Спецпроекты

На страницу обзора
Зачем торговле Supply Chain Management?

Разговоры про SCM (Supply Chain Management) в ритейле начались еще добрый десяток лет назад. Вполне возможно, что в ближайшие годы управление цепочками поставок в российской торговле станет, наконец, массовым явлением. SCM сулит нашим коммерсантам контролируемые и “прозрачные” цепочки поставок. Важно, чтобы и само понятие SCM стало вполне понятным и “прозрачным” для отечественной розницы.

Окончание второй мировой волны стало началом бума производства потребительских товаров в США. Одной из наиболее актуальных проблем начала 60-х годов прошлого века была оптимизация складских запасов. Быстро выяснилось, что дело не ограничивается одним только складом. Ведь для решения задачи улучшения его работы нужно знать и уметь автоматизировать еще транспортную логистику, производственные планы, снабженческо-сбытовую деятельность.

К работе подключились зарождающиеся в те годы ИТ-компании. Постепенно появилось на свет множество решений и систем для конкретных подзадач, таких как “складская” Warehouse Management System WMS, “логистическая” Transportation Management System (TMS), “снабженческая” Supplier Relationship Management (SMR).

SCM, от которого невозможно отказаться

Понятие Supply Сhain Management (SCM) появилось в западных публикациях в 80-х гг. В 1988 г. основатели американской компании i2 смогли взглянуть на вещи максимально широко и попытались предложить рынку одну из первых практических реализаций научной концепции SCM. Охватывающей и вбирающей в себя предыдущие подходы и разработки в качестве неких частных случаев и прикладных способов автоматизации процесса движения товара по цепочке поставок. В результате, на рынке появился отдельный сегмент SCM-решений.

В 2010 г. i2 была поглощена компанией JDA Software, объединившейся затем с RedPrairie и занявшей в 2012 г. 3-место в сегменте SCM-решений с долей 5%. Первые два места и почти 40% рынка принадлежали SAP и Oracle. Эта тройка лидеров благополучно главенствует в сегменте ИТ-решений для SCM и поныне.

Следует признать, что SCM-решения нашли для себя весьма благодарную аудиторию среди ритейлеров. Некоторые даже считают, что SCM пополнила собой “триаду” ключевых решений для торговли. Куда, определенно, входит ERP и CRM.

SCM-дихотомия: много раз пополам

Проделавшая навстречу ритейлу долгий путь концепция SCM обрела солидность, однако обросла по дороге множеством понятий. Она и сегодня тащит за собой длинный “хвост”, унаследованный еще с тех времен, когда она зрела и формировалась под наблюдением ученых где-то в недрах и глубинах складов и цехов производственных предприятий.

Так, SCM принято делить на подсистемы SCP (Supply Chain Planning) и SCE (Supply Chain Execution), каждую из которых можно, в свою очередь, дробить, подразделять и детализировать достаточно продолжительно. Все эти глубокие многолетние проработки и ювелирные отшлифовки ставшей острой как бритва концепции не утратили актуальности и поныне.

Однако можно отметить и то обстоятельство, что вполне корректное определение SCM занимает сейчас в любой энциклопедии несколько длинных абзацев, по прочтении которых у многих ИТ-практиков и, тем более, коммерсантов возникает немедленное желание ознакомиться со всем тем же самым повторно. И это не удивительно. Ведь вся эта пространная научная дихотомия с ведущимся параллельно мысленным “зачеркиванием в уме” всего того, что ритейлу заведомо ненужно, способна утомить даже матерых специалистов.

SCM – это для логистики

Нам же здесь, не претендуя на вклад в теоретическую базу, достаточно, пожалуй, вслух сказать то, что каждый практикующий ритейлер интуитивно знает безо всяких сложных ИТ- и прочих парадигм: логистику “по частям” автоматизировать всегда недостаточно эффективно. Отсюда следует, что действительно нужный практическому ритейлу SCM – это системная автоматизация логистики торговой сети “от и до”. Позволяющая реализовывать те или иные, давно имеющиеся у торговой компании логистические стратегии не на бумаге, а в жизни. Получивший долгожданное “то, что ему нужно” ритейлер испытает такую радость, что вряд ли будет спорить по поводу определений и названий с ИТ-экспертами. И наименование SCM ему вполне подойдет.

В каком-то смысле, SCM для розницы – это и есть современная информационная логистика. К примеру, такие подсистемы как WMS и TMS можно сегодня с равным успехом пытаться отнести как к SCM, так и к специализированным системам, предназначенным для логистики вообще (системы управления автохозяйством (FMS), техобслуживанием и ремонтом (ТОиР) и т.п.).

