Спецпроекты

oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2018

Алексей Флоринский

Алексей Флоринский:
Бизнес ищет баланс между аутсорсингом и инхаус-разработкой

Что предпочитают крупные компании – аутсорсинг или собственную разработку? Как совместить их с пользой для бизнеса? Об этом рассказывает генеральный директор глобальной ИТ-компании SimbirSoft Алексей Флоринский.

CNews: Какие тенденции сегодня влияют на разработчиков и российский рынок ИТ-аутсорсинга?

Алексей Флоринский: Услуги ИТ-аутсорсинга предоставляют тысячи компаний, и даже крупные игроки рынка исчисляются сотнями. Одни выбирают узкую специализацию (например, мобильную разработку), другие в силу обширного опыта накапливают экспертизу в нескольких отраслях, выходят в первый эшелон и сотрудничают с мировыми брендами. Отдельные ИТ-компании фокусируются на конкретных секторах экономики или работают с госструктурами.

Есть очевидные и привычные нам тенденции, такие как направленность на решение бизнес-задач клиента, обеспечение высокого уровня качества на всех этапах разработки и DevOps, усложнение требований рынка – когда игроки среднего уровня ориентируются на лидеров. Кроме того, в последнее время становится все более важным сократить time to market – время вывода продукта на рынок.

Мы много работаем над тем, чтобы добиться релиза в сжатые сроки без потери качества. Для одного из крупнейших банков мы создали мобильное приложение всего за 100 дней – и это с учетом всех строгих требований финтеха. В результате банк вошел в ТОП-5 по версии отраслевого рейтинга Markswebb в 2018 году.

foto_aleksej_florinskij800.jpg
Алексей Флоринский: Аутсорсинг помогает крупным брендам, когда они не успевают выпустить продукт вовремя или им не хватает рабочих рук, знаний

Бывают ситуации, когда компании нужно снизить time to market и получить рабочее решение как можно быстрее: например, когда продукт непосредственно влияет на продажи, во время активного маркетинга или при продвижении на конкурентном рынке. Для решения подобных задач мы сформировали собственные подходы и приемы, которые включают в себя технический аспект (DevOps, оптимизацию GitFlow, автоматизацию, в том числе deploy, migrations, SDET, CI, виртуализацию и др.), организационные изменения (параллельные команды, перекрытие процессов аналитики, разработки, тестирования, релиза), внимание к человеческому фактору, – в частности, обучение и изменение культуры команды, системы мотивации.

Даже если у заказчика есть собственный отдел разработки – инхаус, то аутсорсер (IT as Business) имеет более развитую экспертизу, поскольку конкурирует на рынке ИТ и работает на репутацию, участвует в профессиональных рейтингах, нацелен на максимальное качество. Если продукт сделан плохо, ИТ-компания рискует потерять клиента или не получить новых, тогда как инхаус-команда имеет меньше стимулов для развития. Мы в SimbirSoft сотрудничаем с крупными российскими и зарубежными компаниями, в том числе предоставляем решения для финтеха, фудтеха, медицины, ритейла, и гордимся тем, что к нам часто обращаются по рекомендации для решения наиболее сложных и ответственных задач. Но если небольшие ИТ-компании вовремя не подстроились под перечисленные выше тенденции, то им сложно удержаться на рынке аутсорсинга.

CNews: Какие категории заказчиков предпочитают собственную разработку, а какие – аутсорсинг? Каковы их мотивы?

Алексей Флоринский: Как показывает наша практика, на разных этапах потребность в ИТ-аутсорсинге испытывает как крупный бизнес, так и средний, и малый. Гиганты предпочитают содержать инхаус-команду для текущих задач, по сути дела, создавая обособленную «ИТ-компанию» на своей стороне. Это наиболее заметно в высокотехнологичных компаниях (например, таких как телеком-оператор Дом.ру), в банковской сфере, где крупные банки непрерывно совершенствуют финтех по примеру «первопроходцев» – «Сбербанка», «Тинькофф», «Альфа-банка» и других. В банковских инхаус-командах работают тысячи и тысячи разработчиков. Но есть ситуации, когда аутсорсинг помогает решить задачу оптимальным способом – например, когда нужно развить ИТ-продукт, выпустить релиз в сжатые сроки или предложить рынку новые функции.

Лидеры, несмотря на наличие штатных специалистов, нацелены на сотрудничество с опытными ИТ-компаниями, которые являются экспертами в своей отрасли. Обращаясь к их знаниям, бизнесу удается сохранить высокие темпы разработки, удержать ведущие позиции на рынке и сконцентрироваться на развитии собственной экспертизы. Аутсорсинг помогает крупным брендам, когда они не успевают выпустить продукт вовремя или им не хватает рабочих рук, знаний. Например, компания может не иметь опыта в мобильной разработке. Чтобы не отстать от рынка, крупному бизнесу проще и быстрее нанять аутсорс-команду на один проект, чем создавать с нуля внутреннюю ИТ-компанию.

