Согласно прогнозу аналитической компании Gartner, в 2013 году мировые затраты на программное обеспечение достигнут 297 млн долларов – это на 3,5 % больше, чем в прошлом году. По рынку аналитических приложений и систем для управления эффективностью бизнеса эксперты своей оценки пока еще не обнародовали. Однако они отмечают, что этот класс ПО в «рейтинге приоритетов» корпоративной автоматизации по-прежнему занимает верхние строчки. В качестве подтверждения аналитики приводят данные ежегодного опроса финансовых директоров.
В
частности, из 20 бизнес-областей, требующих особого внимания, первые 12 могут
быть усовершенствованы благодаря инвестированию именно в инструменты
бизнес-аналитики и управления эффективностью. Прежде всего, речь идет о
проведении анализа и принятии решений (за эту задачу отдали свои голоса 59 %
опрошенных); отслеживании текущих результатов деятельности (50 %
опрошенных); управлении знаниями и совместной работой (45 %).
Особо
стоит упомянуть об изменении в классификации ВРМ-приложений, на
которую специалисты Gartner опираются при
описании программных продуктов данного класса. В ее основе – разделение
приложений по их назначению. Первая группа предназначена для обеспечения финансовой
консолидации и поддержки закрытия отчетных периодов (financial consolidation
and close). Вторая — для подготовки и публикации финансовой и управленческой
отчетности (financial, management reporting and disclosure).
Gartner выделяет и приложения для распределения затрат с высокой степенью детализации и расчета себестоимости с целью моделирования и оптимизации показателей прибыльности в различных аналитических разрезах (profitability modeling and optimization). Отдельным классом считаются приложения для стратегического управления, включая разработку стратегий и проведение стратегического планирования и прогнозирования (strategic planning and forecasting). Последняя группа предназначена для планирования и бюджетирования (budgeting), в первую очередь краткосрочного планирования доходов и расходов.
Ревизии
подверглись две последние группы. Ранее программные средства для бюджетирования,
планирования и прогнозирования рассматривались как равнозначные. Однако
бюджетирование, как правило, выполняется финансовыми отделами и, в отличие от
планирования и прогнозирования, редко носит стратегический характер. В
результате последние были объединены с ИТ-инструментами стратегического
управления.
Пальма первенства – у банков
Свою
историю в России BPM-рынок отсчитывает с 2000 года. Именно тогда
стартовали первые проекты автоматизации управленческих технологий. С тех пор и
до сегодняшнего времени по количеству заказчиков BPM-решений первое место принадлежит банкам и финансовым учреждениям. Как и
в прошлом году, вместе с финансовой отраслью свои высокие позиции в данном
рейтинге сохраняют производство, ТЭК и торговля.
Приведенные
выше данные дают общее представление об отраслях, использующих BPM-системы и
коммерческие хранилища данных. А чтобы определить глубину проникновения BPM-технологий в ту или иную сферу экономики, следует посчитать, сколько
проектов приходится на каждую их них.
Из информации, представленной на двух приведенных выше диаграммах, можно сделать вывод, что финансово-кредитный сектор лидирует и по числу заказчиков, и по количеству внедрений различных BPM-приложений.
Поставщики и их доли: новый взгляд
Как и при определении уровня проникновения BPM-технологий, доли поставщиков BPM-систем и коммерческих хранилищ данных в этом обзоре были подсчитаны на основании количества проектов автоматизации.
Как следует
из диаграммы, зарубежным поставщикам принадлежит более половины рынка, однако
стоит отметить, что, в отличие от долей, рассчитанных только по числу
заказчиков,
суммарная доля российских поставщиков возросла и теперь превышает 30 %.
Лидерами рынка являются компании SAP, Oracle (с
учетом проектов внедрения ПО компании Hyperion до ее поглощения корпорацией Oracle),
Intersoft Lab и IBM Cognos.
Российские поставщики лидируют по охвату прикладных задач
Если проекты зарубежных вендоров ограничивались, как правило, решением всего одной задачи, то российским поставщикам практически у каждого из своих заказчиков удается автоматизировать достаточно широкий спектр различных задач в области управления эффективностью бизнеса.
Так,
две трети проектов, в которых на одной площадке было автоматизировано пять и
более задач (среди них: финансовая консолидация, выпуск управленческой
отчетности, бюджетирование и т. д.), исполнены российскими
разработчиками. Когда же в одном банке автоматизируется не менее четырех задач, то у
отечественных поставщиков таких проектов свыше трех четвертей.
Две чаши весов российского рынка BPM
Можно
сказать, что на российском рынке BPM-систем между отечественными и западными
поставщиками сложился зыбкий паритет. С одной стороны, на
сегодняшний день «иностранцы» оказались более успешными в формировании
клиентской базы, с другой — российские разработчики явно преуспели в плане
имеющихся компетенций. Это выражается в разнообразии
задач, автоматизацию которых им поручают заказчики.
Сложившаяся ситуация объясняется достаточно просто: во-первых,
так исторически сложилось, во-вторых, свое негативное влияние оказали
процессы слияний и поглощений, происходящие на мировом рынке BPM-систем. В
какую сторону качнется чаша весов, чьи усилия окажутся более результативными – российских
ли поставщиков, которые в обозримые сроки сумеют усилить свои бренды, или же их
западных коллег, если они углубят свою прикладную экспертизу – покажет
ближайшее будущее.