей деятельности «Информзащита» пережила несколько кризисов без сокращения зарплат персоналу и без сокращения штата. В этот раз мы чувствуем себя так же уверенно. Просто в кризис обостряются те проблемы, с которыми мирятся в благополучные времена. С этой точки зрения сейчас – время оптимизации. Именно так мы к этому и относимся: к выходу из кризиса мы будем лучше организованы, приобретем больше опыта, который нам поможет в дальнейшем.

CNews: Повлиял ли кризис на ваши финансовые показатели? Что изменилось в операционной деятельности?

Петр Ефимов: По сравнению с предыдущим годом в 2015 году мы не наблюдаем падения выручки. Более того, мы прогнозируем рост на 10–20%. Это хороший результат в условиях сокращения бюджетов на ИБ. Что интересно, выросла доля услуг в общем объеме доходов – сейчас это больше трети от нашей выручки. Это говорит о востребованности и высоком уровне нашей компетенции.

Мы наращиваем экспертизу в предоставлении услуг по построению ИБ-систем различной сложности, а также консалтинга в области ИБ. Высоким спросом пользуются наши услуги по обеспечению безопасности обработки персональных данных и защите от утечек конфиденциальной информации. В режиме 24х7 работает наш сервисный центр – специально выделенная бизнес-единица внутри компании. Это позволяет нам более сфокусировано подходить к предоставлению сервисов.

Также мы ищем способы сделать наши услуги выгоднее для заказчиков. Растет популярность аутсорсинга и сервисной модели предоставления услуг. Это наши возможности для развития на ближайшее будущее.

CNews: Поменялась ли стратегия компании в текущих условиях?

Петр Ефимов: Стратегия – это все-таки взгляд в перспективу дальше пары лет. Поэтому пока предпосылок для смены курса я не вижу. Компания существует 20 лет, и все 20 лет мы постоянно подтверждаем правильность своего позиционирования. В первую очередь наши клиенты – это крупные организации: государственные ведомства и коммерческие структуры, флагманы отечественного бизнеса. Крупным игрокам необходимы наши услуги, так как помимо реальных угроз они подвергаются жесткому регулированию — законодательным требованиям и внутренним регламентам.

efimov_telo.jpg

Петр Ефимов: Вместе с новыми технологиями всегда усиливаются и угрозы, и наша задача эти угрозы предотвращать

Также есть пласт средних компаний, представители которых могут и должны быть нашими клиентами. Такие компании подходят к вопросам информационной безопасности, исходя из необходимости и целесообразности для бизнеса. Мы готовы предлагать им рыночные механизмы, условия и услуги, которые позволят сокращать издержки и повышать уровень информационной защищенности.

Помимо государственных организаций, где у нас традиционно самые сильные позиции, в 2015 году наиболее активной отраслью стала финансовая. Несмотря на тяжелую ситуацию в банковской сфере, проектов много: здесь оперируют деньгами и в этой отрасли сильное законодательное регулирование. Актуальны наши услуги и в телекоммуникационной, и транспортной областях. Развитие платежных технологий, работа с персональными данными – все это требует пристального внимания с точки зрения обеспечения информационной безопасности.

CNews: Какие угрозы наиболее актуальны в ближайшем будущем?

Петр Ефимов: Информационная безопасность – это не отдельно существующее явление, она зависит от того, что происходит на рынке. Моя логика всегда проста: если солнце встает – значит, это кому-то нужно. Раньше «дохлые» компьютеры стоили баснословных денег, сейчас мощные компьютеры мы носим в кармане. Электронная техника стала доступнее, она имплементируется в различные сложные системы. Даже в холодильнике может быть операционная система, и она управляет этим холодильником. Повсюду высокие технологии: светофоры управляются автоматически, производство от запуска печи до выхлопа из трубы управляется компьютером. Что произойдет, если эти компьютеры начнут работать неправильно? Давайте пофантазируем: холодильник через пару лет сможет самостоятельно заказывать еду из магазина и, если случится сбой в программном обеспечении или взлом сети злоумышленниками, холодильник сможет вас «разорить». Телевизоры с функцией отключения для энергосбережения получают данные от встроенной видеокамеры – и начинают следить за вами, сообщая всем заинтересованным лицам, дома вы или нет. Уже есть автомобили, к которым дистанционно можно получить доступ и управлять ими.

В ИТ-отрасли не первый год оперируют термином «интернет вещей». Это реальный сценарий развития, несущий в себе определенную опасность, – контроль над нашей жизнью. Вместе с новыми технологиями всегда усиливаются и угрозы, и наша задача эти угрозы предотвращать. Поэтому рождаются такие проекты, как защита АСУ ТП – понятие довольно обширное, включающее автоматизированное взаимодействие сложных механизмов и процессов управлениям ими. Если что-то в системе пойдет не так, то нас может ожидать техногенная катастрофа. Нужно работать на опережение и предотвращение угроз, связанных с развитием технологий.

CNews: Какова позиция «Информзащиты» в области импортозамещения?

Петр Ефимов: С одной стороны, «Информзащита» имеет в своем портфеле решения более 90 поставщиков, и большая их часть – зарубежные вендоры. Мы всегда были нацелены на то, чтобы поддерживать наших клиентов при помощи лучших решений и помогать развивать бизнес нашим партнерам. С другой стороны, «Информзащита» – это группа российских компаний, и я уверен, что стране нужна отечественная разработка, отечественные поставщики и решения.

С нашими регуляторами об импортозамещении я говорил еще десять лет назад, задолго до санкций и законодательных актов. Я не раз был в США с целью изучить возможности продвижения наших решений на зарубежных рынках. По итогам различных переговоров стало понятно: нас там не только не ждут, нас туда не пустят. Абсолютно та же ситуация и в Европе, и в Китае. Все развитые страны поддерживают собственные технологии, лоббируют интересы отечественных разработчиков.

Мы же в свое время пустили иностранных поставщиков на свой рынок, способствовали их развитию своими проектами и деньгами. Теперь ситуация с зарубежными решениями в России приобрела политический характер, но уже сложно сравнивать зрелость зарубежных и российских разработок. Нам нужно переломить существующую точку зрения, что русское хуже. Приведу понятный пример: при сравнении «Мерседеса» и «Лады Калины» мы отдаем предпочтение «Мерседесу», ведь проигрывает он только в стоимости. Однако из точки А в точку Б вы доедете на любой машине. Не надо требовать роскоши от российских разработок. Если, например, межсетевой экран выполняет свои функции, соответствует всем требованиям по безопасности, зачем рассматривать «бантики»? Мы научимся делать и их, дайте нам только немного времени. Хотя, надо отметить, что ряд отечественных разработок на равных конкурирует с зарубежными аналогами.

В условиях санкций отечественный продукт выигрывает еще в одном: производство и разработка находятся здесь. Можно со стороны регулятора наладить эффективный контроль производства тех средств, которые создаются у нас в стране. Это особенно важно для развития решений в области информационной безопасности. Например, компании группы «Информзащита» имеют все необходимые сертификаты. Мы законопослушные, и каждую версию продукта мы сертифицируем, согласовываем с регулятором. Такой истории нет ни у одного зарубежного продукта.

Я уверен, что если в течение ближайших трех лет политическая ситуация не изменится, то наши продукты вполне могут конкурировать с зарубежными аналогами по всем параметрам. Мы наращиваем темп, потому что появился спрос и поддержка регулятора, направленная на внутреннего разработчика. Мы получили больше заказов, получили больше денег, смогли привлечь больше качественных ресурсов. Это уже приносит свои плоды.

В то же время, как интегратор, мы развиваем партнерские отношения с вендорами, в том числе и зарубежными. Потому что наша конечная цель – предоставить заказчикам решение, наиболее полно удовлетворяющее их потребности.

CNews: В 2015 году компании «Информзащита» исполнилось 20 лет. Для компании, которая занимается ИБ, – это много или мало?

Петр Ефимов: Во вселенском масштабе – мало, в контексте наших российских условий – много. 20 лет назад в стране происходило становление бизнеса, то есть переход от государственных монополий к частному сектору. Если брать информационную безопасность, то нужно вспомнить, что было 20 лет назад. Я отлично помню – ничего не было. 20 лет назад не было интернета, локальные вычислительные сети были в новинку. Не было объектов информационной защиты, нечего было защищать. Компания «Информзащита» тогда только появилась, и нашим первым продуктом была система SecretNet для защиты от НСД – несанкционированного доступа. Клиенты не понимали, что это. Некоторые финансисты шутили: лучше от НДС нас защитите.

Сейчас у нас есть клиенты, которые с нами все 20 лет. Например, мы гордимся вкладом в демократию России – первым заказчиком нашей компании была ГАС «Выборы», и на протяжении 20 лет мы развиваем этот проект. С нашей помощью он проходил свое становление от примитивных вещей до своего текущего состояния. «Информзащита» обеспечивала информационную безопасность всех выборов, проходящих в этой системе. Сама по себе система пережила несколько этапов развития, сменялись председатели, а «Информзащита» в проекте оставалась. Для нас это и коммерчески, и профессионально значимый проект.

Поводя итоги, отмечу, что 20 лет – не просто внушительный срок для российского ИБ-интегратора. Это необходимое условие для успешной работы.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Security: Крупнейшие компании России в сфере защиты информации 2015 - м
№ 2014 Название компании Выручка в 2014 г. по направлению ИБ (вкл. НДС), iтыс.
1 Лаборатория Касперского (1) 26 996 670
2 Softline 9 287 006
3 Акронис* 7 051 000
Подробнее

Рейтинги

CNews Security: Крупнейшие компании России в сфере защиты информации 2015
№ 2014 Название компании Специализация
1 Лаборатория Касперского (1) разработка ПО, сервисы ИБ
2 Softline дистрибуция ПО и ПАК, сервисы ИБ, интеграция
3 Акронис* разработка ПО
Подробнее