oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2012

Мировой рынок BI снижает темпы роста

Мировой рынок BI снижает темпы роста

Динамика мирового рынка BI замедляется, хотя аналитика остается в числе приоритетов CIO, которые намерены модернизировать уже существующие системы. Поставщики предлагают новые инструменты BI. Трендом 2012 г. стало развитие средств визуализации, которые облегчают работу с аналитическими решениями.

Средства бизнес-аналитики — один из важнейших приоритетов в повестке дня ИТ-директоров. Это четвертый по величине продаж сегмент бизнес ПО. Чем больше генерируется данных, тем выше потребность в пересмотре бизнес-моделей, поэтому совершенствование средств аналитики больших данных становится ключевым моментом для экономического развития. Тем не менее, развитие рынка замедляется. Многие компании уже давно внедрили BI, поэтому сейчас им приходится лишь дорабатывать и модернизировать существующие системы. Кроме того, негативное влияние на уровень продаж оказывают плохие макроэкономические показатели. Из-за этого темпы роста рынка замедляются. В 2012 г. объем рынка вырос на 7% (до $13,1 млрд) по сравнению с 17% ростом годом ранее. В 2013 г. темпы роста сохранятся на уровне 7%, сообщают аналитики Gartner.



«В период прошедшего кризиса и в посткризисный период для руководства компаний было важно принимать правильные управленческие решения, направленные на повышение эффективности бизнеса и сокращение издержек. Как раз на данный период пришелся наибольший рост рынка BI как аналитического инструмента способного решить эти задачи», – комментирует Максим Барсуков, директор департамента информационных систем «АМТ-Груп». «Замедление роста мирового рынка бизнес-аналитики связано с его насыщением и стабилизацией. Напомню, что последние годы BI-рынок был одним из самых быстрорастущих сегментов мирового ИТ-рынка, и такая ситуация не могла сохраняться в течение долгого времени», – добавляет первый заместитель генерального директора компании «Прогноз» Максим Балаш.



BI по-прежнему в числе приоритетов


Несмотря на снижение темпов роста эксперты исполнены оптимизма и считают, что сегмент BI продолжит развиваться опережающими темпами по отношению к другим направлениям бизнес ПО. Во-первых, несмотря на то, что крупные предприятия приступили к внедрению первых систем бизнес-аналитики 10-15 лет, до сих пор остается множество сфер в работе бизнеса, не охваченных инструментами BI, например HR или маркетинг. Во-вторых, уже развернутые решения требует совершенствования. «В большинстве компаний системы описательной аналитики были построены в области финансов и продаж, но остается большой запас роста для диагностики, предсказаний и рекомендаций», – утверждает вице-президент по исследованиям Gartner Курт Шлегель (Kurt Schlegel). В третьих, есть большой потенциал на рынке среднего бизнеса, который, в основной своей массе, еще не приступал к внедрению BI.



В будущем драйвером роста для рынка станут продукты DaaS (Data-as-a-service). В этом случае информация находится не во внутреннем хранилище предприятия, а предоставляется по требованию из облака. Организации подпишутся на дата-сервисы, которые будут интегрированы со средствами аналитики. При традиционном подходе определенный тип данных связан с определенным софтом, а для взаимодействия различных сегментов приходится использовать специальную программную прослойку EAI (Enterprise Application Integration). Предоставление данных по запросу позволяет бизнесу избежать проблем с использованием различных программных систем.



Лидеры рынка сосредоточились на визуализации


На рынке BI по-прежнему доминируют 5 компаний. Лидером по итогам 2012 г. осталась компания SAP, выручка которой составила $2,9 млрд, хотя рост по сравнению с предыдущим годом оказался всего 0,6%. Авторы отчета отмечают, что динамика по программному обеспечению Business Objects снижается, в то же время у SAP широкая линейка продуктов по аналитике, и некоторые из продуктов выходят за рамки методики Gartner. С другой стороны, у немецкой компании есть большая база лояльных клиентов, сильный департамент по продажам и широкая партнерская сеть. В группе преследователей находятся Oracle ($1,95 млрд), IBM ($1,62 млрд), SAS ($1,6 млрд) и Microsoft ($1,19 млрд). По сравнению с 2011 г. SAS и IBM поменялись местами.