Другой, бросающийся в глаза аспект SCM – добавление ценности продукции на всех этапах ее движения по цепи поставок к покупателю. Запалеченный в зоне отгрузки или в фуре водителя-дальнобойщика товар – это не совсем то же самое, что товар, уже лежащий на полке магазина.

Таким образом, в случае с SCM для ритейла речь сегодня, пожалуй, идет, о максимально полной автоматизации всей логистической цепочки. Если подойти к той же теме со стороны фактического наличия комплекса интегрированных между собой ИТ-средств, автоматизирующих, прогнозирующих и сопровождающих товародвижение, то становятся понятно, почему на SCM-рынке столь сильны позиции ведущих ERP-вендоров. SCM – прежде всего концепция. Но фактор наличия у вендора готовых к работе ИТ-инструментов имеет значение. Об этом нам говорит сам рынок.

Кто правит балом на рынке SCM?

В качестве убедительной иллюстрации можно привести приобретение SAP компании Ariba, боровшейся еще пару лет назад с JDA Software и Manhattan Associates за место в первой тройке на рынке SCM. Глядя на рейтинги SCM-компаний минувших лет, невольно ловишь себя на желании лишний раз убедится в том, что вчерашнего SCM-лидера еще не приобрели правящие всем этим балом ERP-вендоры. Уж больно велик разрыв между парой бесспорных передовиков и всеми остальными.

Возможно, что данная расстановка сил снова и снова заставляет потенциальных заказчиков SCM глубоко задумываться о том, что же им, все таки, выбрать: отдельное решение или же SCM, прединтегрированное с ERP и фактически входящее в ее состав в качестве одной из подсистем?

Впрочем, помимо уже упомянутых нами поименно компаний, есть еще множество небольших разработчиков SCM-решений, которые в совокупности занимают примерно половину рынка. Так что конкуренция налицо и выбирать отраслевые SCM-решения всегда есть из чего. Отечественным ритейлерам – в том числе.

Кого и как выбрать?

“На российском рынке уже представлено много интересных решений. И у нас есть возможность выбора наиболее оптимального из них, с учетом потребностей того или иного заказчика, – делится опытом SCM-интеграции Максим Андреев, директор по бизнес-приложениям компании КРОК. – Например, для обеспечения управления логистическими цепочками, мы уже имеем опыт работы с решениями таких компаний, как Oracle, JDA, Ortec, IBM, SAP. Часто целесообразность выбора вендора зависит от долгосрочных планов развития компании”.

“Класс SCM-решений достаточно широк, – согласен зам. гендиректора «КОРУС Консалтинг» Александр Рахманов. – В него, например, входят как решения для планирования, так и решения, связанные с исполнением цепочек поставок. С последними «КОРУС Консалтинг» работает с 2006 г. Все наши проекты по автоматизации логистики на базе Manhattan Associates, а также (с 2013 г.) продуктов Ortec – это внедрения, которые напрямую относятся к SCM (в т.ч. TMS-решениям). Добавлю, что решение Oracle Retail, которое отлично ставится поверх практически любой ERP-системы (Oracle, SAP, Microsoft и пр.) также, с легкостью, решает задачи по планированию и прогнозированию цепочек поставок”.

Как же сориентироваться в многообразии предлагаемых отечественным ритейлерам SCM-разработок? Послушаем, что говорят интеграторы. “У нас есть заказчики, которые проводят выбор системы, сравнивая экономические показатели после тестового прогона, – делится алгоритмом зрелого покупательского выбора г-н Рахманов. – Мы закачиваем их исторические данные. Затем обрабатываем, опираясь на заложенные в систему математические модели. Клиент получает результат. И видит, что было бы, если бы он уже работал с системой. Потом, сравнивает со своими текущими бизнес-показателями. Если потенциальный заказчик видит экономию, то это и является для него аргументом для приобретения продемонстрированной ему в работе системы. Такую покупательскую тенденцию мы уже наблюдаем при выборе системы управления транспортом (TMS). Уверен, что скоро она проникнет и в прочие SCM-сферы”.

SCM, склады и российские дороги

Итак, заметное невооруженным глазом повышение зрелости в плане SCM у отечественных потребителей, видимо, началось с “подтемы” TMS. В чем, пожалуй, нету ничего внезапного. Ведь знакомство с миром SCM часто начинается именно с транспортной логистики. Притом, что ее автоматизация до сих пор возглавляет списки приоритетных дел для очень многих российских торговых компаний.

“Мы предлагаем SCM-решение на платформе Microsoft Dynamics AX, – рассказывает Наталья Гурова, директор практики Non-Food Retail, Columbus РФ и СНГ. – Если говорить о потребностях наших заказчиков, то это, прежде всего, решение транспортной задачи: минимизация затрат на доставку товара (как до сети, так и до клиента), формирование оптимальных, наиболее “быстрых” маршрутов поставки и пр.”

Изначально встроенные в западные ERP математические модели построения наилучших маршрутов могут дать сбой в условиях российских дорог. Одним из способов, помогающих решить такую проблему, является встраивание в систему планирования перевозок функционала ГИС и оперативных сервисов оповещения о дорожной ситуации.

“Можно добиться снижения транспортных затрат за счет оптимизации маршрутов перевозки и выбора поставщиков на 10%. Можно также обеспечить снижение штатного расписания за счет планирования смен на 15%”, – поделился накопленными знаниями и метриками на конференции CNews Николай Ситников, директор по развитию RAMAX International.

Аналогичным образом идет повышение зрелости ритейлеров в области использования систем типа WMS. Оптимизация складской логистики путем внедрения полноценных SCM систем нередко заканчивается, в частности, оптимизацией численности складского персонала. Это тем более актуально, поскольку многие ритейлеры успели осознать тот факт, что возможности привлечения низкооплачиваемого персонала для рутинной работы, видимо, не вечны.

“В части складской логистики, в 2013 г. мы прорабатывали несколько потенциальных проектов, которые касались оптимизации человеческих ресурсов, – рассказывает Александр Рахманов. – Это логичный шаг, следующий после автоматизации управления складом. Мы не придумываем по части SCM ничего нового, а лишь используем и адаптируем мировой опыт”.

“По нашему опыту, внедрение решения Infor Workforce Management (WFM) позволяет уменьшить затраты на ФОТ на 3% за счет оптимизации планирования человеческих ресурсов,” – добавляет к вышесказанному Сергей Колобов, региональный менеджер компании Infor по России и СНГ.

SCM, свой для каждого

Выбор оптимальной системы SCM для решения складских, транспортных и прочих задач определяется не только общей спецификой отрасли ритейла, но и особенностям конкретного торгового предприятия. ”Требования очень сильно различаются в зависимости от масштаба компании, – продолжает приводить примеры г-н Рахманов. – Если мы говорим про небольшую локальную сеть, то цепочка поставок будет преимущественно заключаться в транспортировке товара от местного поставщика или дистрибутора на распределительный склад, и далее – непосредственно в магазины. Когда же мы выходим на уровень автоматизации федеральных сетей, то дополнительно появляется взаимодействие между региональными складами, распределительным центром, а также многочисленными поставщиками – региональными и федеральными. Сложность задач в последнем случае, безусловно, возрастает. И SCM-решения, соответственно, потребуются другие, более комплексные”.

Немаловажно и то, каким товаром торгует розничная сеть. “Non-food ритейл характеризуется длительными по срокам цепочками поставок. Сегодня идет много импорта, поставок из Азии и т.д. Для чего обычно требуются решения для управления внешнеэкономической деятельностью, мультимодальными перевозками. А вот продуктовый ритейл, наоборот, характеризуется более “короткими” цепочками поставок,” – выявляет торговую специфику спикер. Понятно, что ее внимательный учет на стадии выбора SCM-решения способен, в частности, существенно сократить время, которое потребуются для внедрения.

Правило “N + SCM”

ERP давно стала центром ИТ-инфраструктуры сетевой розницы. Рост ИТ-зрелости отечественных ритейлеров, досконально изучивших реальные, а не обещаемые им первоначально возможности ERP, сочетается в наши дни с тем, что для многих из них пришло время для того, чтобы эти ERP поменять. Или радикальным образом обновить.

“Любой ритейлер заинтересован в минимизации издержек на развитие и обслуживание корпоративных ИС. Преследуя данную цель, большинство сетей меняет устаревшие, сильно модифицированные за время своей эксплуатации системы на быстро-развертываемые отраслевые ERP-продукты,” – делится наблюдениями Наталья Гурова.

Ни для кого не секрет, что в ритейле, как и во многих других отраслях, действует эмпирическое правило “N-1”: типичный клиент не обновляет ERP-систему немедленно, по мере появления новых версий, а продолжает какое-то время эксплуатировать версию предыдущую. Свершившийся, наконец, апгрейд может, заодно, открыть дорогу новому. К примеру, завершившееся в сентябре 2013 г. обновление “старой” версии SAP ERP ECC в сети «Эльдорадо», в частности, устранило оставшиеся преграды на пути внедрения складского решения SAP eWM на базе системы SAP SCM.

