oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2012

Российский рынок смартфонов на 95% состоит из «сенсоров»

Российский рынок смартфонов на 95% состоит из «сенсоров»

Еще 5-6 лет назад среди экспертов не утихали споры: что лучше – сенсорный экран или клавиатура? Есть все основания считать, что на сегодняшнем историческом этапе победа осталась за «сенсорами», и они все прочнее занимают свое место в наших домах и за их пределами. Согласно мнениям экспертов, российский рынок сенсорных систем находится на подъеме, но настоящий расцвет у него еще впереди.

Сенсорные системы находят свое применение в самых различных областях бизнеса и сферах человеческой деятельности – как в быту, так и на производстве. Достаточно упомянуть такие сферы применения сенсорных дисплеев в массовом сегменте, как планшетные компьютеры и смартфоны, снабженные touchscreen; навигаторы; панели управления различной бытовой техникой и т.д. Что касается смартфонов, то доля этих устройств с сенсорным экраном в структуре российского рынка постоянно повышается, вплотную приблизившись к 100%. Растет и средний размер диагонали экрана смартфонов.



Доля сенсорных моделей и среднего формата экрана в структуре российского рынка смартфонов


Источник: Json & Partners, 2013


В сегменте B2B сенсорные устройства широко применяются в сфере обслуживания – в составе платежных терминалов, киосков самообслуживания, интерактивных информационных панелей. На производстве «сенсоры» востребованы в АСУТП для наглядного управления технологическими процессами на транспорте, на предприятиях энергетики, в банковской сфере.



Расположение имеет значение


Объем мировых продаж сенсорных экранов находится в стадии бурного роста. Аналитики отмечают растущую популярность сенсорных систем на мировом рынке, причем растет как количество поставок, так и размер сенсорного экрана. По оценкам аналитической компании NPD DisplaySearch, мировой объем этого рынка в денежном исчислении, достигнув цифры в $16 млрд в 2012 г., практически удвоится к 2018 г., причем основными потребителями сенсорных экранов будут планшетные компьютеры и смартфоны.



Динамика мирового рынка сенсорных экранов, $ млрд


Источник: NPD DisplaySearch, 2012


С географической точки зрения, основными рынками сбыта сенсорных экранов являются США, Япония, Китай, Тайвань, то есть страны, где исторически расположены сборочные производства компьютеров, навигаторов, бытовой техники и промышленного оборудования, снабженных touch-интерфейсами. Необходимо отметить отличие российского рынка сенсорных систем от рынков этих стран: в России практически отсутствуют подобные производства, а весь спрос на вышеперечисленные устройства удовлетворяется за счет импорта. Вследствие этого, основным заказчиком сенсорных систем в России является сфера услуг в широком понимании этого термина.



В нашей стране наиболее популярной и всем хорошо знакомой областью применения сенсорных устройств являются различные системы платежных терминалов, также называемых интерактивными терминалами (киосками) самообслуживания. Относительно недавно интерактивные киоски, снабженные сенсорными экранами, появились в поликлиниках, отделениях Госавтоинспекции, Сбербанке и филиалах крупнейших коммерческих данных. Это связано с переходом данных организаций на электронную очередь. Кроме того, во многих госучреждениях такие киоски имеют связь с системой «Госуслуги».



Сложность конструкции диктует модель дистрибуции


Рассмотрим компоненты типичной сенсорной системы. Как правило, помимо собственно сенсорного экрана, она включает в себя внешний корпус (киоск), купюроприемник, принтер для печати чеков или номера в очереди, коммуникационное оборудование (проводное или беспроводное) для включения терминала в сеть передачи данных. Помимо этого, важной составной частью такой системы является комплекс программного обеспечения, отвечающий как за функционирование подсистемы взаимодействия с клиентом, так и за обслуживание специфических нужд оснащаемой организации в соответствии с ее предметной областью.



Распространением сенсорных систем на российском рынке занимается ряд компаний. Сюда входят как российские компании-интеграторы, специализирующиеся в данной области (представителем является компания «Сенсорные системы»), так и представительства западных фирм, работающих в области цифровых средств визуального воздействия (DS). Модель дистрибуции сенсорных систем в России вытекает из их особенностей их конфигурации и разнообразия составных частей. Как правило, компания-интегратор экспортирует высокотехнологичные части системы (сенсорный комплекс, принтер), а корпус киоска и программное обеспечение производится силами интегратора на территории России. Очевидно, что при такой схеме доступен как максимально широкий выбор дизайна киоска, так и конфигурирование всей системы «под ключ» с учетом специфических нужд оснащаемой организации.



Растет также популярность модульных систем, из которых, как из кубиков Lego, можно построить кастомизированное решение с заданным функционалом. «Заказчикам нужно комплексное решение, а не только качественное «железо», — комментирует генеральный директор компании «Сенсорные Системы» Игорь Меркулов. – В 2012 г. мы выпустили на рынок программный продукт «TouchInform:Конструктор информационных систем», который позволяет в короткие сроки создавать и поддерживать справочно-информационные системы под сенсорное оборудование». При этом разработчики программного обеспечения со стороны интегратора стараются в максимально возможной степени учесть особенности уже имеющегося программного обеспечения на стороне заказчика с целью бесшовного включения сенсорной линейки в имеющийся ИТ-ландшафт предприятия.



Мнение экспертов


Как отмечают эксперты, за последние 1,5-2 года отмечена положительная динамика в отношении руководителей бизнесов и ведомств к внедрению сенсорной техники. В частности, ответственные за внедрение руководители стали обращать гораздо больше внимания на такие факторы, как полная цена владения устройством (ТСО), качество сервиса как при внедрении системы, так и при послепродажной поддержке. Тем не менее, в среде потребителей до сих пор бытует устаревший подход «взять подешевле», когда предпочтение отдается наиболее дешевому «коробочному решению». Как правило, последнее предлагается многочисленными китайскими no-name–поставщиками, и в ближайшей перспективе оказывается неработоспособным. Как следствие, в качестве еще одного позитивного тренда отмечена растущая заинтересованность потенциальных заказчиков во внедрение комплексного решения в противовес розничной закупке отдельных компонентов оборудования.



По свидетельствам российских экспертов и игроков этого рыночного сегмента, в России звездный час сенсоров еще не настал. Повсеместное распространение электронные помощники получат тогда, когда по надежности, технологичности и дешевизне их применение станет выгоднее, чем использование ручного труда. «Говорят, что сенсорные киоски заполнят все, когда их установка и обслуживание будет стоить меньше, чем использование человека для выполнения той же работы, – делится своими наблюдениями Игорь Меркулов. – Видимо, в России это время еще не наступило».



Юрий Белов/CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора