Спецпроекты

На страницу обзора
Как предприятия борются с фальшивыми «аватарами» в своих системах
Сегодня у любого крупного предприятия есть набор своеобразных «аватаров» – цифровых объектов в различных системах, которые описывают те или иные физические сущности. Но одна и та же сущность может быть представлена по-разному, что приводит к появлению дублей, сложностям при интеграции ИТ-платформ и финансовым потерям. О том, как MDM-системы решают проблемы стандартизации цифровых объектов и каковы перспективы развития этого рынка в России рассказывает генеральный директор SDI Solution Сергей Горохов.

Сергей Горохов

CNews: Насколько сейчас высок спрос на MDM-системы? В каких отраслях они наиболее востребованы?

Сергей Горохов: Спрос на системы управления основными или мастер-данными растет прямо пропорционально росту степени информатизации общества. Первопроходцы в создании и внедрении коммерческих MDM-систем – банки и сетевые магазины. В этих сегментах самая высокая степень информатизации объектов и самый короткий срок возврата инвестиций. Гораздо сложнее описать и идентифицировать объект производства, да и срок окупаемости зависит от длительности производственного цикла.

Наша компания ориентирована на промышленный сегмент. Мы специализируемся на интеграции инженерных и коммерческих данных об изделиях и комплектующих, материалах и сортаментах, трудовых и производственных ресурсах, финансах, контрагентах, контрактах и так далее. И несмотря на появление модных ИТ-тенденцийцифровое производство, промышленный интернет вещей и тому подобное – задача организации процессов идентификации и анализа информационных объектов на общих унифицированных принципах остается первоочередной.

CNews: Какие перспективы развития рынка MDM-систем в России? Назовите основные тренды развития?

Сергей Горохов: Перспективы очень оптимистичны. Рост спроса на MDM явно больше, чем в целом на программное обеспечение по рынку в России. Думаю, что в 2017 году рынок MDM-систем вырастет более чем на 25%. Такой динамике явно способствует развитие и применение в этом сегменте облачных технологий (SaaS) и инициатива государства по информатизации общества (в том числе федеральная программа на 2011–2020 годы).

sergejgorohovsdi.jpg
Как только на рынке появляется конкурентоспособный отечественный аналог, он легко встраивается в работающий программный комплекс

Отдельно отмечу инициативу импортозамещения в промышленном сегменте. На наш взгляд, создание корпоративных систем управления нормативно-справочной информацией (НСИ) на платформе отечественных MDM-систем позволяет решить задачу поэтапного и рационального импортозамещения инженерного ПО. Мы предлагаем создать централизованные справочники и каталоги в отечественной MDM-системе, интегрированной с лучшими зарубежными решениями (PDM, CAD, CAM, CAE, CAPP, ERP, MES, CRM) на принципах единой точки хранения и распространения «эталонной записи». Такой подход обеспечивает безопасное хранение и управление основными данными предприятия и поэтапное замещение программного компонента комплекса. Как только на рынке появляется конкурентоспособный отечественный аналог, он легко встраивается в работающий программный комплекс на общих принципах идентификации и обмена информационными объектами.

Интегрированные программные комплексы уже сегодня внедрены на ряде отечественных предприятий. Разработанная нами MDM-система Semantic зарегистрирована в Реестре отечественного ПО Минкомсвязи. Также мы достигли соглашения по построению интегрированных инженерных программных комплексов со всеми представительствами ведущих зарубежных поставщиков PLM-решений – это компании Siemens PLM Software, Dassault Systemes, PTC Inc. и Autodesk.

CNews: Чем использование MDM-систем выгоднее по сравнению с единой учетной системой и жестким контролем ввода данных?

Сергей Горохов: Каким бы жестким ни был контроль ввода данных, этого недостаточно. Если отсутствует стратегия единой точки хранения и распространения «эталонной записи», информационные объекты многократно дублируются, а значит базы данных различных учетных, справочных и прикладных систем требуют синхронизации. И здесь проблема даже не в дополнительных трудозатратах на интеграцию ПО, а нередко в использовании неактуальных данных при построении консолидированных отчетов. Как следствие – принятие неверных управленческих решений.

