oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2017

Дмитрий Фокин

Дмитрий Фокин:

Российский рынок ЦОД ждет консолидация и дальнейшее расширение мощностей

Число ЦОД на российском рынке постоянно растет, и это только начало. Закон о персональных данных, цифровая экономика, экономическая нецелесообразность строительства собственных центров обработки данных заставляет обращаться к услугам дата-центров как российских, так и зарубежных заказчиков. Впереди – консолидация рынка и дальнейшее расширение мощностей, рассказал в интервью CNews Дмитрий Фокин, управляющий директор IXcellerate.

CNews: Каким был 2017 год для российского рынка ЦОД и для вашей компании в частности?

Дмитрий Фокин: В 2016 году некоторые эксперты говорили о том, что рынок ЦОДов перенасыщен мощностями. Я не был согласен с этими утверждениями. И 2017 год доказал, что я был прав. Судя по спросу на услуги нашего ЦОДа, который мы наблюдали в течение 2017 года, дела на рынке обстоят очень хорошо. Более того, сегодня на рынке наблюдается скорее дефицит мощностей.

Если говорить об итогах года для нашей компании, то в 2017 году наша выручка увеличилась на 80%. К концу года у нас были распроданы все имеющиеся на тот момент мощности, а к марту 2018 года они были заполнены физически. К счастью, было вовремя закончено строительство третьей фазы нашего ЦОДа, и в ней тут же началась инсталляция оборудования первого клиента.

Помимо этого, в 2017 году у нас появился новый стратегический инвестор – в нас инвестировала одна из крупнейших в мире компаний Goldman Sachs (помимо IFC и Sumitomo Corporation). Мы заключили договор об инвестициях на сумму 15 миллионов долларов США, которые были вложены в расширение IXcellerate Moscow One.

Также в 2017 году мы увеличили энергетическую мощность наших объектов. Это очень важно для работы ЦОДов. И, как я уже говорил, совместно со всемирно известным проектировщиком дата-центров компанией ARUP осуществили строительство третьей очереди. Первая и вторая фазы, запущенные в 2012 и 2015 годах соответственно, были также спроектированы ARUP и неизменно вызывают восхищение наших клиентов благодаря своей надежности и рациональности технического решения.

Дмитрий Фокин: В основе нашего позиционирования на рынке лежит наше почти религиозное отношение к клиентскому сервису

Еще одно событие – мы обновили сертификат соответствия третьему уровню надежности от компании IBM (Level3), в том числе второй фазы нашего ЦОДа, по всем трем категориям – дизайн, строительство и операционный уровень. На первую фазу такой сертификат был нами получен в 2014 году. На третью фазу мы планируем получить сертификат компании Uptime Institute на соответствие дизайн-проекта и строительства уровню надежности Tier III.

Один раз в год на нашем рынке дата-центрам вручается премия Russian Data Center Awards. И мы единственные, кто третий год подряд ее выигрывает в разных категориях. Первый раз – за интегрированное решение в области электроснабжения и охлаждения, второй – за лучший ТСО. По итогам 2017 года ЦОД IXcellerate был признан лучшим дата-центром в области локализации персональных данных.

Также мы заключили стратегическое партнерство с компанией Vertiv (бывший Emerson) – крупнейшим производителем климатического, холодильного и электрооборудования. Это оборудование премиального класса, с крайне высокими требованиями по надежности. И мы стали, наверное, первой крупной площадкой в России, которая решила использовать продукцию данного вендора при строительстве дата-центров. Vertiv смог предложить нам несколько технологических новинок для третьей фазы ЦОДа по конкурентным ценам. Это и литиево-ионные батареи, которыми, насколько мы знаем, пока еще никто не может похвастаться на рынке, и система адиабатического предохлаждения, и фреоновые кондиционеры с функцией фрикулинга.

CNews: Какими компаниями наиболее востребованы ваши услуги?

Дмитрий Фокин: Мы прекрасно работаем с российскими заказчиками, однако так сложилось, что 70% нашей клиентской базы – это международные компании. В 2017 году было заключено несколько крупных контрактов с американскими и европейскими компаниями. Но наиболее значимым событием стало начало взаимодействия с крупными заказчиками из Китая. Одним из знаковых проектов стало создание резервной площадки для Чайнасельхозбанка, дочернего банка Agricultural Bank of China (ABC), который занимает третью позицию в рейтинге Forbes крупнейших в мире акционерных компаний. Других заказчиков не могу назвать, к сожалению.

Если сегментировать клиентов по индустриям, то примерно половина наших заказчиков – это представители реального бизнеса: ритейлеры, банки и др. Вторая половина – это провайдеры облачных услуг и телеком-операторы. Поскольку рынок постепенно движется в сторону облачной модели услуг, я думаю, что в ближайшем будущем эта пропорция изменится, и облачных телеком-провайдеров станет больше, примерно 70%.

CNews: Какие услуги вы предлагаете?

Дмитрий Фокин: Мы ориентируемся на предоставление услуг colocation. Наши клиенты могут разместить у нас столько ИТ-оборудования, сколько им необходимо. Это может быть и пол-стойки, и целая клетка с выделенным периметром, и «ЦОД в ЦОДе». Мы готовы гарантировать отказоустойчивость и безопасность каждого клиента благодаря отлаженной системе контроля, надежной и зарезервированной инфраструктуре, использованию видеонаблюдения, биометрических датчиков и пр. Многие клиенты, особенно те, кто не имеет полноценной технической службы здесь, в России, заинтересованы в технической поддержке силами наших специалистов.

Кроме того, в нашем ЦОДе можно получить услуги наших партнеров, инфраструктура которых базируется здесь же. На сегодняшний день это 43 оператора связи и 15 облачных провайдеров и интеграторов. Можно воспользоваться их каналами связи, взять в аренду их оборудование, обеспечить защиту от DDos-атак, обменяться трафиком и т.д. Мы также предоставляем собственную пиринговую платформу Eurasia Peering, с помощью которой наши клиенты могут взаимодействовать друг с другом напрямую. Это помогает не только сэкономить деньги, но и увеличить скорость обмена, обеспечить его надежность без потерь и задержек.

CNews: Какими мощностями вы сейчас располагаете?

Дмитрий Фокин: Первая очередь нашего ЦОДа рассчитана на 220 стоек, вторая – на 515 стоек, а третья – на 1100 стоек и включает самый большой в России машинный зал.

Главной особенностьюнашего ЦОДа является модульность и возможность адаптировать инфраструктуру под нужды конкретного клиента. Во многих дата-центрах достаточно строго регламентируется, какого размера должны быть стойки, как они должны быть расположены и какая мощность может быть к ним подведена. Мы же можем разместить у себя стойки любой конфигурации, размеров и мощности. Это очень важно, потому что у каждого клиента существует собственная ИТ-стратегия, и отсутствие такой гибкости заставляет компанию или вносить в нее изменения, или отказываться от услуг коммерческого ЦОДа.

CNews: На каком этапе находится строительство третьей фазы?

Дмитрий Фокин: Проектирование третьей фазы началось летом и завершилось в начале четвертого квартала 2017 года. В конце года мы приступили к монтажу оборудования, а на сегодняшний момент новые помещения нашего ЦОДа уже сдаются в эксплуатацию – первый клиент инсталлирован 31 марта. Около 30% площадей уже распродано – их владельцы появятся здесь во втором-третьем квартале 2018 года. И мы продолжаем получать запросы от различных компаний. Так что я думаю, что к концу текущего года мы можем опять столкнуться с недостатком мощностей. Поэтому мы готовимся к следующему этапу расширения. Финансирование инвесторами уже выделено, но решение о том, где проводить экспансию, еще рассматривается.

Дмитрий Фокин: Первая очередь нашего ЦОДа рассчитана на 220 стоек, вторая – на 515 стоек, а третья – на 1100 стоек и включает самый большой в России машинный зал

CNews: Сейчас много говорят о построении цифровой экономики в России. Как это скажется на развитии рынка ЦОД?

Дмитрий Фокин: Интернет вещей, квантовые вычисления, блокчейн…. Появление все новых и новых технологий приводит к экспоненциальному росту объемов данных во всем мире. Существует и чисто российская специфика, которая заключается в том, что у нас количество серверов на душу населения заметно меньше, чем в странах Европы или США, а значит, есть куда расти. Кроме того, до самого последнего времени российские компании строили собственные ЦОДы. Они относительно недавно поняли, что это экономически невыгодно и отвлекает их ресурсы от основных компетенций, и стали переходить на аутсорсинг.

Важную роль в развитии рынка дата-центров играет закон о персональных данных, который обязывает иностранные компании переносить свои мощности в Россию. Кстати, многие из них, попробовав работать с российскими ЦОДами, понимают, что их приятно удивляет качество российских ИТ и их стоимость. Например, у нас есть клиенты, которые пришли к нам с небольшим количеством стоек, а теперь готовы организовать здесь свой хаб для Европы и Азии. Ведь Россия находится как раз на пути, соединяющем эти два континента. Так что я думаю, что российский рынок ЦОД только выходит из ранней стадии своего развития, и это хорошо.