Средний и малый бизнес зачастую слабо ориентирован на развитие ИТ-продукта, поэтому ведет разработку своими силами. Это удобно, если у вас небольшая команда или один продукт, и вы занимаетесь только его поддержкой. Однако, аутсорсинг услуг по разработке бывает востребован, например, когда нужно ускорить вывод продукта на рынок и при этом избежать распространенных ошибок, поэтому среди наших заказчиков есть представители среднего, малого бизнеса, стартапы, блогеры.

CNews: Возможна ли цифровая трансформация в компании, которая не относится к сфере ИТ?

Алексей Флоринский: Да, если у компании есть активный руководитель с богатым опытом в бизнесе и ИТ. Но чаще для этого необходимы услуги консалтинга, и компании обращаются к экспертам, чтобы выстроить процессы. В ином случае цифровизация может оказаться длительной, мучительной и в конечном итоге не решить задачу, стоящую перед бизнесом.

CNews: Как компании не зависеть от аутсорсера и сохранить у себя экспертизу?

Алексей Флоринский: Задача заказчика – самостоятельно вести свою базу знаний и инфраструктуру, с которой будет работать аутсорсер (Docker, GitLab, Jira, Confluence). Проще говоря, команда аутсорсера будет приходить в корпоративную инфраструктуру и программировать или тестировать строго в рамках своей задачи. Таким образом, роли и обязанности будут оптимально разделены. Более того, понимая риски клиента, аутсорсер сам предложит помощь в сохранении экспертизы на клиентской стороне.

Компании важно иметь как минимум собственную службу поддержки, а как максимум – инхаус-команду, которая действует параллельно с аутсорсером и погружена в систему. Для инхаус-специалистов есть много задач, в частности, это автоматизация операций (CI, Deploy, Tests), метрики и отчетность по разработке (Capacity, Velocity, TTM, Quality), развитие методики разработки (команды, спринты, планирование, регламенты), сохранение экспертизы (обучение, митапы, хакатоны, грейды). Для быстрого ввода на проект новых специалистов – как инхаус, так и аутсорс – важно наличие подробных инструкций-тьюториалов в документации проекта.

CNews: Бывает ли необходимость «спасти» ИТ-продукт заказчика, недоработанный инхаус-командой или предыдущим подрядчиком?

Алексей Флоринский: Да, и в нашей практике эта услуга весьма востребована. Например, бывает, что заказчик не сработался с подрядчиком, его не устраивает качество или сроки, и тогда он приходит к нам с «сырым» проектом. Мы выполняем приемочное тестирование, после чего определяем набор дальнейших шагов – от создания плана исправления дефектов до разработки и тестирования продукта, выпуска релиза и составления стратегии развития продукта. Мы в компании SimbirSoft таким образом «спасли» или помогли подготовить к срочному релизу уже более 30 систем.

CNews: Опишите запросы заказчиков и компетенции, которыми должен обладать аутсорсер.

Алексей Флоринский: Важнее всего быть компетентным в разработке ПО полного цикла, что включает в себя аналитику, прототипирование, UX, создание архитектуры и инфраструктуры, DevOps-практики, разработку, архитектуру, тестирование, автоматизацию, деплой, внедрение, обеспечение качества на всех этапах, умение проводить технический аудит и аудит процессов. В отдельно взятом проекте некоторые из этапов могут не понадобиться, но команде важно хорошо разбираться в этом цикле.

Естественно, что ИТ-компания должна уметь погрузиться в продукт, проанализировать бизнес-задачи заказчика и найти наиболее подходящее решение с учетом всех условий. Аутсорсеру следует максимально гибко выстраивать процессы разработки и коммуникации с клиентом, ведь без этого проект не будет успешным. Нужно постоянно предоставлять обратную связь клиенту, показывать промежуточные результаты. Занимаясь разработкой с 2001 года, мы накопили большой багаж инструментов для управления процессами и непрерывной интеграции, что позволяет выпустить качественный продукт в короткие сроки. В 2018 году мы сертифицировали свою систему менеджмента качества по международным стандартам ISO, чтобы разработка была прозрачной и понятной даже для тех клиентов, которые никогда не имели дела с ИТ.

CNews: Какие еще потребности появились у клиентов?

Алексей Флоринский: У каждого из наших заказчиков свои бизнес-задачи, но среди них можно выделить общие потребности: например, UX консалтинг и совершенствование текущих решений, автоматизация ПО и ускорение его работы, увеличение уровня сервиса для клиентов, таргетинг, автоматизация рекомендаций и иные целевые предложения для клиентов (в частности, в ДБО), организация разработки с использованием асинхронных операций.

Мы знаем, как создать программный продукт в разумные сроки с нуля или на основе готовых действенных решений. Есть ситуации, когда у компании уже имеется та или иная ИТ-система, но ее нужно доработать, создать Next Generation с учетом прошлых ошибок. Также некоторые компании обращаются к нам за экспертизой, чтобы найти гарантированно востребованное рыночное решение (например, мобильное приложение для бизнеса). Опираясь на нашу практику и кейсы в различных отраслях бизнеса, мы помогаем заказчикам оперативно создать полезный ИТ-продукт, при этом следуем правилу – показать первый результат работы в течение первого месяца сотрудничества.

Вернуться на главную страницу обзора