oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2012

Облачные CRM захватили 40% рынка

Облачные CRM захватили 40% рынка

В сфере CRM поставка сервисов из публичного облака достигла наибольшего распространения среди других сегментов бизнес ПО. Российский покупатель более осторожен, но уже сейчас большинство обращений касается CRM, предоставляемых по модели SaaS.

Согласно данным Gartner, в 2012 г. 40% выручки от поставок решений этого класса пришлось на сегмент SaaS. Наибольшее распространение такая модель получила в Северной Америке, где есть компании, которые работают только по модели «программное обеспечение как услуга». Прежде всего, речь идет о компании Salesforce.com, которая по итогам года опередила SAP и вышла на первое место по объему выручки на рынке CRM.



Поставщики решений рапортуют о рекордных темпах роста продаж SaaS. Например, президент Oracle Марк Херд в марте 2013 г. заявил, что очередном квартале «доходы только от предоставления программного обеспечения в виде сервиса (SaaS) выросли более чем на 100%, поскольку много новых заказчиков выбрали бизнес-приложения для управления продажами, услугами, маркетингом и персоналом, поставляемые в облачной среде Oracle Cloud».



SaaS: дешевле и удобнее


Популярность облаков связана с тем, что совокупная стоимость владения таким решением оказывается ниже. Таким образом, CRM становится более доступным решением, чем несколько лет назад, расширяется применение таких систем в предприятиях малого и среднего бизнеса. «Облака “демократизируют” CRM-системы, делают их более доступными для тех компаний, которые ранее только могли мечтать об использовании CRM в своей работе. Это, в основном, компании малого и среднего бизнеса», – рассказывает Оксана Круглова, руководитель направления продвижения CRM-решений Microsoft в России.



Кроме того, у такой системы более низкий порог технической подготовки для использования. «Привлекательность решений в облаке заключается в том, что это не только способ предоставления и потребления программного обеспечения в виде сервиса, это, по сути, новый тренд в разработке, поддержке, развитии ПО, – объясняет заместитель генерального директора SAP СНГ Дмитрий Красюков. – Огромная часть населения использует соцсети, для этого нет необходимости проходить обучающие курсы по работе в системе - интерфейс интуитивно понятен, все работает быстро, все устроено для удобства конечного пользователя. Решения в Cloud разрабатываются также. Вчерашние teenagers, общающиеся в сетях, сегодня уже менеджеры с определенными представлениями и установками о том, что из себя должны представлять ИТ-решения».



Крупный бизнес отказывается от старых CRM в пользу облачных


Облачные сервисы выбирают не только компании, которые впервые внедряют CRM. Зачастую, на продукты SaaS переходят компании, которые ранее использовали традиционные системы. «Такая тенденция заметна у фармацевтических компаний, как в мире, так и в России. – отмечает Елена Миронова, директор департамента бизнес-приложений Oracle СНГ. – Они предпочитают выбирать решения в SaaS-модели, когда отказываются от устаревших систем или впервые выбирают полнофункциональное CRM-решение».



Как правило, компании отказываются от устаревших систем on-premises, чтобы уйти в облако. За счет этого достигается экономия затрат, а сотрудники получают более гибкий инструмент, доступный с широкого класса устройств. «В настоящее время насчитывается более 15 млрд устройств, подключенных к интернету, и к 2020 г. цифра вырастет до 50 млрд, – рассказывает управляющий партнер Terrasoft Катерина Костерева. – Все эти устройства будут работать с приложениями, которые используют облачную архитектуру. Конечно же, подобное развитие событий обусловило рост популярности SaaS-модели в сегменте CRM-решений».



Облачные CRM для российского SMB


Энтузиазм россиян по поводу облаков ниже, чем у западных коллег. Крупный бизнес пока присматривается к облакам, тестирует их, выносит вовне некритичные задачи. «В России облака не так давно стали привычным способом использования технологий, поэтому российские компании, скорее, «примериваются» к облачным CRM. На Западе ситуация немного другая – там использование облака является совершенно естественным. Таким образом, все зависит от готовности рынка», – говорит Оксана Круглова.



«Среди крупных компаний в России пока таких тенденций в CRM-практике не наблюдается, – отмечает Дмитрий Красюков. – Если компания серьезно инвестировала в традиционную систему on-premises, вряд ли она будет в ближайшее время переходить в облака. По крайней мере, до окончания жизненного цикла этой системы. А вот новые компании, принимающие решение о выборе CRM-системы, вполне рассматривают вариант в облака».



В России наибольшее применение облачные CRM находят в сегменте SMB, где, с одной стороны, нет средств на внедрение полноценной системы внутри компании, и, с другой стороны, не такие высокие требования к провайдеру в плане отказоустойчивости. В российском офисе Microsoft констатируют, что с момента выхода на российский рынок решения Microsoft Dynamics CRM Online в ноябре 2012 г., 7 из 10 компаний, обращающихся по теме CRM, интересуются именно облачными продуктами. Аналогичный расклад корпорация фиксирует на американском рынке: 65% приобретателей СRM покупают именно облачные продукты.



По мнению представителя Катерины Костеревой, в России сейчас около 10% используемых СRM поставляются по модели SaaS, и этот показатель постоянно увеличивается.



Павел Лебедев/CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора