oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2014

Андрей Суворов

Андрей Суворов:
20% наших клиентов пользуются нашими RFID-решениями    

О проекте создания электронного маршрутного листа и использовании RFID-технологий в интервью CNews рассказал Андрей Суворов, ИТ-директор Вlesk InCare.

CNews: Как последние изменения в российском законодательстве сказались на деятельности розничных предприятий?

Андрей Суворов: Blesk InCare – ведущий оператор в сфере аренды текстиля в странах СНГ. Среди наших клиентов есть пищевые предприятия, которым Вlesk InCare оказывает услуги по аренде и обслуживанию спецодежды для сотрудников.

В связи с принятием и введением нового технического регламента предприятиям пищевой промышленности предстоит решить до 2015г. ряд серьезных вопросов. Сейчас наступает момент, когда многие будут передавать часть своих непрофильных функций на аутсорсинг. Например, аренду спецодежды - одно из основных направлений нашей деятельности. Также к конечным продуктам будут предъявляться высокие санитарно-гигиентические требования, достичь которые можно улучшая гигиену на каждом этапе производства продукции. Одной из важных составляющих в этой цепочке является спецодежда.

CNews: Наблюдаете ли вы массовое внедрение новых технологий в компаниях, аналогичных вашей?

Андрей Суворов: Не все компании, подобные нашей, способны выделить немалые бюджеты на внедрение и развитие новых технологий. Безусловно, новые технологии призваны оптимизировать процессы, но отдача от такой оптимизации приходит не сразу. Часть пользователей готова использовать устаревшие, но «обкатанные» в их рабочей среде решения, стабильно приносящие прогнозируемый доход несмотря на временные потери и не всегда эффективное использование трудовых и производственных ресурсов.

CNews: Увеличили ли вы ИТ-бюджет на 2014 год? Насколько по сравнению с 2013 годом? Что стало драйвером роста?

Андрей Суворов: Да, бюджет на ИТ-развитие в 2014 г., по сравнению с 2013 годом, увеличен в 8 раз. Рост бюджета обусловлен инвестициями компании в интеграцию современных систем учета и контроля, в частности, RFID-технологий, в производственные и бизнес-процессы компании.

Мы возлагаем очень большие надежды на экономическую эффективность от внедрения новых технологий и надеемся, что они в максимальной степени позволят повысить производительность труда, точность учета и, как следствие, – прибыль компании. Мы стремимся стать достойными игроками как на московском рынке услуг, так и в регионах, и даже в дружественных государствах. Достигнуть такого качества сервиса без современных ИТ, бесспорно, нельзя.

Что же касается внутренних издержек компании на фиксированную связь, интернет, услуги мобильных операторов, то тут наблюдается снижение затрат за счет лояльности операторов, оптимизации зон использования связи, оптимизации бизнес-процессов.

CNews: Какие процессы вы планируете автоматизировать? Какой результат принесет автоматизация?

Андрей Суворов: Мы постоянно стараемся оптимизировать и автоматизировать наши бизнес-процессы, системы учета, контроля и планирования, финансовые системы. Оптимизация влечет за собой рост прибыли нашей компании за счет повышения эффективности работы наших сотрудников. Автоматизация касается не только процесса документооборота. Мы также работаем над автоматизацией производственной части, совершенствуем системы учета и идентификации производимых нами продуктов и услуг.

На данный момент, уже существенная часть нашего производственного процесса автоматизирована. Большую роль в деятельности компании занимает служба логистики и доставки. Для более полного и точного контроля за доставкой мы снабдили все автомобили нашей компании GPS/ГЛОНАСС маяками. Теперь мы с точностью до минуты можем отслеживать местоположение того или иного автомобиля, его маршрут. Это позволяет повысить контроль за доставкой товаров и услуг, исключить фальсификацию, со 100% точностью сказать - был ли водитель у того или иного клиента, и в какое время.

