Спецпроекты

«Все как сервис»: рынок ИТ-услуг растет не только в деньгах
Источник фото ru.depositphotos.com

«Все как сервис»: рынок ИТ-услуг растет не только в деньгах

По данным Gartner, объем мирового рынка ИТ-услуг в 2017 г. составил $931 млрд, в 2018 г. ожидается его рост до $987 млрд, а в 2019 г. – до $1,034 трлн. IDC оценивает объем его российского сегмента по итогам 2017 г. в $5,16 млрд. Таким образом, российский рынок ИТ-услуг пока составляет лишь около 0,5% от мирового.

Мировой рынок

По оценкам Gartner, объем мирового рынка ИТ в 2017 г. составил $3,539 трлн, что на 3,9% больше, чем годом ранее. В 2018 г. он вырастет еще на 4,5% до $3,699 трлн. В 2019 г. темпы роста снизятся до 3,2%, а мировые ИТ-расходы составят $3,816 трлн.

Мировые ИТ-расходы

Расходы на ИТ в 2017 г., $млрд Рост в 2017 г., % Расходы на ИТ в 2018 г., $млрд Рост в 2018 г., % Расходы на ИТ в 2019 г., $млрд Рост в 2019 г.,%
Услуги ЦОД 181 6,4 192 6 195 1,6
Корпоративное ПО 369 10,4 405 9,9 439 8,3
Оборудование 665 5,7 689 3,6 706 2,4
ИТ-услуги 931 4,1 987 5,9 1 034 4,7
Услуги связи 1 392 1 1 425 2,4 1 442 1,2
Весь ИТ-рынок 3 539 3,9 3 699 4,5 3 816 3,2

Источник: Gartner, октябрь 2018

Одним из самых значительных сегментов мирового ИТ-рынка является сегмент ИТ-услуг. Аналитики Gartner оценили его объем в 2017 г. в $931 млрд, в 2018 г. ожидают роста на 5,9% до $987 млрд, а в 2019 г. – еще на 4,7% до $1,034 трлн.

Аналитики International Data Corporation (IDC) оценили объем мирового рынка ИТ-сервисов и услуг для бизнеса в 1 полугодии 2018 г. в $506 млрд, что на 4% больше аналогичного показателя прошлого года. Ранее они прогнозировали, что по итогам 2018 г. этот сегмент ИТ-рынка преодолеет отметку в $1 трлн, а к 2020 г. достигнет $1,1 трлн. Основным стимулом для развития рынка ИТ-услуг станет цифровая трансформация бизнеса и появление все новых и новых цифровых услуг.

По данным IDC, в 1 полугодии 2018 г. активнее всего развивались проектно-ориентированные услуги – выручка от их оказания выросла на 5% и достигла $191 млрд. Особенно быстро росли сегменты консалтинга (на 7,5%) и разработки приложений (на 6,5%).

Выручка от аутсорсинговых услуг увеличилась на 3,6% и составила $238 млрд. При этом сегмент аутсорсинга приложений рос существенно быстрее, аутсорсинга бизнес-процессов и инфраструктуры.

Крупнейшими рынками ИТ-сервисов и услуг для бизнеса остаются США (+4,3%) и Западная Европа (+2,6%). Объем рынка ИТ-сервисов и услуг для бизнеса в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка) аналитики IDC оценивают в $159,3 млрд (+3,1%), а в Азиатско-Тихоокеанском регионе – в $87,1 млрд (+4,2%).

Российский рынок

В июле 2018 г. IDC опубликовала первую часть ежегодного исследования российского рынка ИТ-услуг Russia IT Services Market 2018–2022 Forecast and 2017 Analysis. Компания оценила его объем по итогам 2017 г. в $5,16 млрд, а годовые темпы роста в 20,7% в долларах и 5,1% в рублях. Опрошенные CNews эксперты говорят о 15-25% росте в рублях. Напомним, что в 2016 г. аналитики оценили объем российского рынка ИТ-услуг в $4,27 млрд, а в 2015 г. – в $4,52 млрд. Таким образом, российский рынок ИТ-услуг составляет около 0,5% от мирового.

Аналитики IDC отмечают осторожность заказчиков при принятии решений о запуске новых проектов и их стремление получить гарантии сокращения издержек и повышения производительности.

Быстрее всего растет сегмент хостинга, обслуживания и администрирования ПО. Рост курса рубля привел к увеличению продаж аппаратуры и ПО, что в свою очередь стимулировало спрос на услуги по поддержке и сопровождению. Растет доля облачной модели в использовании приложений, поскольку такая схема позволяет заказчику точнее прогнозировать расходы и повышает эффективность работы.

Чрезвычайно динамично в 2017 г. развивался сегмент услуг консалтинга и кастомизации ПО. Разработка ПО на заказ становится более популярной в связи с развитием мобильных технологий, систем аналитики, интернета вещей и искусственного интеллекта. Эти же факторы повышают спрос на услуги по обеспечению информационной безопасности, отмечает IDC.

Аналитики IDC обращают внимание на то, что несмотря на широкое употребление термина «цифровая трансформация» в течение довольно продолжительного времени, реальное осознание необходимости цифровизации бизнеса сформировалось у заказчиков и поставщиков ИТ-услуг лишь недавно. Цифровая трансформация и госпрограмма развития цифровой экономики будут главными факторами развития рынка ИТ-услуг в следующие годы. На этом пути рынок столкнется с дефицитом ИТ-кадров, несмотря на меры, которые обещает принять в этом отношении государство.

По мнению опрошенных CNews Analytics экспертов, сегмент ИТ-услуг является самым значительным на российском ИТ-рынке. «Услуги в ИТ – это абсолютный тренд, – отмечает Игорь Никулин, заместитель генерального директора по развитию бизнеса, директор департамента продаж и менеджмента проектов «Крок». – Сейчас можно получить as a service практически все: от колл-центра до аутсорсинга вычислительной инфраструктуры». По словам эксперта, этот подход позволяет компаниям не только существенно сократить издержки, но и сконцентрироваться на более важных вещах. Например, на оптимизации ИТ- и бизнес-процессов, а также каналов и способов коммуникации со своими клиентами.

Стабильный рост рынка ИТ-услуг, и прежде всего, аутсорсинга, отмечает Сергей Корнеев, управляющий директор, член правления «Техносерв»: «Подход к ИТ-аутсорсингу стал зрелым: заказчик четко понимает, какой сервис ему требуется, а рынок способен предложить соответствующую услугу и значительный выбор провайдеров, готовых решить сервисную задачу практически любой сложности. К тому же экономическая эффективность аутсорсинга уже не вызывает сомнений». В качестве примера Сергей приводит сегмент ритейла, для которого результат имеет решающее, финансовое, значение. Торговые компании используют услуги аутсорсинга все чаще и намного активнее, чем игроки других рынков. Кроме того, на аутсорсинг переводят свою ИТ-инфраструктуру крупные компании и государственные ведомства.

По мнению эксперта, хороший прогресс показывает и направление ИБ, в том числе за счет роста интереса к решениям в области информационной безопасности у госструктур.

«Рынок ИТ-услуг в России – сегодня наиболее устойчивая часть ИТ-рынка, показатели которой как минимум не падают», – продолжает Мурат Маршанкулов, вице-президент, управляющий директор компании «Ланит-Интеграция» (ГК «Ланит»). Однако, по его мнению говорить об устойчивых тенденциях сложно, так как этот год отличается от предыдущего крупными событиями. Например, был проведен Чемпионат мира по футболу, для которого потребовалось внедрение большого количества ИТ-услуг и сервисов.

При этом отмечается разнородность рынка, связанная с разнообразием потребностей заказчика и предложений поставщиков ИТ-услуг. «Рынок ИТ-услуг развивается неоднородно, он не настолько зрелый как, например, рынок телекоммуникаций, где проникновение высокоскоростного интернета находится на европейском уровне», – продолжает Юрий Востриков, коммерческий директор «Норбит» (ГК «Ланит»). Он напоминает, что стагнация в классической системной интеграции привела к серьезным проблемам у ряда игроков рынка. С другой стороны, сферы облачных услуг и заказной разработки растут уверенно – двузначными цифрами. Сервисные ИТ-компании начинают трансформировать бизнес в поисках новых источников выручки. Например, интеграторы создают собственные программные продукты и разрабатывают собственные информационные системы.

Дмитрий Бибичев, директор департамента системной интеграции компании «Форс – Центр разработки» (ГК «Форс»), обращает внимание на все более обостряющуюся конкуренцию между участниками рынка и инсорсинговыми подразделениями заказчиков. Тем не менее, сервисная модель развития бизнеса у большинства ИТ-компаний уже продемонстрировала свою эффективность. «Кстати, «Форс» с самого начала своей деятельности сделал ставку именно на услуги. Такая стратегия оказалась наиболее выигрышной, как показало время», – говорит он.

С его мнением согласен Евгений Щепилов, управляющий директор компании «Сервионика» (ГК «АйТеко»). Cегодня добиться успеха на высоко конкурентном рынке, например, в ритейле или банковском секторе, можно только развивая бизнес опережающими темпами: быстрее выходя в новые регионы, создавая новые услуги и продукты более оперативно, чем конкуренты. Все это требует предельной концентрации на бизнес-задачах и очень надежной ИТ-основы. «Здесь возможны две стратегии – сотрудничество с профессиональными крупными сервис-провайдерами и развитие инсорсинговых подразделений. Второй путь требует значительных инвестиций в собственный персонал, его подбор, развитие и обучение, особенно в регионах, – продолжает эксперт. – Поэтому сотрудничество с крупными сервис-провайдерами становится актуальным для многих крупных банков и торговых сетей, работающих на федеральном уровне».

Наталья Рудычева

Вернуться на главную страницу обзора