oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2012

Что дает аналитика в сфере государственного управления?

Что дает аналитика в сфере государственного управления?

Российские ведомства в большинстве своём уже закончили внедрение транзакционных оперативных систем и вплотную подошли к решению аналитических задач. Первой «ласточкой» стало принятое 20 ноября 2012 г. Постановление №1198 Правительства России о необходимости внедрения централизованной системы анализа жалоб и обращений граждан. Артем Кожухов, ведущий эксперт по работе с госсектором в компании SAS Россия/СНГ, рассказал CNews о перспективах использования средств аналитики для управления государством.

Зарубежный опыт показывает, что аналитические продукты пользуются заслуженной популярностью именно в среде государственного управления. Этому способствуют, по крайней мере, 2 основные причины. Во-первых, среди основных функций управления государством – осуществление контроля в различных областях жизни граждан. Причем аналитика является эффективным и наименее затратным способом реализации этой функции. Во-вторых, исторически так сложилось, что государство собирает и накапливает огромные объемы данных обо всех объектах и субъектах, находящихся на его территории и даже просто входящих в сферу его интересов. А при решении аналитических задач именно наличие информации является залогом успеха. Не последнюю роль играет и географическое распределение объектов управления по территории, особенно значимое для больших стран.

Выявление незадекларированных доходов налогоплательщиков; мошеннических схем при получении пособий и государственных выплат; потенциально криминальных и нелегальных действий; экономическое моделирование; анализ нелегальной миграции, в том числе несанкционированные  переходы границы; трудоустройство; денежные потоки и много другое – все эти задачи решаются аналитическими средствами.


Культура работы с аналитическими технологиями в госструктурах за рубежом, в том виде, в котором она существует сейчас, появилась не в одночасье — её развитие было постепенным. Сначала там научились готовить данные для анализа, очищать их от дублей и некорректных записей, вести руководства нормативно-справочной информации. Затем начали повсеместно применять реактивную или описательную аналитику: отвечать на вопросы о том, что произошло, как часто фиксируются аналогичные случаи, сколько всего их было. И только вслед за этим, по мере усложнения задач, продвинулись к методам углубленной, или предиктивной аналитики, научились предсказывать будущие события, анализировать текстовую информацию и многое другое. Стоит отметить, что базовые технологии подготовки данных, визуализации отчетов продолжали и продолжают развиваться на каждом этапе становления аналитики.

Россия использует широкий набор современных инструментов в части передовых СУБД, хранилищ данных, интеграционных шлюзов, позволяющих объединять и обогащать информацию, обеспечивая разносторонний взгляд на рассматриваемую проблему. За последние годы также было оцифровано большое количество архивных данных. Процессы получения актуальной информации, в том числе из отдаленных регионов, уже налажены, по большей части при помощи внедренных транзакционных информационных систем и разного рода порталов. В результате, к настоящему времени государственные учреждения вплотную подошли к пониманию пользы и возможностей, которые может им дать углубленная аналитика в управлении государством.

Власть заинтересовалась анализом информации, причем дело не в том, чтобы шпионить за собственными гражданами, а в том, чтобы сделать работу госучреждений более эффективной и удобной, в частности, принимая во внимание мнения людей. Утверждение курса власти на анализ информации подтверждается в Постановлении Правительства РФ «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг». В этом документе определены централизованные процедуры сбора и диспетчеризации информации от граждан. Кроме того, на протяжении 2012 г. мы видели, что на уровне Государственной думы и Правительства РФ вносятся изменения и в другие законодательные акты, связанные с информационным обменом. В череде именно таких инициатив был нашумевший «Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Хотя Россия несколько отстает от развитых стран в сфере внедрения и использования аналитики, это отставание можно и нужно использовать во благо, изучив и адаптировав подходящий нам опыт под решение собственных задач, не «изобретая велосипед» заново. Самым близким по спектру решаемых задач, как это ни удивительно, к нам оказался Гонконг. В своё время власти Гонконга также пошли по пути централизации сбора и анализа информации от граждан по вопросам работы государственных институтов. Для этого было создано отдельное учреждение – контакт-центр Hong-Kong Efficiency Unit.
 

Спустя некоторое время после начала работы у руководства этого центра возникло понимание, что, наряду с обработкой каждого отдельного обращения, нужен анализ всей совокупности жалоб, отзывов и предложений. Глубокое изучение информации позволяет выявлять скрытые тенденции и настроения, что и требуется для проактивного управления нуждами населения и выстраивания политики развития региона. Внедрение передового решения в области управления жалобами и обращениями быстро получило зеленый свет. Далее специалистам Hong-Kong Efficiency Unit предстояло выбрать решение с широкими возможностями по анализу текстов, устойчивое к выбросам, а также аналитическое решение, которое может анализировать обращения и выявлять взаимосвязи и корреляции между различными событиями.  

Выгоды от внедрения интеллектуальной системы анализа обращений граждан получили все заинтересованные стороны. Глубокая аналитика обращений и, как следствие, лучшее понимание нужд населения позволили решать корневые проблемы, а не лечить лежащие на поверхности «симптомы». К тому же, ведомства получили поддержку в выявлении потенциальных проблем и поиске возможных путей решения, что позволило решать вопросы до их непосредственного возникновения или до заметной реакции общества на них. Также стало возможным менять и подстраивать стратегию ведомства под текущую ситуацию.  

Руководители региона получили дополнительную достоверную информацию для принятия решений, определения приоритетов развития и распределения ресурсов. Автоматизация процесса генерации аналитических отчетов по обращениям сняла нагрузку с Hong-Kong Efficiency Unit, поэтому увеличилась эффективность работы самого контакт-центра, в том числе в части скорости ответов на запросы граждан. Повысилась прозрачность процессов построения отчетности и анализа текстов. Благодаря этому периодические отчеты для государственных служащих и графики для высших государственных чинов стали информативнее. Существуют и другие интересные и реально функционирующие аналитические решения в области государственного управления, применение которых приведёт к заметному приросту эффективности работы государственного аппарата.
 

Важным признаком растущего интереса российского госсектора к анализу данных стало проведение конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты 2012». В прошлом году этот конкурс, организованный Аналитическим центром при Правительстве РФ, прошел во второй раз. В последние годы было запущено несколько десятков целевых программ и проектов, еще несколько десятков готовятся к запуску. В этих условиях, а также с учетом нехватки профессиональных аналитиков, в органах власти быстро сформировалась потребность в автоматизации аналитических процессов – от сбора данных и разработки математических моделей до представления результатов анализа в удобном для интерпретации виде. Во многих ведомствах и на высшем уровне страны появилось четкое понимание, что управление программами и проектами может стать на порядки эффективнее и результативнее благодаря специализированным методикам и инструментам планирования, мониторинга, анализа и контроля проектной деятельности.  

Таким образом, в России уже заложена основа для широкого использования аналитики, есть представление о том, какие задачи могут решаться с помощью таких технологий, и на высшем уровне говорится об их важности. Следующим этапом должно стать непосредственное внедрение систем интеграции данных и их углубленного анализа, тем более что в мировой практике достаточно примеров, на которых можно поучиться и которые могут стать источниками новых идей для модернизации и выстраивания более эффективных процессов.


Артем Кожухов

Вернуться на главную страницу обзора