oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2016

Сергей Кузьмин

Сергей Кузьмин:

После смены стратегии «Энвижн Груп» – новая компания ИТ-рынка

«Энвижн Груп» уже около 2 лет работает в составе группы МТС. О том, что изменилось в деятельности компании за это время, как она видит свое место на российском ИТ-рынке в ближайшие годы в интервью CNews рассказал Сергей Кузьмин, президент «Энвижн Груп».

CNews: Как вы оцениваете результаты прошедшего 2016 года для российского рынка ИТ?

Сергей Кузьмин: Самые пессимистичные прогнозы не оправдались, рынок показал небольшой, но все же рост некоторых сегментов. Сфера ИТ-услуг выросла в среднем на 4% в 2016 году по сравнению с 2015 годом. Постепенное укрепление рубля в течение года также поддержало потребность компаний направлять ресурсы на актуализацию вспомогательных процессов и ИТ, в частности. Заказчик осознал, что для выживания необходимо концентрироваться на бизнесе, реализуя проекты с доказанным экономическим эффектом, а не решать ежедневно вопрос изменения и настройки требуемых конфигураций в погоне за соответствием современному ландшафту технологий на рынке. Основным драйвером роста стал диджитал тренд, повторяющий на отечественном рынке общемировую динамику.

CNews: Каким 2016 год был для вашей компании?

Сергей Кузьмин: Как известно, в декабре 2015 года была завершена сделка по приобретению компании «Энвижн Груп» группой МТС. На 2016 год, несмотря на стагнационные явления на рынке и макроэкономические факторы, у нас стояли весьма амбициозные задачи. Во-первых, мы должны были стать эффективным поставщиком интеграционных решений для материнской компании, во-вторых, сформировать новую ценность для корпоративных клиентов МТС, удовлетворяя все больше запросов через обеспечение доступа к расширенному ряду ИТ-решений и сервисов по принципу одного окна.

«Энвижн Груп» как один из опытных системных интеграторов обеспечивает ИТ-экспертизу и является базой для развития дифференцированных сервисов, органично дополняющих базовые услуги оператора. Если говорить глобально, получается, что дальнейшее развитие технологий предопределяет наличие ИТ-компетенций и предоставления ИТ-сервисов телеком-провайдерами.

В 2016 году мы начали активно предлагать корпоративным клиентам МТС интеграционные и ИТ-сервисы как классические, так и инновационные, отражающие основные тренды рынка. Если говорить про текущее состояние дел, то есть хорошие примеры, иллюстрирующие комплиментарность ИТ и телекома. Совместно с МТС мы запустили облачный сервис, развиваем отраслевые платформы для интернета вещей, работаем с большими данными.

CNews: Как изменилась структура, основные бизнес-процессы вашей компании после вхождения в группу МТС?

Сергей Кузьмин: Могу с уверенностью сказать, что прошедший год стал для нас знаковым по многим направлениям. Прежде всего, мы преодолели финальную стадию реорганизации бизнеса, которая позволила нам выполнять новые стратегические задачи. Бизнес выстроен, и есть ощущение команды, появилась возможность делегировать и замыкать процессы в рамках функциональных направлений.

Сергей Кузьмин: «Энвижн Груп» как один из опытных системных интеграторов обеспечивает ИТ-экспертизу и является базой для развития дифференцированных сервисов, органично дополняющих базовые услуги оператора

Теперь мы сосредоточились именно на повышении эффективности процессов внутри каждой функции и кросс-функционального взаимодействия. Был реализован план-максимум для того, чтобы быть эффективными на переходном этапе, когда мы меняем бизнес-модель, стратегию, структуру и формат продаж. По сути те услуги, которые предоставляет «Энвижн Груп» как интегратор, мы предлагаем теперь в одном пакете с услугами МТС для B2B клиентов. Зачастую это выражается в едином ценообразовании. И безусловно, мы исходим из того, что наши конвергентные решения позволяют одновременно оптимизировать не только инфраструктуру, но и расходы на услуги связи.

CNews: Как вы считаете, что помогло вам пережить сложности переходного периода?

Сергей Кузьмин: Системная интеграция в отличие от телекома – бизнес, требующий эффективного проектного управления. Проектный офис – сердце живого интегратора, и в этом суть сохранения самостоятельности «Энвижн» в рамках группы МТС. В основе – проектный, а не продуктовый подход, когда каждое наше решение индивидуально и заточено под клиента, исходя из его потребностей и текущей инфраструктуры, возможностей и инноваций, которые предлагают основные поставщики технологий на рынке.

Мы фокусируемся на соблюдении сроков выполнения проектов без потери качества, а не на стремлении получить проект любой ценой. Мы улучшили показатель точности соблюдения сроков практически вдвое, достигнув планки в 97%. Итоговый показатель выполнения SLA по сервисным проектам составил 98% против плановых 95%. Мы активно развиваем систему проектного управления с точки зрения ПО и повышения квалификации нашего персонала. Залог нашего успеха – качество как фундамент на пути к модели бизнеса сервис-ориентированной ИТ-компании.

CNews: Как вы оцениваете позиции компании на рынке на сегодняшний день?

Сергей Кузьмин: В абсолютных показателях кажется, что мы не так хороши, как три года назад. Но объективно после смены стратегии «Энвижн Груп» – новая компания ИТ-рынка. По итогам 2016 года операционная прибыль «Энвижн Груп» выросла на 42%. Выработка на сотрудника – выше среднего показателя по рынку. Мы сохранили первую позицию в ежегодном рейтинге крупнейших поставщиков ИТ для операторов связи, возглавив список из 30 компаний. В прошедшем году «Энвижн Груп» подтвердила топовые статусы ведущих мировых вендоров и расширила пул партнеров с 240 до 325 компаний.

Наши показатели позитивно влияют на динамику общей выручки группы МТС. В 2016 году системная интеграция принесла головной компании порядка 5,5 млрд рублей. Мы совместно расширяем присутствие на рынке облачных сервисов, развиваем проекты в области больших данных и интернета вещей. В целом, рост выручки год к году демонстрирует эффективность «Энвижн Груп» и успешность выбранной стратегии.

CNews: Планируется ли изменение направлений деятельности компании и, соответственно, структуры ее выручки?

Сергей Кузьмин: Как и прежде, «Энвижн Груп» разрабатывает традиционные направления – поставку оборудования и программного обеспечения, предлагает инструменты управления бизнесом на базе решений ведущих мировых и отечественных производителей. Тщательная фильтрация экономически убыточных практик в 2016 году позволила прийти к четкому пониманию экспертиз и компетенций компании. В итоге было выделено 9 технических направлений и 34 области экспертизы. Так нам удалось сместить акценты в сторону выбора проектов, в которых мы можем реализовать, с одной стороны, весь потенциал нашего технического блока, а с другой – преимущества синергии телеком и ИТ-компетенций. Agile подход позволяет нам собирать команды, в том числе совместные с коллегами из МТС, для работы над инновационными решениями для перспективных отраслей. В фокусе внимания телемедицина, точное земледелие, умные решения для промышленного сектора, ритейла, решения на базе видео-аналитики для кредитно-финансовых организаций и др.

CNews: Какова стратегия «Энвижн Груп» в контексте развития российского рынка ИТ в перспективе 3-5 лет?

Сергей Кузьмин: В перспективе ближайших нескольких лет основу традиционного ИТ-рынка все еще будут составлять сервисы, направленные на удовлетворение потребностей заказчиков в поддержании и развитии собственной ИТ-инфраструктуры. Вместе с тем, по мере развития и проникновения защищенных технологий виртуализации клиентских ИТ-систем, драйвером роста рынка, как и во всем мире, все более значимо будет выступать предложение «ИТ как сервис», т.е. облака различных конфигураций как альтернатива дальнейших инвестиций в собственную инфраструктуру, аутсорсинг как замена собственной сервисной поддержки и т.п., предопределяя успех «Энвижн Груп» как компании, выбравшей путь трансформации в сервис-ориентированного провайдера.

Как часть группы МТС, мы, естественно, ориентируемся на стратегию головной компании и потенциал рынка. Так, при формировании стратегии развития «Энвижн Груп» на 2017-2019 годы ставка делается на развитие новых решений и услуг с учетом современных макротенденций. Полагаю, что именно они станут основой долгосрочных изменений следующих пяти-десяти лет и определят ландшафт ИТ-рынка и общества в целом.

Во-первых, популярность посреднических платформ и сервисов аренды, в основе которых заложена философия shared economy, как я уже упомянул выше, стимулирует спрос на аутсорсинг. Общество потребления трансформируется в общество разумного потребления. С точки зрения технологий, на передовой будут компании, предлагающие все виды облачных сервисов – от ПО до инфраструктуры.

Во-вторых, создание сложных систем искусственного интеллекта для упрощения процесса принятия решений в бизнесе на базе машинного обучения и обработки большого объема поступающей информации в реальном времени повышают производительность труда и качество услуг. Уже сегодня в мире набирают популярность бот-технологии для эффективной замены рутинных бэк-офисных операций и процессов. Очевидно, область их применения будет только расширяться. 

В-третьих, робототехника и нейросети – это драйверы развития интернета вещей и мощный стимул для разработки нового поколения инструментов аналитики больших данных. Умные технологии выходят за пределы зданий на уровень городской инфраструктуры. Например, в рамках программы «Цифровая экономика России», подготовленной Минкомсвязи, планируется создать 50 «умных» городов. А специализированные платформы для работы с устройствами интернета вещей потенциально могут стать локомотивом развития ведущих отраслей экономики, например, агропромышленного комплекса.

В-четвертых, био- и нанотехнологии призваны решить ряд проблем человечества, тем самым улучшить качество и продолжительность жизни. Не за горами запуск сетей связи пятого поколения для онлайн объединения еще большего количества умных устройств. В результате будет сделан качественный шаг в развитии, например, телемедицины.

Также очевидно, что развитие технологий передачи данных и все большее число сервисов на их основе способствует росту значения средств защиты информации и персональных данных.

Вернуться на главную страницу обзора