CNews: Как вы видите место вашей компании на нем?

Дмитрий Фокин: В основе нашего позиционирования на рынке лежит несколько принципов. Во-первых, это принцип нейтральности: наш ЦОД – операторо-независимый. Во-вторых, это модель Pure Colo – мы не гонимся за всей возможной выручкой, не собираемся становиться интегратором, а занимаемся только colocation (размещением оборудования). В России дата-центров, придерживающихся такой стратегии, всего пара, и их услуги очень понятны, особенно для международных игроков. Заказчики высоко ценят, когда провайдер фокусируется на определенных услугах, делает что-то одно и очень хорошо. И в-третьих, наш бизнес абсолютно прозрачный. Каждый наш клиент, каждая стойка выиграны в честной конкурентной борьбе. Такое позиционирование дается непросто, но в итоге приносит свои плоды – тебя уважают на рынке, и заказчик, который ищет надежного поставщика услуг, выбирает твою компанию именно благодаря ее репутации.

И еще один принцип, как говорят англичане last but not least, – наше почти религиозное отношение к клиентскому сервису. У нас нет иных способов выигрывать и завоевывать уважение клиентов, кроме как быть самыми лучшими. Мы нередко слышим от крупных заказчиков, которые работают по всему миру, что мы – их лучший глобальный партнер ЦОД. Слыша такой отзыв, испытываешь чувство гордости за нашу команду: значит мы все делаем как надо. За пять лет работы у нас было 0 секунд простоя. На протяжении последних двух лет мы гарантируем среднее время ответа на запрос клиента – шесть минут. Это превосходный показатель, и достичь его нам удалось благодаря нашей команде. Например, по мнению службы закупок швейцарской корпорации Nestle мы самый клиенториентированный ЦОД из всех, кого они рассматривали в России. Такие отзывы для нас не редкость.

Если опираться на данные одного известного рейтинга, то после открытия третьей фазы наш ЦОД переместится с 11 места по размерам в России сразу на 5 место. А если убрать из этой пятерки один ЦОД, который еще не начал работать и не поставил ни одной клиентской стойки, и одного телеком-оператора, то мы окажемся в тройке крупнейших операторо-независимых ЦОДов страны. Примерно на этих позициях мы себя и видим в дальнейшем.

CNews: Расскажите о ваших планах на будущее.

Дмитрий Фокин: Мы думаем о дальнейшем расширении бизнеса в России и уже ведем переговоры с пятью игроками рынка о покупкеимеющихся у них мощностей. Пока мы не очень довольны ценой – расчеты показывают, что легче построить собственный ЦОД, чем купить готовый, тем более что некоторые из них построены по слегка устаревшей технологии, хотя еще толком и не начали работать. Поэтому несмотря на то, что у нас есть желание приобрести мощности и таким образом немного консолидировать рынок, окончательное решение еще не принято.

Дело в том, что продукт, который мы предлагаем, очень сложный. И главный показатель его качества – это надежность. При первом посещении ЦОДа все может выглядеть прекрасно. Но как инфраструктура клиента будет чувствовать себя на этом объекте семь последующих лет? Будет ли оборудование обслуживаться своевременно? Не начнет ли провайдер экономить на персонале? Надежность и качество обслуживания, ради которых клиент пришел в ЦОД, могут оказаться под ударом, если цены на услуги слишком низкие. А ЦОД – это стратегически важное для бизнеса решение. Когда на рынке слишком много мелких игроков, их поведение непредсказуемо и периодически приводит к переизбытку мощностей и падению цен. Поэтому я сторонник консолидации.

Вторая интересная новость про наши планы в этом году – мы будем строить еще одну трансформаторную подстанцию и удваивать электрическую мощность. Также рассматривается газогенерирующая станция мощностью до 4 мегаватт.

Кроме того, в прошлом году мы получили разрешение на расширение землепользования здесь, на текущем объекте, до 23 000 квадратных метров. Таким образом, мы можем построить еще около 16 000 квадратных метров площадей. На этой площади можно будет разместить еще более 5 000 стоек.

И конечно, мы по-прежнему считаем основным конкурентным преимуществом качество услуг. А качество обеспечивается людьми, их профессионализмом, энтузиазмом, верой в свое дело и удовольствием, которое они получают от работы. Мы все получаем удовольствие от работы и воспринимаем ее как возможность совместной самореализации.

Вернуться на главную страницу обзора