Для сокращения времени пребывания нашего водителя у клиента, а следовательно, возможности обслуживания большего количества предприятий, мы активно внедряем RFID технологии. Новшество внедрено и работает почти у 20% наших клиентов. Мы размещаем у них RFID метки и при каждом посещении производим их сканирование специализированными сканерами. В итоге, мы фиксируем факт замены ковровых покрытий и экономим время на получении подписи у ответственного лица клиента, которого порой очень трудно найти. При необходимости, клиент получает точный отчет о дате и времени посещения того или иного его адреса нашими сотрудниками.

В настоящее время производится тестовое внедрение электронного маршрутного листа для водителя. Суть проекта заключается в том, что водитель, имея на руках электронный планшет, видит все точки доставки, а также место, где должен располагаться привезенный ковер (у лифта, на входе, рядом с эскалатором). Данные на планшет передаются в режиме Online, что позволяет водителю оперативно отслеживать изменения в маршруте, общаться с персональным логистом посредством Push-сообщений. Также специализированная программа помогает нашим водителям строить свой маршрут с учетом московских пробок. Чем оптимальнее построен маршрут, тем большее количество клиентов получат качественную услугу вовремя.

CNews: Как ваша компания оценивает эффективность BI-проектов?

Андрей Суворов: Возможность аналитического исследования результатов работы предприятия с разных ракурсов позволяет нащупать слабые места и превентивно усилить их. Параллельно, мы анализируем изменения на рынке, прогнозируем те или иные тенденции, оперативно подстраиваемся под последние.

CNews: Какие специализированные решения для автоматизации фронт-, бэк-офиса, склада вы используете сегодня? Какова доля «самописного» ПО?

Андрей Суворов: Ввиду специализированной направленности работы нашего предприятия и специфических бизнес и производственных процессов, мы используем особые средства автоматизации. Сейчас, фактически, невозможно подобрать стандартные решения для полного и эффективного управления работой любой компании. Мы стремимся как можно более эффективно использовать те ИТ-ресурсы, которыми владеем на данный момент. В частности, мы имеем уникальную логистическую программу, которая позволяет «переваривать» колоссальные объемы информации о клиентах, о расписании доставок, ценовой базе.

В складском учете используется полностью переписанная под нас складская программа на базе продукта «1С: предприятие». Она позволяет учесть все нюансы складского и производственного учета, вовремя отреагировать на отклонения в работе, максимально эффективно распределить трудовые ресурсы складов и производства, повысить производительность труда.

Бухгалтерские решения так же адаптированы под нашу компанию, под особенности системы расчетов, бухгалтерской отчетности. Базируются эти решения на продуктах компании 1С.

Что немаловажно, процесс выдачи готовой продукции и приема грязных ковровых покрытий также автоматизирован и осуществляется средствами специально написанной для нас программы под терминал приема данных. Данный процесс позволяет значительно сократить время на прием и сдачу ковровых покрытий на производственно-складские мощности, что играет одну из важных ролей в производственном и логистическом процессах.

CNews: Каков был ваш подход к выбору аутсорсера и переходу на аутсорсинг?

Андрей Суворов: Рассматривая варианты аутсорсинга, мы в первую очередь ориентировались на профессионализм и багаж знаний последних. Не последним фактором в выборе была оперативность реагирования на наши запросы, нужды и пожелания. И естественно, мы ориентируемся на успешно реализованные аутсорсером проекты для других заказчиков.

В настоящее время мы активно пользуемся услугами GPS/ГЛОНАСС аутсорсинга, что позволяет получить качественный и многосторонний анализ жизни автопарка за приемлемые деньги. Также, мы пользуемся услугами компании, предоставляющей весьма сложные комплексные решения, используемые нами в проекте электронного маршрутного листа.

CNews: Ваша компания уже оценила возможности «больших данных»?

Андрей Суворов: Да. Мы широко используем информацию, извлеченную из больших данных. Ее анализ позволяет нам усиливать те сегменты наших бизнес-процессов, которые мы считаем недостаточно эффективными, что в свою очередь дает нам ощутимое преимущество на рынке. Анализируя информацию, полученную из больших данных, мы можем предлагать клиентам услуги в нужное время и по самой привлекательной цене, что сильно повышает нашу конкурентоспособность на рынке услуг.

CNews: Какие разделы наиболее популярны у посетителей вашего сайта? Почему?

Андрей Суворов: Несомненно, самым популярным разделом нашего сайта является раздел услуг. В зависимости от сезона или проведения PR-компаний меняется интерес к разделам о той или иной услуге. Например, в осенне-весенний сезон наступает пик посещения страницы об услуге аренды грязезащитных ковров. Также, весьма популярен раздел сайта «о нас». Ведь прежде чем начать сотрудничество с партнером, мы стремимся поближе узнать его, понять принципы и логику его работы, узнать об успехах и достижениях.

На главную страницу мы выносим новостную ленту, которую стараемся обновлять не менее 1 раза в неделю. Поскольку мы работаем на рынке B2B-услуг, интернет является одним из важнейших маркетинговых инструментов продвижения услуг компании Blesk InCare. В ближайших планах – организация online-консультанта для «горячих» ответов на интересующие клиента вопросы.

CNews: Как вы планируете «мобилизировать» ваших клиентов? В чем заключается выгода для вашей компании?

Андрей Суворов: Чем быстрее и качественнее клиент получит услугу, тем больше степень его удовлетворенности нашей работой. Клиенту необходим удобный и быстрый сервис при заключении договора на оказание услуги, дабы не отвлекаться от своих основных бизнес-процессов. Чтобы добиться наилучших результатов, мы планируем развивать интернет-продажи, расширяя сферы своего присутствия. В перспективе – разработка приложений для смартфонов, позволяющих произвести выбор продукта и его покупку в онлайн режиме.

CNews: Какие главные события, произошедшие в отрасли, вы можете выделить?

Андрей Суворов: Нельзя пройти мимо автоматизации процесса покупок как в обычном супермаркете, так и при заказе услуг посредством интернета либо мобильных приложений. Рынок стремится минимизировать человеческое участие в процессах и вероятность ошибок, вызванных человеческим фактором. Автоматизация делает этот процесс более быстрым и удобным для клиента, дает возможность сосредоточиться на совершенствовании и оттачивании бизнес-процессов. Качественный ИТ-аутсорсинг только закрепляет позиции автоматизации ритейла.

CNews: Какие тенденции в информатизации ритейла и рынка услуг в целом вы можете выделить?

Андрей Суворов: Среди тенденций в информатизации ритейла и рынка услуг - интернет-продажи, которые значительно расширили рынок сбыта.

Особенность В2В-рынка заключается в том, что заказчики сначала собирают предварительную информацию, и только через какой-то промежуток времени обращаются к услугам той или иной компании. На этом этапе могут помочь on-line консультанты.

Массовое распространение в ритейле получили мобильные устройства, доля которых неуклонно растет с каждым днем. Уровень сервиса растет прямо пропорционально количеству пользователей, переходящих на мобильные покупки, не требующие потери времени на посещение магазинов и офисов. Компании же, в свою очередь, экономят на затратах на шоурумы.

CNews: Внедрение каких инноваций будет актуальным в ближайшие два-три года?

Андрей Суворов: Безусловно, в ближайшее время ритейл будет стремиться к максимальной степени автоматизации продаж. Вполне прогнозируемо, что большую роль в этом процессе сыграет RFID-технология в том или ином проявлении. Ее самое большое преимущество в универсальности использования как в ритейле, так и в сервисе услуг.

Также, немаловажным будет повышение качества интернет-продаж, развитие мобильных приложений, расширение их функционала, совершенствование платежных систем.

В связи с активным развитием нашей компании в регионах и ближнем зарубежье, мы должны рационально подходить к организации удаленных офисов и их связи с головными офисами. Внедрение облачных технологий позволит нам ощутимо сократить затраты на приобретение серверного оборудования, необходимого для деятельности офисов, и в тоже время обеспечить комфортную деятельность сотрудников удаленных офисов при работе с данными.

Также, стоит серьезно задуматься об аутсорсинге, что позволит снизить затраты на создание и обслуживание офисов.

Вернуться на главную страницу обзора