oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2012

Поможет ли саморегулирование ИТ-отрасли интегрироваться в ВТО?

Поможет ли саморегулирование ИТ-отрасли интегрироваться в ВТО?

Вступление России во Всемирную торговую организацию изменило расстановку сил на российском рынке ИТ. Компании сектора СМБ теперь испытывают свой бизнес на прочность. Возможно, некоторым из них смогут помочь СРО.

18 лет переговоров потребовалось на вступление в силу соглашения о присоединении РФ к Всемирной торговой организации. Россия стала 156-м членом ВТО. Безусловно, в большей или меньшей степени, интеграция в ВТО и установление новых правил игры отразятся на всех секторах экономики РФ, в том числе на отрасли ИКТ. И влияние это будет нарастать. Чего же ждать больше — выгод или потерь? Как повысить конкурентоспособность? Какие механизмы будут эффективны? Поможет ли объединение игроков отрасли и использование механизмов саморегулирования интеграции в ВТО?

Шаг в неизвестность


Путь вступления в ВТО для России оказался весьма непростым. Повлияли на это затянувшийся на годы переговорный процесс, решение политических вопросов и поиск компромиссов с другими странами-членами объединения.

На сегодняшний день основные обязательства по условиям ВТО Россия уже выполнила и новые таможенные условия на большинство товаров уже действуют. И с одной стороны, присоединение к ВТО открывает бесспорные возможности, среди которых: доступ к мировым рынкам, улучшение делового климата, повышение инвестиционной привлекательности российского бизнеса и рост объёмов внешней торговли.

По результатам рейтинга стран, составленного организацией Word Economic Forum, Россия находится на 67-ом месте в мире по уровню экономической конкурентоспособности, что на одну позицию ниже, чем в 2012 году.
А с другой стороны — вступление в ВТО и, соответственно, снижение ставок импортных пошлин и квот повлияет на приток иностранных игроков и обострение конкуренции.

Так или иначе, без повышения конкурентоспособности, ведение работы в условиях членства в ВТО для российского бизнеса, особенно средних и небольших компаний, без подготовки, может стать испытанием на прочность. И в первую очередь компаниям телекоммуникационной и ИТ-отрасли нужно озаботиться повышением качества продуктов и услуг. Как инструмент повышения качества и интеграции в ВТО можно использовать механизмы саморегулирования, которые уже успели опробовать некоторые компании ИКТ-отрасли, в частности системные интеграторы и операторы связи, вступив в саморегулируемые организации (СРО).

Саморегулирование уже затронуло компании ИТ-отрасли


Напомним, что в России обязательное саморегулирование взамен лицензированию в строительной отрасли (изыскания, проектирование, строительство и монтаж) введено с января 2010 г. Поскольку проектирование и монтаж слаботочных систем в отдельных случаях попадает под действие этого же «строительного закона», то волей-неволей ИТ-компании стали участниками данного процесса и, соответственно, были обязаны вступить в СРО.

С введением саморегулирования компаниям стало необходимо подтверждать свое соответствие установленным требованиям и нормам СРО и получать допуск для выполнения ряда проектных и монтажных работ. Например, в проектировании это вид работ 5.6 — по подготовке проектов наружных сетей слаботочных систем, а в монтаже это вид работ 32.8 — по контролю при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте сооружений связи. Также под саморегулирование попали все внутренние и внешние работы по «слаботочке» на особо опасных объектах.



В результате скороспешных действий после вступления в силу закона компании ИКТ-отрасли мелким бисером рассыпались по строительным, не профильным для себя СРО, где им приходится приспосабливаться под ментальность требования чужого рынка и нести финансовую ответственность за ущерб, который может быть причинен действиями и работами строительных коллег по СРО. И только их малая часть успела «сориентироваться на местности» и попала в «свои» отраслевые ИТ-СРО, предельно снизив возможные риски по лишним выплатам.



Николай Зароченцев
, заместитель генерального директора ЗАО «В-Люкс (в соответствии с допуском СРО эта компания выполняет работы, связанные с возведением объектов связи, проведением сети цифрового телевизионного вещания в разных регионах), отмечает, что, на его памяти, за всё время существования отрасли ИТ и кабельного телевидения не было ни одного смертельного случая. Максимальную опасность в этих случаях представляет отрыв кабеля от стены или спутниковой тарелки. У строителей мостов, туннелей, шахт, домн и гидроэлектростанций риск и ущерб от аварий значительно выше. Вспомним Саяно-Шушенскую ГЭС. Очевидно, что для компенсации нанесенного ущерба страховки гражданской ответственности непосредственного виновника аварии не хватит и будет задействован общий компенсационный фонд СРО, который в дальнейшем должен будет восполниться за счет средств компаний-членов этой СРО.



Политическое кредо


На практике в разных отраслях существуют как обязательные СРО, без членства в которых практически невозможна профессиональная деятельность, так и добровольные. В первом случае Законом предписываются требования, которые должны выполнять саморегулируемые организации и занятие производственной деятельностью без свидетельства СРО квалифицируется как незаконная предпринимательская деятельность. Во втором - членство в СРО является лишь неким сертификатом качества для заказчика. Правовые основы саморегулирования в России были законодательно закреплены в 2007 году ФЗ-315, в то время как за рубежом саморегулирование берет свое начало гораздо раньше и степень его развития существенно выше.



Сегодня в России не более 30 направлений саморегулирования, а обязательных — в 3 раза меньше. По сравнению с Европой и США, саморегулирование в нашей стране делает только первые шаги. Однако переход от лицензирования к саморегулированию в разных сегментах экономики — уже сложившаяся тенденция, при которой функции регулирования по все большему числу направлений деятельности передаются от государственных регуляторов к профессионалам бизнес-сообщества.



На конференции «Трансформация российского рынка инфокоммуникаций в условиях ВТО» генеральный директор ИТ-СРО «Ярд» Александр Любинский отметил, что одним из драйверов процесса перехода к саморегулированию является то, что решение многих проблем отрасли государственные структуры теперь могут перекладывать на самих игроков рынка. СРО – это объединение экспертов, профессионалов, обладающих колоссальным опытом, которые разрабатывают для самих же себя правила производственной деятельности, осуществляют контроль и отвечают за их выполнение. Использование в ИТ-отрасли данной организационной модели может серьезно помочь интеграции в ВТО и попутно решит ряд таких проблем, как разработка отраслевых стандартов, повышение качества и безопасности работ, непрерывное повышение квалификации работников, прозрачность компаний и их отношений, вытеснение с рынка компаний-однодневок, внятная ответственность за результат, в первую очередь финансовая, через создание компенсационных фондов и обязательное страхование членов СРО.



Никто лучше игроков отрасли не знает ее реальные потребности. Поэтому правила поведения и нормы соответствия может и должно устанавливать само бизнес-сообщество. Ну и конечно, данная инициатива должна быть поддержана на государственном уровне и быть обязательной для всех компаний, то есть саморегулирование должно быть закреплено законодательно и подразумевать полную ответственность за качество работ и продукции.



По мнению Мартина Аракеляна, заместителя директора Департамента системных решений IBS, саморегулирование только положительно повлияет на качество работы и конкурентоспособности компаний в том случае, если будет обеспечивать оперативный, объективный, но не навязчивый контроль, понятные и прозрачные условия (регулирование рынка, требования к квалификации и подготовке персонала, регламенты обеспечения безопасности и другое), одинаковые для всех участников. То, как это сегодня происходит в строительной отрасли, понятным и прозрачным назвать сложно. Эксперт отмечает, что проблемы, которые могло бы решить саморегулирование ИКТ-отрасли, по большому счету, такие же, как и в любой другой отрасли и роде деятельности. Это и снижение бюрократических барьеров в отрасли, равноправный диалог с властными структурами, разработка регламентов и других правил деятельности, формирование коллективной ответственности, оперативный контроль над деятельностью участников. Естественно, нормативная база должна измениться, обязательное членство в строительных СРО должно быть пересмотрено, а то «Боливар не вынесет двоих».

Ситуация со стандартами в ИКТ-отрасли: проблемы и ожидания


За период ведения переговоров по ВТО российское законодательство постепенно приводилось в соответствие международным нормам. Однако некоторые обязательства еще не выполнены. Кроме того, не решены вопросы с внутренними рекомендациями и стандартами отрасли. А, как известно, любые цивилизованные отношения участников отрасли должны опираться на стандарты деятельности.



Нельзя не упомянуть, что во времена СССР стандарты худо-бедно, но практически полностью пронизывали все народное хозяйство: к началу 90-х их было не менее 30 тыс., вплоть до стандартов на рисовую шелуху, дегустацию водки и дубовые желуди. Как не вспомнить ГОСТы, ОСТы, ТУ, СТп и нормативную литературу? Для аппаратуры и оборудования связи стандарты выпускались с кодировкой Э5. С умилением старожилы вспоминают издававшиеся тогда Ценники Госстроя. Сегодня с бурным развитием технологий ситуация коренным образом изменилась. Стандарты не успевают за развитием отрасли. Тот же Закон о связи, который 10 лет не дорабатывался, только в наши дни начинает претерпевать изменения. Многие стандарты не согласуются между собой. Нет единой терминологии. Заказчик в конкурсах не может внятно сформулировать, чего он хочет.

Проблемы Ожидания
Стандарты не успевают за развитием отрасли Квалификационные стандарты
Стандарты не гармонизированы Виды услуг
Слабая поддержка на государственном уровне Типы оборудования и систем
Оценка трудозатрат
Требования к документации


У государства нет необходимых ресурсов для исправления ситуации. Поэтому во многом эту задачу помогут решить саморегулируемые организации. Пример из строительной области. Национальное объединение проектировщиков и Национальное объединение строителей, привлекая саморегулируемые организации, не дожидаясь результата от государственных институтов, самостоятельно разрабатывают СНиПы и обеспечивают их соответствие еврокодам. Минрегиону в одиночку было бы проблематично справиться с этой задачей. Программы ВУЗов устарели. Предприятия получают молодых специалистов, которых в ряде случаев приходится обучать практически заново. Во главу угла надо ставить наличие квалификационных стандартов, под которые создавать соответствующие программы образования. Отрасль сегодня нуждается в подробном описании в виде стандартов видов услуг, систем и оборудования, стоимостных показателей деятельности, правил выпуска проектной и рабочей документации. Практика показывает, что любая систематизация и упорядочивание ведут к снижению коррупции.


Эксперты не видят угроз от вступления в ВТО


Интересный фактв 2003 г. Министерство по связи и информатизации направило в адрес Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) предложение «высказать свое профессиональное суждение о необходимости принятия мер по защите отечественного рынка и производителей ИТ-услуг и включения соответствующих положений в переговорную позицию России при вступлении в ВТО по сектору услуг — Компьютерные услуги». Из письма АП КИТ в адрес Министерства: «Последовательно выступая за снятие административных барьеров на пути развития ИТ-индустрии, ассоциация АП КИТ не видит оснований вводить ограничения по указанным в письме пунктам». «С тех пор позиция АП КИТ не изменилась, — отмечает Николай Комлев, исполнительный директор АП КИТ. — Конечно, хотелось еще в 90-е гг. поддержать существовавших тогда разработчиков отечественных текстовых редакторов и других продуктов. Но все мировые вендоры были в России уже тогда вне привязки к ВТО. Так что со вступлением мы в ИТ ничего не теряем, а приобретаем шанс на повышение прозрачности деятельности госорганов, особенно таможни».



Сейчас АП КИТ лоббирует присоединение России к соглашению Information Technology Agreement (ITA) — это одно из соглашений ВТО. Россия много лет в ходе переговоров о вступлении в ВТО заявляла о намерении присоединиться и к ITA. Позиция изменилась буквально за месяцы до вступления. По сути, это соглашение о беспошлинной торговле электронными товарами и компонентами. Страны подписанты ITA производят более 90% всей техники. Сегодня в России пошлины на комплектующие и компоненты выше пошлин на готовые изделия, поэтому в течение 15 лет производство «железа» в России драматически сократилось ввиду экономической бессмысленности. Взимание пошлин стало самоцелью для наполнения бюджета. «С позиций использования механизмов саморегулирования ИТ-отрасль могла бы в рамках ЕЭК оперативно обновлять таможенные коды. Новые типы ИТ-продукции появляются очень быстро. Чиновники просто не успевают и не могут обновлять справочники» — отметил эксперт.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

Зачем создавать СРО в ИКТ-отрасли?

Помощь регулятору в разработке отраслевых стандартов; Дополнительный инструмент интеграции в ВТО; Повышение конкурентоспособности российских участников рынка; Ускорение развития отрасли через повышение квалификации персонала, через использование современных, отвечающих требованиям времени, стандартов и технологий; Повышение прозрачности бизнеса, снижение коррупции, добросовестная конкуренция.
Саморегулирование базируется на ряде принципов, в том числе обязательных и для участия в ВТО. Среди них: равные права и равные возможности для участников, прозрачность игроков рынка и их отношений, отсутствие дискриминации. Зачем же создавать СРО в ИКТ-отрасли, ведь есть Росстандарт, Министерство связи и массовых коммуникаций, Роскомнадзор, Россвязь? Ответ простой: вода под лежачий камень не потечет.

Андрей Давидюк, председатель правления ИТ-СРО «Ярд», комментирует: «Темпы развития отрасли опережают темпы законотворчества регулятора. Сегодня регуляторы в силу объективных причин не успевают за развитием отрасли и поэтому им надо помогать. Не решив в полной мере задачу самоорганизации, невозможно обеспечить эффективную защиту как игроков отрасли, так и экономики в целом в условиях нового для России формата торговых взаимоотношений, в котором работают страны-участники ВТО».


Ирина Малахова

Вернуться на главную страницу обзора