oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2012

Российским CIO нужен единый BI-инструмент

Российским CIO нужен единый BI-инструмент

Выручка от BI продолжает расти огромными темпами, даже несмотря на некоторое замедление динамики в сравнении с 2011 г.. Хотя большинство крупных предприятий уже приступили к использованию бизнес-аналитики, проекты по созданию единых инструментов пока являются исключением. CNews узнал у представителей отрасли, какие решения будут пользоваться наибольшим спросом в 2013 г.

Для отечественного рынка характерны те же тенденции, что для общемирового, но с некоторыми поправками. Темпы роста также замедляются, но по-прежнему в разы превосходят общемировые показатели, так как российский бизнес отстает примерно на 5 лет от развитых стран по внедрению BI. По данным TAdviser, в 2012 г. рост рынка составил 25% (до 43 млрд руб.), в то время как годом ранее этот показатель составил 35% (совокупная выручка в 2011 г. – 34,5 млрд руб.).

«Насыщение рынка происходит медленнее из-за того, что большинство компаний просто не готово к внедрению BI как организационно, так и по причинам неготовности ИТ-инфраструктуры», – объясняет Максим Барсуков, директор департамента информационных систем «АМТ-Груп». По его словам, постепенно данная ситуация исправляется, и в последнее время наблюдается тенденция поэтапных внедрений, когда BI сначала покрывает наиболее технически развитую область бизнеса, а полный охват откладывается на последующие этапы. Положительную роль играет рост ИТ-грамотности руководителей бизнеса, которые готовы воспринимать инструменты BI в своей работе.

Еще одна особенность заключается в том, что на российском рынке сильны позиции отечественных производителей. Среди российсикх продуктов можно отметить платформы Deductor (BaseGroup Labs), Contour BI (Contour Components), Prognoz Platform («Прогноз»). Последнее решение – единственный отечественный продукт, который попал в «магический квадрат» Gartner по итогам 2012 г. Компания осталась в категории нишевых игроков, но улучшила свои позиции и приблизилась к группе преследователей. У «Прогноз» 2311 клиентов, что почти в 2 раза больше, чем у других участников исследования британского агентства. Компания из Перми активно вкладывается в международное развитие, но пока на иностранных клиентов приходится 3% доходов.

Отечественное или иностранное решение?


Единства насчет расклада сил на российском рынке нет. По мнению Gartner, доминирующее положение занимает «Прогноз». В самой компании утверждают, что по итогам 2011 г. ее «доля составила более 20%, а в 2012 г. выручка продемонстрировала рост на 52%». Согласно базе данных TAdviser по проектам, завершенным в 2012 г., ведущие позиции были у иностранных игроков, хотя российские решения занимали существенную долю на рынке. Больше всего внедрений пришлось на QlikView (22,3%), далее следуют IBM Cognos (13,5%), SAP BO (10,4%), четвертое и пятое места поделили российские Contour BI и Prognoz Platform (по 9,1%). По мнению Максима Барсукова на отечественном рынке ведущие позиции принадлежат SAP, Oracle, IBM и Microsoft, а доля российских решений невелика.

Сложности с оценкой связаны с тем, что не все компании афишируют свои показатели по коммерческим причинам, и далеко не все проекты попадают в портфолио производителей и системных интеграторов.

Доли игроков на российском рынке в 2012 г. по числу завершенных проектов

Источник: TAdviser, 2013



Крупный бизнес находится в начале пути


Двигателями прогресса на российском рынке BI являются крупные компании из финансового сектора, телекоммуникационные провайдеры, предприятия розничного бизнеса. Далее следуют компании энергетического сектора и государственные структуры. Но даже здесь остается большой потенциал для роста, так как внедрение бизнес-аналитики редко бывает всеобъемлющим.

«Сложно найти компанию-представителя крупного бизнеса, в которой отсутствуют какие-либо средства BI. Однако эти средства обычно используются для решения какой-то конкретной задачи, либо внутри отдельного подразделения, – рассказывает Дмитрий Лисогор, заместитель генерального директора SAP СНГ. – Ощутимую выгоду в масштабах компании от использования BI можно получить тогда, когда единый инструмент BI охватывает значительную часть процессов и организационных структур компании. Таких проектов пока немного, но интерес к ним возрастает».

Ниша среднего бизнеса пока мало охвачена, поэтому здесь также кроется потенциал для дальнейшего роста рынка. «Небольшие компании уже осознали необходимость и эффективность аналитических решений и готовы инвестировать в эту область, – рассказывает Андрей Пивоваров, руководителя группы перспективных технологий предпроектного консалтинга Oracle СНГ. – Аналитические инструменты помогают им конкурировать с крупным бизнесом, развивать и расширять собственный бизнес, отвоевывая свою долю рынка. Весьма востребована средним бизнесом мобильная аналитика — доступ к актуальной информации из любой точки планеты является одним из ключевых требований развивающегося бизнеса».

Семь трендов рынка BI


В технологическом аспекте можно отметить несколько актуальных для BI тенденций. Во-первых, это быстрый и эффективный анализ данных в режиме реального времени с использованием новых источников big data, среди которых интернет-контент, автоматически генерируемая информация, слабо структурированные данные.

Работа с этими массивами информации требует нового подхода, заключающего в моделировании и прогнозировании, что ведет к развитию технологий data mining, которые позволяют строить такие прогнозы. Это второй тренд. «Аналитические системы должны не только предоставлять средства визуального анализа данных и инструменты ad-hoc анализа, они обязательно должны иметь средства для осуществления what-if анализа, прогнозирования и моделирования, – комментирует Андрей Пивоваров. – Кроме того, современное BI средство должно уметь общаться не только с реляционными базами данных и структурованными файлами, но и обращаться за информацией в hadoop и понимать протоколы, используемые в интернете».

В-третьих, происходит «мобилизация» решений: сотрудник должен иметь доступ к аналитике в любом месте и с любого устройства. Многие поставщики уже предлагают такие сервисы своим клиентам.

В-четвертых, растет спрос на решения, которые позволяют собирать разрозненную информацию для построения сводной отчетности. В случае построения единой системы BI, охватывающей все подразделения и бизнес-процессы, выгода от использования аналитики существенно возрастает.

Также растет сегмент узкоспециализированных решений. «Узкая специализация позволяет значительно уменьшить сроки и стоимость внедрения, и вместе с тем получить качественный интерфейс и красивое представление информации», – объясняет Максим Барсуков.

Шестая тенденция связана с разработкой дружественного интерфейса, который включает интуитивно понятные инструменты для самостоятельной загрузки данных, настройки их отображения, анализа в различных разрезах, построения трендов и прогнозов, формирования текстовых запросов с помощью поисковой строки. Данная концепция получила название self-service BI. Следуя этому тренду, в 2012 г. ряд разработчиков представили новые инструменты для визуализации (MicroStrategy, Microsoft, IBM).

Последний фактор связан с ростом спроса на решения встроенной аналитики (embedded analytics). «Все чаще заказчикам требуется аналитическая система, которая не предполагает ввод данных как отдельную процедуру, а непосредственно интегрируется в его операционную деятельность, в онлайн-режиме выдает результат и обеспечивает возможность совместной работы (collaboration BI)», – рассказывает первый заместитель генерального директора компании «Прогноз» Максим Балаш.


Павел Лебедев/CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора