oбзор

Обзор: Телеком 2016

Павел Растопшин

Павел Растопшин:

Операторы связи трансформируются в провайдеров услуг широкого спектра

Как в текущей экономической ситуации чувствует себя сегмент ИТ-аутсорсинга, какие изменения ожидают рынок с точки зрения ИТ-услуг для телеком-сектора, а также о продолжении сотрудничества с «Почтой России» и совместном масштабном проекте с «Ростелекомом» в интервью СNews рассказал Павел Растопшин, исполнительный вице-президент по продажам и операционной деятельности компании Maykor.

CNews: Как изменились ИТ-бюджеты у телекоммуникационных компаний в 2015 и 2016 годах? Какова динамика в рублях?

Павел Растопшин: После сложного 2014 года ситуация выправилась. Говорить о наращивании ИТ-бюджетов в телекоме пока не приходится, но заказчики не отказываются от ключевых ИТ-проектов. Сейчас они заняты поиском путей снижения их стоимости, как за счет импортозамещающих решений, так и за счет более глубокого анализа ценообразования поставщиков ИТ-услуг и стоимости владения ИТ-инфраструктурой. Это держит поставщиков услуг, и нас в том числе, в тонусе. Чтобы соответствовать требованиям заказчиков как по цене, так и по качеству, мы оптимизируем бизнес-процессы в логистике и управлении поставками в отработке заявок и вспомогательных функциях. Недавно мы перешли на конкурентные закупки, что, как мы ожидаем, положительно повлияет на стоимость наших услуг.

CNews: Как вы оцениваете объем и динамику рынка ИТ для телекома?

Павел Растопшин: Рынок продолжает плавно сокращаться. Но сегмент ИТ-аутсорсинга, в котором мы работаем, чувствует себя более или менее комфортно. Он более устойчив к экономическим катаклизмам ввиду ориентации на сокращение затрат заказчиков.

Maykor продемонстрировал стабильные показатели выручки от ИТ-услуг для телекоммуникационного сегмента. Отсутствие роста было связано не столько с общей динамикой, сколько с подготовкой к масштабным контрактам, работа по которым началась уже в 2016 году. Благодаря этому по итогам года мы ожидаем положительных результатов по услугам для телекома.

CNews: На что телекоммуникационные операторы готовы тратить деньги в условиях кризиса и невысоких ARPU? Что видно по текущим проектам — как изменится рынок 2016 года с точки зрения ИТ-услуг для телеком-сектора?

Павел Растопшин: Можно выделить два направления, куда операторы готовы вкладывать деньги. Во-первых, в условиях падения доходов от голосовой связи, они ищут новые пути заработка. Это облачные услуги, услуги для бизнеса (например, анализ больших данных), индустриальный интернет. С учетом большой популярности мессенджеров, которые сейчас отбирают у операторов доходы от голосовой связи, не исключено, что телеком-компании заинтересуются и этим сегментом. Иными словами, продолжается плавная трансформация операторов связи в провайдеров широкого спектра цифровых услуг, а это требует инвестиций в ИТ.

Во-вторых, в числе приоритетов — сокращение операционных затрат. Поэтому операторы готовы вкладывать средства в решения и услуги, дающие существенную оптимизацию внутренних бизнес-процессов, повышающие производительность инфраструктуры.

Павел Растопшин: Мы ожидаем, что роль аутсорсинга в стратегии телекома будет расти впечатляющими темпами

CNews: Насколько в эту стратегию телеком-операторов вписывается аутсорсинг?

Павел Растопшин: Телеком существенно продвинулся в этом направлении в последние годы. К примеру, от отдельных контрактов на обслуживание объектов связи сделан большой шаг к совместной эксплуатации сетей операторами по модели аутсорсинга, и движение в этом направлении продолжается.

Стремление к комплексности и централизации мы наблюдаем в том числе в области ИТ-аутсорсинга. Это не новый тренд, но с каждым годом он усиливается. Все чаще операторы выбирают единого поставщика услуг если не для всех своих структурных подразделений, то, как минимум, в масштабах нескольких федеральных округов. И не для решения какой-то одной задачи, а с максимальным набором функций. Мы ожидаем, что роль аутсорсинга в стратегии телекома будет расти впечатляющими темпами. Тот факт, что направление услуг для телекома приобретает стратегическое значение в бизнесе Maykor, как лидирующего поставщика аутсорсинга в стране и то, что появляются прецеденты заключения длительных аутсорсинговых контрактов в этой отрасли, подтверждает наш прогноз.

CNews: Пожалуй, самый обсуждаемый аутсорсинговый проект в телекоме, это «Сельская связь» «Ростелекома». В чем его уникальность, и какова роль Maykor?

Павел Растопшин: Действительно, «Сельская связь» — беспрецедентный по масштабу и весьма интересный для российского рынка проект. Речь идет о выводе на аутсорсинг эксплуатации более 1,5 тысяч линейно-технических цехов, обслуживающих инфраструктуру связи «Ростелекома» в сельской местности. Maykor не единственный подрядчик, но на сегодня нас можно назвать ключевым, потому что мы выиграли значительное число конкурсов оператора на техподдержку этой инфраструктуры в Поволжье, Центре, Северо-Западном регионе и на Урале. И это только первая волна, отыграно всего около 10% конкурсов из планируемого объема. Уникальность проекта не только в масштабе, но и в инновационной для России системе вознаграждения за услуги аутсорсинга, которая, как ожидается, позволит остановить снижение доходности оператора в сельской местности.

CNews: Как аутсорсинг может сделать прибыльным бизнес операторов связи на нерентабельных территориях?

Павел Растопшин: Система вознаграждения для подрядчиков по аутсорсинговому проекту «Ростелекома» «Сельская связь» привязана к доходу оператора связи в конкретном регионе. Это будет стимулировать аутсорсеров к более качественному выполнению работ с целью обеспечить стабильность связи, к предложению дополнительных услуг абонентам, что в сумме с более эффективной загрузкой персонала ЛТЦ, который переходит в штат аутсорсера, будет иметь положительный экономический эффект для оператора. Это уже подтверждено результатами пилотного проекта по аутсорсингу сельской связи, который мы с «Ростелекомом» проводили в 2014-2015 годах в двух районах Поволжья.

Конечно, на аутсорсеров ложится существенная социальная нагрузка, так как для переходящих сотрудников необходима особая система мотивации, которая позволит им увеличить свой доход, обучение современным технологиям и новым направлениям деятельности. Но у Maykor есть для этого опыт и необходимые ресурсы: собственный Центр компетенции, система дистанционного обучения, автоматизированного управления сервисными работами, грамотные механизмы диспетчеризации полевого сервисного персонала и повышения производительности их труда.

CNews: В области ИТ-аутсорсинга наиболее масштабным является ваш контракт на поддержку ИТ-инфраструктуры «Почты России». Каковы перспективы по этому проекту? Контракт завершается в следующем году, планируете ли вы продолжать сотрудничество?

Павел Растопшин: С «Почтой России» мы работаем не первый год, и у нас достаточно стабильное качество сервиса. Это непростой проект. Во-первых, из-за удаленности объектов — подразделения «Почты», где мы обслуживаем инфраструктуру, есть везде, даже на труднодоступных территориях. Во-вторых, требования «Почты» к поставщикам постоянно растут, что логично, так как заказчик развивается, и мы должны развиваться вместе с ним, а еще лучше это развитие немного опережать, чтобы успешно конкурировать в новом тендере, который будет объявлен уже в следующем году.

Сейчас в «Почте России» идет тиражирование автоматизированной системы отделений почтовой связи (ЕАС ОПС), усиливается контроль качества услуг поставщиков, внедряются новые информационные инструменты. Мы вовлечены в этот процесс, и постоянно развиваем своих специалистов, чтобы соответствовать новым требованиям заказчика. Недавно по системе ЕАС ОПС мы обучили более тысячи сотрудников.

CNews: Расскажите о наиболее заметных комплексных проектах в области ИТ-аутсорсинга в телекоме. Каковы их преимущества?

Павел Растопшин: С 2016 года Maykor приступил к техподдержке ИТ-инфраструктуры в пяти филиалах «Мегафон Ритейл». Примечательно, что «Мегафон Ритейл» провел централизованный тендер на поддержку ИТ-инфраструктуры как в офисах самого «Мегафона», так и в офисах и салонах связи «Мегафон Ритейл». Это показательный пример централизации сервиса. Заказчик отмечает значительное сокращение нагрузки на сопровождающие структуры за счет минимизации числа поставщиков. Это не единственный пример централизации сервиса в телекоме. Недавно мы заключили контракт на техподдержку оборудования в салонах связи «Билайн» по всей России. Вообще, операторы связи, и их ритейловый бизнес особенно, тяготеет к комплексности и централизации.

Вернуться на главную страницу обзора