oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2012

Рынок мобильных телефонов: смена лидера

Рынок мобильных телефонов: смена лидера

Прошлый год выдался знаковым для российского рынка мобильной техники: впервые в истории лидером рынка стала корейская компания, потеснив именитого финского производителя.



Основной тенденцией мобильного рынка в России в 2012 г. явилось дальнейшее снижение доли обычных мобильных телефонов за счет роста смартфонов. По данным исследований компании "Связной", доля смартфонов на российском рынке мобильных телефонов по итогам 3 квартала 2012 г. составила 30%. Согласно данным IDC, доля смартфонов несколько выше – 33%, что означает 8%-ый рост по сравнению с результатами 2011 г. По прогнозам IDC, в 2013 г. объем продаж смартфонов в абсолютном выражении вырастет на 15%, что выше предполагаемых темпов роста рынка в целом (около 10%). Из приведенного ниже графика очевидно, что рост рынка в 2012 г. достигнут за счет роста продаж смартфонов, в то время как продажи классических (не смарт) мобильных телефонов снизились. Как подчеркнул руководитель программы исследований мобильного рынка России и ЕМЕА компании IDC Саймон Бейкер, российский рынок мобильной техники пока еще далек от насыщения, и резерв роста на ближайшие 2-3 года обеспечен.

Рынок мобильных телефонов в России, млн шт.



Источник: IDC, 2012


Android шагает по планете


Что касается представленных на рынке операционных систем (ОС), прошлый год охарактеризовался стремительным снижением доли смартфонов на базе ОС Symbian и увеличение доли Android и Windows Phone. При этом размеры долей Android и Symbian практически поменялись местами, а доля MS Windows (включая ОС Windows Phone и Windows Mobile) выросла с низкой базы в 3% до 11%. Операционная система IOS, которой снабжены смартфоны Apple iPhone, занимает достаточно скромную долю, что объясняется сохраняющейся высокой ценой на смартфоны от Apple. Суммарная доля других операционных систем, включая Blackberry, BADA, MEEGO и другие, невелика, и составляет около 10%.

Рыночные доли мобильных ОС в России


Источник: IDC, 2013


Смена лидера


Одним из основных прорывов 2012 г. на российском рынке смартфонов можно назвать смену лидера. Корейская компания Samsung вырвалась вперед, потеснив исторического лидера рынка – финскую Nokia. Успеху корейцев способствовал как рост популярности ОС Android в целом (объем продаж Samsung достигнут почти исключительно благодаря поставкам смартфонов на базе этой ОС), так и благодаря созданию чрезвычайно удачного семейства телефонов Samsung Galaxy. По данным Mobile Review, смартфоны именно этой модели в 2012 г. явились лидерами продаж на всех рынках, кроме североамериканского. Падение доли Nokia связано, прежде всего, со свертыванием дальнейшей разработки и поддержки смартфонов на базе ОС Symbian, в течение почти 12 лет бывшими сверхпопулярными как среди корпоративных пользователей, так и в «домашнем» сегменте. Впрочем, положение Nokia было бы еще хуже, если бы финский вендор в свое время не заключил глобальное партнерство с Microsoft: только за первый квартал 2012 г. в России было продано около 200 тыс. смартфонов на базе ОС Microsoft Windows.

Рыночные доли производителей смартфонов в России




Источник: IDC, 2013


2012 г. стал годом битвы мобильных платформ, перераспределивший рыночные доли игроков и во многом предопределивший векторы дальнейшего развития. Аналитики рассматривают первую половину 2013 как период «рыночной утряски», когда все битвы завершены, и противники отходят в тыл, чтобы отдохнуть и собраться с силами перед ответным ударом. Если кратко зафиксировать итоги 2012 г., то, скорее всего, в качестве важнейшего достижения следует упомянуть перераспределение рыночных долей между Nokia и Samsung (и, соответственно, между платформами Android и Symbian); успешный старт продаж смартфонов на Windows Mobile; практически полный отказ от физической клавиатуры и переход на оборудование с сенсорным экраном.

Что дальше?


В свете этих тенденций в среде потребителей сохраняется отчетливая потребность именно в клавиатурном смартфоне среднего класса – более продвинутом аналоге морально устаревших моделей Nokia N- и Е-серий. Ведущие мировые производители пока не в силах ответить на этот спрос адекватным предложением вследствие глобальной переориентации своих производственных мощностей на выпуск устройств с тач-интерфейсом. Следует также принимать во внимание огромную армию пользователей, в течение ряда лет сохранявших лояльность бренду Nokia, и в настоящее время несколько растерянных отказом финского вендора от продолжения разработки чрезвычайно успешной платформы Symbian и новым фокусом на MS Windows. По мнению экспертов рынка, такие пользователи предпочитают воздержаться от смены телефона в ожидании адекватного предложения либо от Nokia, либо от других мировых вендоров первого эшелона.



В классе сенсорных устройств лидирует платформа Android. Samsung закрепляет свои лидерские позиции среди разработчиков устройств на данной платформе, постепенно отнимая долю у HTC. Тайваньская компания, будучи способной производить качественные устройства, не в состоянии конкурировать с «корейцами» ни по широте продуктовой линейки, ни по маркетингу. Таким образом, HTC, по всей видимости, уготована роль игрока второго плана, представляющего интерес для преданных поклонников марки. Нельзя не отметить мощный старт продаж смартфонов китайских компаний (Huawei, ZTC, Lenovo), продукция которых отличается весьма демократичными ценами при довольно высоком качестве. Хотя в данный момент эти вендоры представлены в категории «прочие», их доли быстро повышаются. Корейская компания LG и японская SONY имеют постоянных, лояльных покупателей – доли этих вендоров невелики, но не уменьшаются. Американская Motorola официально ушла с российского потребительского рынка около 3 лет назад; тем не менее, единичные “серые” Android-устройства данного вендора, ввезенные в страну частным путем, радуют своих владельцев надежностью и качеством. Положение других компаний (Alcatel, FLY, Philips) в данном сегменте неясно и во многом зависит от точечных усилий, предпринятых вендорами в разработке отдельных моделей.



Apple iPhone продолжает быть «телефоном не для всех», однако его доля постепенно растет благодаря периодическому выпуску новых лидеров платформы и соответствующему снижению цен на «устаревшие», но все еще актуальные предыдущие модели фирмы.



Процент устройств на базе других операционных систем (BADA, MEEGO) невелик и постоянно снижается. Несмотря на достаточно высокие потребительский характеристики, смартфоны на этих ОС были своеобразной «пробой пера» компаний-вендоров (Samsung, Nokia), и их поддержка, как и число доступных приложений, крайне ограничены. Blackberry продолжает оставаться нишевой платформой; ее доля постоянно снижается.



Подводя итоги, можно с уверенностью сделать вывод о том, что развитие мобильного рынка будет продолжаться по экстенсивному пути (больше мегапикселов, больше гигабайт). Пользователям, желающим кардинально обновить свой парк сотовой техники, по всей видимости, следует подождать до осени, когда вендоры, с высокой долей вероятности, представят рынку новые модели.



Юрий Белов/CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора