oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2012

Облачные заказчики выбирают инфраструктурные решения

Облачные заказчики выбирают инфраструктурные решения

Облачные вычисления все еще являются молодым рынком, ежегодный рост которого составляет свыше 40%. На подобные решения наблюдается спрос со стороны не только федерального, но и регионального бизнеса. Отчасти это связано с дефицитом квалифицированных ИТ-специалистов – это одна из проблем, которую решают облака.

По оценке Softline, по сравнению с 2011 г. в прошлом году облачный рынок вырос примерно в 3–4 раза, при этом основным катализатором роста стал IaaS. На рынке появились новые облачные проекты: это и стартапы, и cloud-решения известных зарубежных вендоров, которые стали обращать на российский рынок гораздо более пристальное внимание.



Смелые прогнозы


Существует два частично пересекающихся сценария использования облаков: для размещения web-систем и для размещения элементов (или целиком) ИТ-инфраструктур предприятий. Максим Захаренко, генеральный директор компании "Облакотека" отмечает, что первый сценарий традиционный, и спрос на масштабируемые и эластичные мощности заметно рос вместе с появлением или развитием всевозможных интернет-сервисов, что было подкреплено активностью инвесторов в ИТ-стартапы. В качестве платформ использовались не только российские провайдеры, но и международные (Amazon, Azure и прочие).



Сценарий с ИТ-инфраструктурами (в том числе SaaS-решения для бизнеса) показывал более сдержанный рост, связанный с недостаточным доверием к облачным решениям со стороны ИТ-специалистов и небольшим количеством действительно качественных провайдеров и интегрируемых сервисов.



Владимир Савченко, руководитель отдела решений Google компании Softline, говорит, что спрос на облачные технологии растет, о чем можно судить, в частности, по росту бизнеса Softline по направлению SaaS – 400%. Основным спросом у заказчиков пользовались Google Apps и Microsoft Office 365, а также решения по обеспечению информационной безопасности и продукты SAP. Направления IaaS и PaaS по сравнению с 2011 г. выросли на 30%.



По данным аналитиков Orange Business Services, рынок облачных услуг для бизнеса в России вырастет с 4,5 млрд руб. в 2012 г. до 19 млрд руб. к 2016 г., то есть средний ежегодный рост будет по-прежнему превышать 40%. Одновременно с этим рынок услуг по созданию облачной инфраструктуры составит дополнительно около 20 млрд руб. Более заметны станут зарубежные вендоры, например Google, Salesforce, Amazon.



Вообще, 2013–2014 гг. должны стать переломными в использовании облаков для размещения ИТ-инфраструктур предприятий. "Критическая масса функционирования всевозможных понятных и полезных облачных сервисов, информации на облачную тему, успешных историй, доступности ШПД-интернета, – перечисляет Максим Захаренко, –стремительно меняют мнение ИТ-специалистов, ИТ-аутсорсеров об использовании облачных решений в компаниях СМБ, а также отдельных сценариях и проектах крупного корпоративного сектора". Высокая конкуренция в традиционной модели поставок оборудования и ПО не дает возможности увеличить доход в "канале", где по многим позициям маржинальность падает практически до нуля.



Гибкость и экономичность облачных решений дают принципиально новые возможности заработка для ИТ-рынка. Вендоры программного обеспечения тоже не стоят на месте и практически все так или иначе разработали или разрабатывают модели лицензирования и использования ПО на ограниченное время "по подписке" – у провайдера или в офисе. Свое влияние на этот процесс оказывает и государство, планомерно продвигая идею облачных госуслуг, обсуждая и создавая те или иные платформы "гособлаков".



Заинтересованные лица


Максим Захаренко говорит, что потенциально на облачную ИТ-инфраструктуру может перейти до 70–80% компаний малого и среднего бизнеса в течение 1–2 сроков модернизации ИТ-инфраструктур, то есть за 5–8 лет. Причем процесс этот будет очень неравномерный. В настоящее время, по оценкам "Облакотеки", на облачную ИТ-инфраструктуру целиком или частично переходит не более нескольких тысяч предприятий СМБ в год, но этот процесс ускоряется на глазах. При этом существуют некоторые отрасли, которым облака не очень подходят, что связано с особыми требованиями к передаче данных, например в проектировании. "Объем данных, которым оперирует проектировщик в определенный момент времени, настолько велик, что, чем ближе находится источник данных, тем проще работать", – поясняет Михаил Муромский, руководитель отдела автоматизации проектирования Санкт-Петербургского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института "Атомэнергопроект" (СПбАЭП).

По оценкам участников рынка, лидерами по потреблению облаков будут ритейл, телеком, фармацевтика, текстильная промышленность, строительство и СМИ.



Игорь Веселов
, операционный директор по ИТ компании "М.Видео", делится своим опытом: "Компания запланировала внедрение проекта Predictix в 2009 г. Проект подразумевал перевод в облако нескольких модулей. В 2010 г. был запущен модуль планирования продаж и закупок. Пилот по планированию пополнений и стоков, а также модуль ассортиментного планирования были запущены в 2011 г. А уже в 2012 г. компания полностью перешла на облачные технологии для критически важного бизнес-приложения".



На данный момент "М.Видео"использует как традиционные решения собственных центров обработки данных, так и новые подходы в области ИТ, в том числе облачные технологии. В рамках проекта по запуску Predictix выбор облачных технологий был обусловлен тем, что на тот момент у компании не было своей достаточной экспертизы по организации и построению систем прогнозирования и планирования. При этом облачные технологии позволяли компании достаточно быстро начать использовать систему и вплотную заняться выстраиванием эффективных внутренних бизнес-процессов."Использование облачных технологий, – продолжает Игорь Веселов, – также избавляет от необходимости инвестировать средства в закупку "железа", процессоров и другого необходимого сопутствующего оборудования. Оплата облака, в отличие от "железа", происходит по требуемому объему, при этом необходимые объемы корректируются очень гибко и оперативно".



Для оптимизации расходов на обслуживание системы электронной почты СПбГУ изучил возможности облачных технологий, обеспечивающих необходимое масштабирование при минимальных затратах и к тому же освобождающих от забот по сопровождению системы. Юрий Гросс, начальник отдела ИТ Высшей школы менеджмента СПбГУ, рассказывает, что при выборе облачной платформы рассматривались различные предложения, и на финальном этапе предпочтение было отдано специализированному облачному сервису MicrosoftLive@edu, ориентированному на использование в высших учебных заведениях.



Только на начальном этапе отказ от приобретения серверного оборудования позволил сэкономить несколько десятков тысяч долларов. К этим суммам пришлось бы добавить расходы на обустройство серверного помещения, установку систем безопасности и кондиционирования, оплату электроэнергии, администрирование почтовой системы. Кроме этого, ежегодное увеличение числа размещаемых на серверах почтовых ящиков потребовало бы периодической модернизации системы и расширения объемов дискового пространства. Использование облачного решения освободило университет от этих забот, позволив сконцентрироваться на развитии других процессов. В настоящее время в СПбГУ активно расширяется использование решений на базе модели частного облака (privatecloud). На начало 2013 г. в Вычислительном центре СПбГУ было более 1000 виртуальных серверов.



VIP-клиент облаков


На облачной ИТ-инфраструктуре может работать почти любая компания сегмента среднего и малого бизнеса, потому что ИТ – это горизонтальные сервисы, применяемые во всех вертикалях. Максим Захаренко считает, что можно выделить наиболее готовые к облачным решениям типы бизнеса: бизнес с филиальной сетью, стартапы, ИТ-компании с удаленными специалистами, бизнес, сокращающий затраты на офис, сезонный бизнес с переменной потребностью в ИТ-ресурсах, требующий географического распределения или резервирования данных, "длинный хвост" дочерних предприятий крупных корпораций и вообще любая компания, находящаяся на этапе принятия решений по организации, расширению, дроблению, слиянию, модернизации своей ИТ-инфраструктуры.



Дмитрий Дородных,
начальник отдела продуктов для унифицированных коммуникаций Orange Business Services в России и СНГ, с этим согласен: "Сегодня наибольший интерес к облачным вычислениям проявляет средний и малый бизнес. Большие компании и международные корпорации тоже рассматривают и внедряют облачные технологии, но они с трудом поддаются учету, так как они часто рассматривают варианты самостоятельного построения частных облаков с помощью собственных ИТ-служб".



Доли компаний СМБ, интересующихся видами облачных сервисов




Источник: Marketvisio, Orange Business Services, 2012


Также облака используют чаще всего компании с разветвленной филиальной сетью, которым необходимо привести ИТ-инфраструктуру к единым стандартам и централизовать ее.



Юрий Виноградов
, ИТ-директор компании "Балтика", рассказывает, что некоторое время назад консультировал одну распределенную, но небольшую по численности персонала компанию, имеющую достаточно масштабный бизнес в области грузоперевозок как внутри страны, так и в ближнем зарубежье. В этой компании информационные технологии являются центром бизнеса, поскольку ручной труд максимально автоматизирован, и даже минимальные по времени простои оказывают на него существенное влияние. В процессе анализа основных проблемных мест и подбора решений становилось понятным, что достигнуть высокого уровня качества без существенных затрат на новую инфраструктуру нельзя. Реорганизация серверной комнаты с дополнительными резервными источниками питания и каналами связи, новое достаточно мощное оборудование, реализация резервных схем и процедур, приобретение недешевого ПО, увеличение штата сотрудников за счет привлечения высококвалифицированных специалистов были затратными не только на стадии внедрения, но и при поддержке инфраструктуры в дальнейшем.



Приняв во внимание основные критерии – цена, качество и безопасность – взаказчик сделал выбор в пользу облачных технологий. Безусловно, уровень организации вычислительных ресурсов ЦОД гораздо выше, чем тех, что можно реализовать собственными силами в офисе. Это круглосуточная техническая поддержка, что немаловажно, поскольку компания работает в разных часовых поясах. Это отсутствие серьезных первоначальных затрат и невысокая стоимость текущих расходов на поддержку. "Да, есть определенные вопросы по безопасности, но если подойти к их решению здраво и без паранойи, то можно найти компромисс", – уверен он.



Перспективы российского рынка облачных вычислений


Максим Захаренко считает, что в ближайшем будущем основную динамику будут показывать понятные IaaS-платформы для организации стандартных архитектур компаний среднего и малого бизнеса на основе AD и стека решений Microsoft, а также конечные SaaS-сервисы, которые обязательно должны иметь возможность интеграции в существующие ИТ-инфраструктуры. Сможет ли когда-нибудь любое предприятие автоматизироваться только набором SaaS-ов – покажет время.

Пока на пути у этого подхода стоят три глобальных проблемы: нет сервиса корпоративной авторизации, которому бы все доверяли; нет интеграционных стандартов взаимодействия различных SaaS-сервисов; нет возможности построить систему безопасности на нескольких разнородных SaaS. Если человечество преодолеет эти проблемы, то сценарий легкой автоматизации набором SaaS-ов возможен, но пока не видно соответствующих тенденций.



Для размещения интернет-проектов будут в основном использоваться PaaS-платформы, которые предоставят все более и более удобные средства для разработчиков. Правда, основные популярные PaaS-платформы (Azure, App.Engine и другие) расположены не в России.

Что касается интеграторов, то, по мнению Дмитрия Дородных, в дополнение к существующим игрокам рынка, среди которых значительную долю составляют хостинг-провайдеры, продающие чаще виртуальные сервера, а не полноценную инфраструктуру, на рынок выйдут операторы связи, зарубежные и крупные российские интеграторы и сервис-провайдеры.



Эксперты ожидают, что в 2013–2014 годах рынок вырастет в 2–3 раза. Кроме основных сервисов, таких как корпоративная почта и средства для совместной работы, которые сейчас особенно востребованы, лидерами спроса станут облачные CRM.

Владимир Савченко замечает, что способствовать росту будет расширение пропускной способности интернет-каналов, большая их доступность в регионах, а также повышение уровня безопасности решений и информированности клиентов о преимуществах облачных сервисов.



Однако многие компании по-прежнему осторожно относятся к изменениям. Андрей Педоренко, директор департамента информационных технологий компании "Альфа Страхование", говорит: "Мы достаточно внимательно смотрим на сервисы публичных облаков. Но в настоящий момент у них, на наш взгляд, есть ограничения по безопасности, обеспечению конфиденциальности. Поэтому пока мы не используем облака. Возможно, это вопрос психологии. Мы себя считаем компанией инновационной, но при этом консервативной. Необходимо понимание, даст ли это эффект бизнесу. ИТ-система, прежде всего, должна быть функциональной, устойчивой и безопасной, а вот опирается ли она на новейшие технологии или нет, не так важно – должен присутствовать здоровый консерватизм".




Наталья Суслова

Вернуться на главную страницу обзора