Заметим, что какая бы ERP не использовалась на предприятии, результатом ее эксплуатации обычно является рост понимания сути ИТ-проблематики, идущий параллельно с упорядочиванием бизнес-процессов. Таким образом, ERP помогает успешно пройти “нулевую” стадию организационной зрелости, называющуюся на жаргоне бизнес-консультантов, “силосом” (siloed management).

Несмотря на то, что SCM – это, прежде всего, бизнес-концепция, и только потом – технология, ERP-внедрения немало способствуют тому, чтобы в компании “все встало на свои места” в т.ч. и в организационном плане. Если вспомнить о популярности ERP в ритейле, то становится ясно, почему эта отрасль предрасположена сегодня к SCM больше многих других. Ведь оптимизировать цепочки поставок в компании, где не сложились бизнес-процессы, – занятие крайне неблагодарное. Хотя энтузиастов, которые помогут установить SCM в компанию, где еще ERP нету, отыскать тоже всегда можно.

Как бы ни было, годами формировавшиеся факторы и предпосылки открывают сегодня широкую дорогу для тех, кто продвигает SCM не в страну в целом, а именно в отечественную торговую отрасль. С другой стороны, ERP-системы по-прежнему поглощают львиную долю ИТ-бюджетов ритейлеров, уходящих на их обновление, эксплуатацию и модернизацию. Вполне возможно, что продажа SCM в составе ERP-систем является сейчас наиболее простым и, в то же время, сильным “ходом” для тех, кто занимается цепочками поставок в отечественной торговле. В частности, обновление ERP до “свежей” версии достаточно удачно сочетается интеграцией и добавлением SCM-функционала. Такую, стратегию продаж решений по управлению цепочками поставок можно, кратко и живо, описать как “N+SCM”.

Наше – для наших

Впрочем, продавать SCM можно сегодня по-всякому. К примеру, можно вспомнить о том, что некой универсальной путеводной звездой для многих заказчиков SCM-внедрений давно служит отечественное происхождение вендора в сочетании с соответствующей их ожиданиям ценой. Для них, как нельзя лучше, подойдут, например, заметно окрепшие за последние годы SCM-наработки на базе .

Радуют также и успехи ИТ-интеграторов стран СНГ. Так, в рамках комплексной автоматизации "Данон Украина", был внедрен программный продукт типа AddOn “SCM+APS” от компании ЦБТ. “SCM+APS” является встраиваемой подсистемой, которая интегрируется в существующие учетные системы компаний, например такие как “1С: УПП”.

“В результате использования решений ЦБТ компанией "Данон" были достигнуты впечатляющие результаты: сокращение уровня запасов на 30%, увеличение доступности товаров на 2–3% при уровне обеспеченности в 96–98%, уменьшение списаний готовой продукции на 17%, сокращение времени процесса планирования, а также его трудоемкости более чем на 60% и др. Системы реализованы на платформе “1С:Предприятие 8.3”, что обеспечивает простоту поддержки и возможность модернизации,” – поделились метриками оценки эффективности внедрения представители компании-интегратора в блоге CNews Club. Поскольку нынешние цепочки поставок – дело коллективное, местные ритейлеры должны как-то, со временем ощутить улучшения в работе своего крупного поставщика, работающего на всей территории, относящейся к Украине.

Итак, выбрать себе SCM-производителя можно самыми разными способами вплоть до интуитивного. В конце концов, о вкусах не спорят. Однако какого бы вендора не выбрал, в итоге, заказчик из ритейла, важным для него остается то, сможет ли конкретный интегратор пойти навстречу реальным, а не придуманным ИТ-разработчиками потребностям данной торговой компании. “Мы предлагаем торговым сетям SCM-решение, способное оптимальным образом удовлетворять их потребности с учетом характера бизнеса, масштабов и планов развития, – делится с CNews опытом правильного построения диалога с заказчиком Дмитрий Майоров, руководитель направления «Торговые сети» ГК CUSTIS. – Наше решение учитывает существующий информационный ландшафт компании и легко встраивается в него. Таким образом, мы не заставляем клиента подстраивать свой бизнес под нашу ИС, а, наоборот, развиваем систему в соответствии с требованиями бизнеса”.

Антон Степанов

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в рознице - 2013
Город Совокупная выручка от проектов в рознице в 2012 г. (включая НДС, в тыс. руб.)
1 Москва 4 007 057
2 Москва 3 376 219
3 Штаб-квартира: НьютаунЦентральный офис в СНГ: Москва н/д
Подробнее