Например, оперативная задача каждого промышленного предприятия – сопоставление остатков невостребованных материалов в системах складского учета с заявками на закупку новых материалов. Заявки создаются в специализированных системах проектирования изделий и технологий изготовления. Если объекты, описывающие материал, не синхронизированы, то задача невыполнима и финансовые потери предприятия будут равны объемам неликвидов на складах, которые могли бы пойти в производство.

CNews: В чем причина появления разнородных, неструктурированных данных в компаниях?

Сергей Горохов: Основная причина разрозненности данных – это, конечно, отсутствие общих правил и стандартов на описание одной и той же информации, востребованной в различных аспектах деятельности. У каждого специалиста своя точка зрения и свой контекст восприятия объекта и, как следствие, свои правила его описания. Может это и неплохо, так как достигается высокая подробность описаний, но теряется единое восприятие объекта. Проблемы возникают при сопоставлении одного и того же объекта в разных программах, например, при интеграции систем. Порождаются дубли, искажается общая информация об объекте.

Помимо принятия общих стандартов на электронные данные, так же необходимо организовать процессы их создания, идентификации и управления. Обслуживать эти процессы призваны системы класса MDM.

CNews: С какими учетными системами сегодня может взаимодействовать ваша MDM-система?

Сергей Горохов: Одним из преимуществ нашего решения Semantic MDM является легкость интеграции со смежными системами. Она достигается за счет открытого API и поддержки WEB-сервисов. Реализован сервис-ориентированный функционал, базирующийся на обработке записей по протоколам SOAP и REST.

В ходе проектов внедрения Semantic MDM интегрировалась с системами планирования и учета на базе программных продуктов «1C», М3, Omega, а также систем управления жизненным циклом изделий Teamcenter, Windchill, «Лоцман PLM» и систем проектирования NX, ProE, Solid Works, Solid Edge, AutoCAD, TFlex-CAD, «Компас».

CNews: Как создаются мастер-данные? Используются ли только данные компании или система способна подтягивать информацию из внешних источников?

Сергей Горохов: Создание мастер данных – это ответственный процесс, который необходимо организовывать на том уровне, где появляется задача идентификации информационного объекта для последующей работы с ним. Такая потребность есть как на уровне предприятия или корпорации, так и на отраслевом, федеральном и международном уровнях. Соответственно, создание «эталонной записи» основных данных должно быть подчинено стандартам предприятия, отрасли, государства или международным стандартам. Сегодня уже действует ряд ГОСТов, задающих правила описания и поддержания качества информационных объектов, существуют международные проекты по разработке единых технических словарей.

Создание информационного объекта в MDM, конечно, требует заимствования этих объектов из первоисточника. Например, для объекта «контрагент» система запрашивает по ИНН/КПП внешний сервис и заполняет соответствующие описания «эталонной записи» по полученной информации из ФНС, Росстат, ВАС, ФССП. К сожалению, это один из немногих примеров, где первоисточником является федеральный уровень. Ведение электронных каталогов по ГОСТу и ОСТу крайне мало. В настоящее время предпринимаются немалые усилия, чтобы возродить систему стандартизации НСИ уже в электронном виде. Определяются головные предприятия по отраслям, которые ведут ответственное создание информационного объекта для представления его в отрасли или на федеральном уровне.

К примеру, решая задачу импортозамещения в радиоэлектронной отрасли, необходимо реализовать федеральный каталог электронно-компонентной базы. Создание такого каталога требует не только квалификации производителя, описывающего информационный объект ЭКБ, но и функциональности MDM, обеспечивающей консолидацию поступающих объектов в федерально-распределенной структуре, их валидацию, устранение дублей и предоставление в качестве эталона другим системам.

Точкой ввода информационного объекта могут быть различные внешние системы, поддерживающие заданный стандарт описания. Но точкой нормализации, хранения и распространения эталонной записи должна быть одна система для всех потребителей.

CNews: Возможен ли переход с вашей системы управления мастер-данными на другую?

Сергей Горохов: В системе реализован функционал импорта/экспорта данных и при желании можно перенести обработанные в Semantic MDM мастер-данные в другую систему управления, воспользовавшись, например, стандартом XML. Но созданные семантические связи, позволяющие находить и идентифицировать объекты в контексте различных параметров, при смене системы будут утеряны. Поэтому провести повторную дедупликацию наследованных данных из Semantic MDM с тем же качеством результата вряд ли получится.

CNews: Приведите пример успешного внедрения вашей MDM-системы на предприятии? Как это внедрение отразилось на бизнесе заказчика, на его финансовых или других показателях?

Сергей Горохов: Одним из проектов стало создание и внедрение корпоративной информационной системы управления (КСУ) НСИ в «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК). Выявление на первом этапе с помощью КСУ НСИ несоответствия информации о контрактах и контрагентах уже позволило предприятиям корпорации избежать дорогостоящих ошибок. На следующем этапе централизованная идентификация в КСУ НСИ контрагентов и актуальных номенклатурных позиций повысит эффективность финансово-закупочной деятельности и межзаводской кооперации в холдинге.

Сейчас на предприятиях ОДК нормализуются данные по позициям номенклатурных групп средствами локальных АСУ НСИ. Некоторые предприятия уже отчитались об устранении до 30% ошибочных данных, используемых ранее в информационных системах предприятия.

CNews: Какие задачи ставились перед первым этапом внедрения системы?

Сергей Горохов: Ключевые задачи первого этапа проекта – это организационные мероприятия по созданию центра компетенции управления НСИ, разработка нормативной документации, позволяющей перейти к единым правилам управления НСИ в едином информационном пространстве холдинга, а также разработка и внедрение технических решений создания КСУ НСИ в территориально-распределенной структуре предприятий.

В составе структуры НПЦ газотурбостроения «Салют» успешно создан центр компетенции с закреплением функций ведения НСИ в электронном виде для всех организаций ОДК. В десяти дочерних обществах корпорации были вновь созданы или реорганизованы действующие бюро по ведению НСИ, обеспечивающие взаимодействие обществ с созданным ЦК НСИ ОДК. Для организации работы по управлению НСИ к корпорации были разработаны и внедрены специальные регламенты, методические рекомендации и должностные инструкции.

CNews: Сколько времени продолжалась реализация первого этапа? Сколько времени занял подготовительный этап работ, и что он в себя включал?

Сергей Горохов: Первый этап был реализован за один год с августа 2016 по сентябрь 2017 года. До старта работ по первому этапу проекта, был подготовительный этап - пилотный проект по испытаниям прототипа будущей корпоративной системы НСИ. За прототип была выбрана система управления НСИ, внедренная на НПЦ газотурбостроения «Салют».

В рамках пилотного проекта был реализован стенд с установленным прототипом системы, подключены десять территориально удаленных предприятий и проведены испытания. Замечания и предложения по результатам испытаний легли в основу технического задания на создание и внедрение КСУ НСИ в ОДК. Пилотный проект, с разработкой эталонной модели данных по 15-ти корпоративным справочникам и постановкой задачи на проект занял шесть месяцев.

CNews: Почему потребовался второй этап, и какие задачи ставились перед ним?

Сергей Горохов: Проект очень сложный как с организационной, так и с технической точек зрения. Важно не просто собрать и разместить данные в единой базе, хотя и это задача не на один год, но и организовать процесс постоянной актуализации информации с предоставлением ее в территориально-распределенной структуре. На каждом предприятии используются свои принципы описания и применения информации о материалах и ресурсах. Чтобы обеспечить консолидацию этой информации для сопровождения бизнес-процессов проектирования, кооперации производств, оптимизации закупочной деятельности, необходимо унифицировать эти принципы по каждому справочнику, по каждой номенклатурной группе. Пока отсутствуют государственные и отраслевые стандарты, эта задача ложится на управляющую компанию холдинга.

На первом этапе разработанная КСУ НСИ введена в промышленную эксплуатацию в пилотной зоне по первой группе справочников. В некоторых дочерних обществах ОДК локальные системы управления НСИ уже применяются для централизованного ведения всех справочников предприятия, но это пока только фавориты проекта. Второй этап позволит реализовать справочники номенклатурной группы и ввести КСУ НСИ на всех обществах корпорации.

CNews: О каких объемах передаваемой, хранимой и обрабатываемой информации идет речь?

Сергей Горохов: Пока в КСУ НСИ обрабатываются несколько десятков тысяч записей по справочникам «Контракты», «Контрагенты», «Статьи движения денежных средств» и две сотни тысяч записей по номенклатурным позициям, наследованным из АСУ НСИ НПЦ газотурбостроения «Салют». Предприятия корпорации в локальных системах АСУ НСИ ведут сотни тысяч записей.

Обобщенная статистика обработки при пакетном наследовании одним специалистом в день – до 100 записей по номенклатурным позициям, и до 300 записей по финансовым и организационным группам справочников. Наследование данных – это разовая процедура, и целесообразно организовать временные рабочие группы и максимально автоматизировать этот процесс, используя специальный инструментарий и адаптированные методики обработки наследуемых данных.

При сопровождении производственной деятельности предприятия с номенклатурой около миллиона позиций, рабочей группе по ведению НСИ в среднем приходится обрабатывать до 50 записей в день по всем типам данных НСИ.

CNews: Сколько человек на стороне заказчика обслуживает систему?

Сергей Горохов: На предприятиях корпорации в бюро ведения НСИ пока работают по 2-3 штатных специалиста. В центре компетенции НСИ управляющей компании предусмотрен штат из десяти сотрудников. Так же есть выделенные эксперты по направлениям в подразделениях главных специалистов предприятий, для оказания консультаций специалистам по НСИ в факультативном режиме.

CNews: Как вы планируете развивать проект в дальнейшем?

Сергей Горохов: Мы продолжим применять итерационный подход, сокращая срок каждой итерации. Для более быстрого внедрения систем в дочерние общества и подключения их к КСУ НСИ, будет сформировано типовое решение по взаимодействию локальной и центральной систем управления НСИ. Также предполагается унификация конфигурации систем планирования и учета, применяемых на предприятиях для внедрения типовых интеграционных решений.

В частности, разрабатывается типовое решение по интеграции с системой «1С:УПП» и «1С:Управление холдингом». Это значительно сократит затраты на внедрение и адаптацию локальных АСУ НСИ на предприятиях.

CNews: В связи с тем, что ОДК входит в состав Ростеха, выдвигались ли дополнительные требования к системе по защищенности, отказоустойчивости и так далее?

Сергей Горохов: Проект в ОДК осуществляется с учетом разработанной и утвержденной в июле 2016 года концепцией на создание единой автоматизированной системы управления нормативно-справочной информации в ГК «Ростех». Представители Ростеха провели анализ выбранной в ОДК программной платформы – Semantic MDM, а так же ознакомились с проектной документацией. По результатам анализа они подтвердили соответствие проектных решений утвержденной концепции.

В настоящее время прорабатываются дополнительные требования по интеграции корпоративной системы управления НСИ ОДК с автоматизированной системой финансово-закупочной деятельности (АС ФЗД) Ростеха.

CNews: Планируется ли развитие проекта на другие предприятия Ростеха? Если нет, то есть ли потенциальная возможность интеграции системы с другими MDM-решениями корпорации?

Сергей Горохов: Административного решения в Ростехе о тиражировании Semantic MDM на другие предприятия корпорации пока нет. Технически интеграция с другими MDM-решениями предусмотрена, но, по нашей информации, альтернативных решений на промышленных предприятиях госкорпорации не внедрено.

Наша компания так же реализует проект по разработке АСУ НСИ на платформе системы управления НСИ Semantic в концерне «Калашников», который входит в Ростех. Проект не менее интересен и уже есть первые успехи.

Интервью обзора

Рейтинги

CNewsСonsulting: Крупнейшие ИТ-консультанты в России 2017
№ 2016 Компания Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2016 г., ₽тыс. с НДС
1 Ланит 40 563 350
2 Техносерв 24 123 451
3 Крок 20 380 972
Подробнее

Рейтинги

CNewsServices: Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки в России 2017
№ 2016 Название Выручка от услуг поддержки (договоры SLA) в 2016 г., ₽тыс. с НДС
1 Ланит 15 461 439
2 Техносерв 11 642 187
3 Maykor 10 234 068
Подробнее