Вендор Выручка в 2012 г., млн $ Доля рынка в 2012 г. Выручка в 2011 г., млн $ Рост за 2011-2012 гг.
1 SAP 2902,5 22,1% 2884 0,6%
2 Oracle 1952,1 14,9% 1913,5 2,0%
3 IBM 1625,6 12,4% 1478,8 9,9%
4 SAS 1599,7 12,2% 1542,9 3,7%
5 Microsoft 1189,3 9,1% 1059,9 12,2%
Другие 3861,9 29,3% 3416 13%
Всего 13131,1 100% 12295,1 6,8%

Источник: Gartner, 2013

Перейти к полной таблице


В прошлом году ведущие поставщики главное внимание уделили разработке технологий data discovery, которые позволяют визуализировать данные для удобства работы с ними. Продукты QlikTech, Salient Management Company, Tableau Software и Tibco Spotfire, которые специализируются на таких сервисах, традиционно имеют более благоприятные отзывы со стороны клиентов, чем поставщики решений OLAP (аналитика в режиме реального времени) и архитектуры семантических слоев.



В 2012 г. остальные игроки наверстывали упущенное. Компания MicroStrategy улучшила инструмент Visual Insight, SAP запустила сервис Visual Intelligence, а SAS – Visual Analytics. Аналитический инструмент Power View для Excel получил дополнение для визуализации данных Power View. Компания IBM выпустила решение Cognos Insight, получившее средства для предоставления информации в графическом виде. Богатым на события оказался рынок M&A. Oracle завершил сделку по приобретению за $1,1 млрд компании Endeca, в портфеле которой есть решение по визуализации данных. Компания Actuate приобрела фирму Quiterian, которая специализируется на визуальном представлении результатов интеллектуального анализа данных (data mining), медиа аналитики и бизнес прогнозировании.



Поставщики BI в «магическом квадранте» Gartner по итогам 2012 г.


Источник: Gartner, 2013


Плюсы и минусы ведущих решений


Согласно исследованию Gartner, с технологической точки зрения лучшим решением является продукт IBM. Компания усилила свои позиции за счет приобретений в области аналитики прогнозирования, а также обновила линейку продуктов: в 2012 г. вышла новая версия пакета Cognos BI, появились инструмент для визуализации и решение «analytics-as-a-service». Сильными сторонами респонденты опроса, проведенного аналитической компанией среди пользователей BI, назвали отсутствие сбоев и качество интеграции с ИТ-инфраструктурой. Слабыми сторонами продуктов IBM являются низкая производительность и сложность в эксплуатации.



Немецкая SAP оказалась на границе между сегментами лидеров и визионеров. В 2012 г. компания отметилась активностью на рынке M&A, а также выпустила новые инструменты прогнозирования и визуализации. Сильной стороной являются мобильные сервисы. Высокие показатели также обусловлены использованием скоростной технологии обработки данных Hana. Значительную роль играет наличие большого числа специалистов, хотя пользователи продуктов SAP все равно часто жалуются на недостаточную поддержку. Среди минусов пользователи также назвали неустойчивость и высокую вероятность сбоев при работе с SAP.



Корпорация Microsoft, также находящаяся в лидирующей группе, делала ставку на интеграцию элементов BI с другими своими продуктами: Excel, Microsoft SQL Server, Sharepoint. Минусами является сложность продуктов, недостаточная функциональность (в основном это касается MS Server 2008 R2), отсутствие мобильных решений. Недостатки компенсируются низкой ценой.



Достоинством решения Oracle является широкая функциональность и возможность интеграции с другим бизнес ПО компании: в пакете Oracle Business Intelligence Enterprise Edition (OBIEE) содержится более 80 приложений аналитики для других решений Oracle (E-Business Suite, PeopleSoft, JD Edwards, Siebel, Fusion). Проблемами является низкое качество ПО (частые сбои) и недостаточный уровень поддержки, утверждают пользователи. Кроме того, корпорация отстает от конкурентов по внедрению мобильной аналитики и средств визуализации.



Преимущества SAS заключается в хорошо проработанной системе интеллектуального анализа, технологиях data mining, в возможностях моделирования и построении прогнозов. Кроме того, в 2012 г. компания предприняла шаги по унификации интерфейсов и выпустила инструмент для визуализации. Недостатки заключаются в сложностях при освоении и высокой стоимости.



Другими технологическими лидерами рынка, не входящими в топ-5 поставщиков, являются QlikTech, Tableau Software, MicroStrategy, Tibco Spotfire, Information Builders. В качестве преследователей (challengers) названы LogiXML и Birst.



В группе нишевых игроков, которая включает более десятка компаний, следует отметить российскую фирму из Перми «Прогноз», которая второй год подряд участвует в исследовании Gartner. В числе преимуществ отечественной платформы аналитики назвали функциональность и высокое качество поддержки, главным недостатком – неудобство платформы для сторонних разработчиков, что мешает адаптировать решения для клиентов. Кроме того, Prognoz Platform, как правило, используется для решения локальных задач, только 20% пользователей назвали ее BI-стандартом. Наконец, присутствие за пределами России остается минимальным, хотя компания инвестирует в экспансию на другие рынки.




Павел Лебедев/CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора