oбзор

Обзор: Рынок BI в России 2013

Ключевым фактором в BI становится оперативность

Ключевым фактором в BI становится оперативность

Реалии нашей жизни таковы, что скорость работы сотрудников компаний, а следовательно и бизнес-процессов, возрастает в разы. Если несколько лет назад компании могли тратить неделю на решение одной задачи, то на данный момент на реализацию такой же задачи уходят дни, а иногда и часы.

Как государственные учреждения, так и коммерческие организации нуждаются в решениях, которые способны сократить сроки предоставления аналитической отчетности. Бизнес получает конкурентное преимущество перед другими игроками рынка, а государство – возможность оперативного реагирования на ту или иную задачу.

Сокращение сроков

По данным Gartner, в 2013 г. BI будет являться главным приоритетом в работе директоров по информационным технологиям. Даже в крупных компаниях BI-проекты считают успешными более 83% сотрудников. В 2012 г. 39% компаний значительно повысили свои расходы на бизнес-аналитику. По данным CNews Analytics, благодаря BI у 90% пользователей улучшается скорость бизнес-процессов и подготовки докладов, у 85% – процесс принятия решения.

Компаниям действительно нужна оперативная обработка и анализ данных на всех уровнях. Это актуально для заказчиков из любой отрасли: для госструктур, промышленных и финансовых организаций, FMCG-компаний и т.д. Максим Андреев, заместитель директора департамента информационных технологий, директор по бизнес-приложениям компании "Крок", отмечает, что даже не самым крупным предприятиям уже не хватает привычного Excel, все чаще такие компании внедряют решения BI: от скачанной в два клика opensource-системы до бюджетных коробочных решений крупных вендоров.

Потребность в оперативности подтверждает и Ирина Жорина, директор бюджетно-аналитического департамента "СБ Банка": "Сегодня в "СБ Банке" аналитические подразделения в деле построения необходимых аналитических приложений зависят от службы ИТ. Тем самым увеличиваются сроки предоставления отчетностей руководству банка для принятия оперативных решений. Как раз BI-система решает данную задачу, создавая единое информационное пространство бизнес-аналитики. Отличный инструмент для управления бизнесом с помощью BI-инструментов, прежде всего, OLAP (online analytical processing), который позволяет видеть данные в различных измерениях, анализировать их в любых разрезах. Мы заинтересованы во внедрении BI-платформы и движемся в данном направлении".

Таково мнение и Артема Дуванова, начальника управления архитектуры и технологий, департамент ИТ GE Money Bank. Он считает, что сокращение сроков предоставления аналитической отчетности – как раз одна из основных причин автоматизации в данной области. Под этим может подразумеваться как получение итоговых месячных отчетов в более раннюю дату следующего месяца, так и предоставление ежедневных отчетов к началу рабочего дня. Применение BI-систем позволяет сократить сроки и добиться их устойчивости, то есть гарантированного получения аналитического отчета к определенному времени или дате, что затруднительно при их ручном формировании.

О своем опыте рассказывает Андрей Педоренко, директор департамента информационных технологий "АльфаСтрахование": "Одна из целей использования систем бизнес-аналитики, в нашем случае системы QlikView, как раз повышение оперативности, сокращение сроков подготовки отчетности. В нашей компании использование бизнес-аналитики для отчетности работает в "полный рост" и направлено на максимальное удовлетворение потребностей внутреннего заказчика в различных профилях отчетности". Использование особенностей системы QV привело к тому, что заказчики не только имеют возможность изменять форматы отчетов, но и при наработке определенных навыков могут самостоятельно строить модели в том виде, в котором им это необходимо. Как результат они могут получить тот отчет, который им нужен, в максимально короткие сроки.

Банкам также в идеале хочется получать всю отчетность онлайн, по факту совершения операции. Дмитрий Первухин, начальник управления обработки данных и формирования отчетности "ТрансКредитБанка", замечает, что в большой организации существуют объективные ограничения, связанные с необходимостью сбора и консолидации данных, а также с процессами обеспечения качества данных. Поэтому вопрос ускорения (сокращения сроков) подготовки отчетности решается не только (и не столько) одним инструментом BI, а целым комплексом инструментов и организационных процессов.

Источник: BARC (Business Application Research Center), 2012

Кроме всего этого есть и внешние факторы, под которые необходимо подстраиваться, хотят этого организации или нет. В качестве примера Дмитрий Новиков, руководитель отдела комплексных систем автоматизации компании Softline, приводит налоговые проверки, где установлен четкий регламентированный срок предоставления необходимых документов. Для формирования подобной отчетности внутренние бизнес-процессы компании должны быть выстроены таким образом, чтобы не произошло срыва сроков ее предоставления в налоговую инспекцию.

Также в каждой компании существуют внутренние регламенты по срокам выполнения той или иной задачи. Если внутренний бизнес-процесс является для компании ключевым и от него зависит положение организации во внешней среде, то здесь также установлены определенные временные рамки предоставления информации и отчетности. Например, ответ клиенту на запрос в течение двух часов. Не стоит забывать, что объем информации и количество ее источников постоянно увеличиваются (базы банков, клиентов, посетители интернет-магазина и т.д.). Все эти данные необходимо обрабатывать, анализировать и выдавать аналитические выкладки в определенный срок.

Возможные инструменты

Существующие технологии дают возможность выбрать: обрабатывать в пакетном режиме большие объемы исторических сведений или пользоваться сравнительно небольшими наборами данных, но в режиме онлайн. Интересной задачей является поиск и реализация архитектуры, которая позволила бы комбинировать различные решения, обеспечивая одновременно и быстрый удобный доступ к большим объемам исторических данных, и работу с информацией, поступающей в реальном времени. Николай Дорогов, директор практики информационно-аналитических систем Columbus Россия и СНГ, отмечает, что его компания неоднократно реализовывала проекты, в которых на уровне BI-решения сводились данные из обновляемого раз в сутки хранилища данных и онлайн-данные из учетных систем. На их основе организовывались информационные панели, позволяющие с одного взгляда на экран понять текущее состояние дел в компании и динамику развития ситуации. Для профессиональных аналитиков же предоставлялись большие упорядоченные массивы оперативной информации.

Любые системы BI при их правильном применении обладают потенциалом для увеличения оперативности. Среди ключевых факторов Артем Дуванов выделяет создание процессов и выделение ресурсов на поддержание качества и согласованности исходных данных, а также четкий процесс контроля выполнения автоматических процедур формирования отчетов.

Сергей Портнягин считает, что для увеличения оперативности необходимо исключение "человеческого фактора" в подготовке отчетности и полная автоматизация прохождения данных от фронтовых систем. Кроме этого, большую роль играют анализ, оптимизация и совершенствование процессов подготовки данных для отчетности; распараллеливание независимых сложных аналитических расчетов для подготовки данных и их оптимизация; использование современных решений типа Big Data.

Также ключевыми элементами, по мнению Дмитрия Первухина, являются единый и непротиворечивый источник данных для отчетности (хранилище или тематические витрины); система обеспечения качества данных (интеграционная платформа и комплекс проверок данных на всех этапах их жизненного цикла); система ведения каталога отчетов и визуализации отчетных форм (это невозможно сделать в рамках какого-то одного инструмента, всегда будет некоторый комплекс инструментов); система моделирования и прогнозирования (специализированных инструментов, заменяющих Excel там, где это возможно).

Таким образом, подчеркивает Алексей Мещеряков, руководитель направления платформенных решений компании SAS Россия/СНГ, можно проанализировать миллиарды записей и получить отклик почти мгновенно. Многие системы отчетности работают по схеме "сегодня за вчера" или "сегодня за прошедшую неделю" после закрытия операционных дней. Очень важно иметь возможность оперативно провести дополнительный анализ, то есть поработать не только с готовой формой отчетности, но и со всем массивом информации, на котором она была построена. Это обусловлено тем, что задачи постоянно меняются и то, что спроектировано в системе отчетности неделю или месяц назад, может не подойти под текущие потребности.

Наталья Суслова

Вернуться на главную страницу обзора